2а-430/2021
10 RS0№ ...-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
14 мая 2021 года | ........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Еремеевой О. М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Мастаковой Д. В., Карпова М. Я. к Администрации Кондопожского муниципального района о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с названным иском, обосновывая требования тем, что являются собственниками жилого помещения - ........ в ........ (по 1/2 доли в праве). Постановлением администрации от ХХ.ХХ.ХХ дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. ХХ.ХХ.ХХ истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ссылаясь на ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 279 Гражданского кодекса РФ, 56.2, 56.3, 56.6 Земельного кодекса РФ, учитывая, что требование о сносе жилого дома в адрес ответчиков не направлялось, решение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества об изъятии для муниципальных нужд земельного участка расположенного по адресу ........ и находящихся в нем жилых помещений не принималось, просят признать незаконным бездействие администрации КМР, выразившееся в не направление соответствующего требования к истцам, о его сносе, непринятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения и обязать администрацию КМР направить соответствующее требование в их адрес и вынести решение об изъятии земельного участка и жилого помещения.
Административные истцы в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, доверили представление своих интересов Ковалевской Е.Н., которая, действуя на основании ордера, поддержала иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Мартынов Д.А., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, при этом указал, что АКМР решение об изъятии жилого дома и земельного участка не принимала, расселение жильцов предусмотрено в течение 7 лет, права и законные интересы истцов в настоящее время не нарушены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений ст. 219 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По общему правилу, закрепленному ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По смыслу разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума ВС РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, влечет за собой отказ в выкупе жилого помещения. При этом понуждение ответчика к принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен авариный дом, в судебном порядке возможно лишь при условии, что направленное органом местного самоуправления требование о сносе аварийного дома либо его реконструкции собственниками жилых помещений в этом доме не выполнено.
По смыслу приведённого правового регулирования только длительное и безосновательное неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных положением ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для защиты прав истцов, о нарушении которых ими заявлено в иске.
Согласно п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе и на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Из п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе.
В судебном заседании установлено, что Карпов М.Я., ХХ.ХХ.ХХ года рождения. Мастакова Д.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения и Карпова О.М. с ХХ.ХХ.ХХ являются сособственниками квартиры по 1/3 доли в праве, общей площадью 36.8 кв. м, расположенной по адресу: ......... Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На основании заключения межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ вынесено постановление администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... в соответствии, с которым многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. В распоряжении указано, что расселение жильцов дома следует произвести в течение семи лет. Управляющей организации рекомендовано производить ремонт общего имущества дома в виде исключения, только в объеме, обеспечивающем безопасное проживание.
Согласно сообщению АКМР в жилом доме находится 6 жилых помещений в муниципальной собственности и 10 жилых помещений в частной собственности.
Еремеева (ранее Карпова) О.М. (состав семьи 3 человека) состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, с включением в отдельный список с ХХ.ХХ.ХХ.\
Жилой дом, расположенный по адресу: ........, 1961 года постройки, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П.
Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Еремеевой О.М. жилое помещение из маневренного жилищного фонда не предоставлялось. Обращений по вопросу предоставления маневренного жилищного фонда Кондопожского городского поселения не поступало.
Истцы и их семья в настоящее время проживают в спорной жилом доме, других жилых помещений в собственности не имеют.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и проанализировав нормы права, подлежащие применению, учитывая, что срок расселения дома, установленный распоряжением администрации КМР от ХХ.ХХ.ХХ, не истек и не оспорен в установленном порядке, суд приходит к выводу, что до исполнения собственниками квартир, расположенных в аварийном жилом доме, требование органа местного самоуправления об его сносе или реконструкции у ответчика не возникает обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором он расположен, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Доказательств, свидетельствующих о длительном и виновном бездействии административного ответчика относительно выполнения процедур, предшествующих выкупу жилого помещения и предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, не представлено. Соответственно, при таких обстоятельствах оснований считать права истцов нарушенными не имеется, принимая во внимание, что истцы обратились в суд, с иском спустя 10 месяцев после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.