Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2082/2019 ~ М-1437/2019 от 20.05.2019

Дело № 2-2082 /2019

24RS0024-01-2019-001884-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2019 года      г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,

при секретаре Иващенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Авдошкевич Т.В. к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах ФИО1 к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она принят на работу ДД.ММ.ГГГГ на должность кастелянши, работнику установлен оклад в размере 2454 руб. и соответствующими надбавками, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по декабрь 2018 года, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 111224,95, руб.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО5 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, в полном объеме.

В судебном заседании материальный истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - КГБУЗ «Канская межрайонная больница» ФИО6 в судебном заседании возражала относительно исковых требований по взысканию заработной платы за период с января по апрель, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Третье лицо без самостоятельных исковых требований по предмету спора представитель Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, в направленных возражения возражали против удовлетворения требований, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом имеющихся ходатайств и требований ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав стороны, специалиста ФИО7, пояснившую суду об особенностях начисления заработной платы, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.

Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.

Статья 392 ТК РФ предусматривает сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Как установлено в судебном заседании, истец принята 30.01.2012 г. на должность кастелянши, работнику установлен оклад в размере 2454 руб., компенсационные выплаты - за работу в районах с особыми климатическими условиями 30%, районный коэффициент 30%.

В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании было установлено, что выплата заработной платы производится ежемесячно до 10 числа месяца, за предыдущий период, при этом ответчиком заявлено о пропуске срока обращения за судебной защитой, суд полагает, что истец пропустил сроки на взыскание недоначисленной заработной платы за январь по апрель 2018 г., поскольку обратился в суд с настоящим иском 20.05.2019г., доказательств уважительности пропуска, ходатайств о восстановлении пропущенного срока суду не представила. Тот факт, что истица в марте 2019 года обратилась с заявлением к прокурору с просьбой подать заявление в суд в ее интересах, не может являться уважительным, так как у истицы была возможность обратиться в суд самостоятельно с февраля 2018 года.

Кроме того, разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года, суд приходит к выводу о том, что данное требование не подлежит удовлетворению поскольку 07.06.2018 года были рассмотрены и приняты изменения в Закон Красноярского края « О системе оплаты труда работников краевых государственных учреждений». Так согласно ст. 4 указанного Закона с 01 сентября 2018 года размер заработной платы применяемой в целях расчета региональной выплаты установлен в размере 17861 руб. С учетом изменений обеспечено установление с 01 сентября 2018 года уровня заработной платы работников бюджетной сферы края в размере не менее минимального размера оплаты труда с начислением сверх него районного коэффициента и процентной надбавки, действующих на соответствующей территории края.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по апреля 2018г. (включительно) отказать в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при этом взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за с мая по август 2018г., с учетом исковых требований, исходя из расчета:

май 2018:

Норма часов 159, отработано 159 час.

11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 12342,6 (фактически начислено)= 5518,2 руб. недоначислено.

Совместительство 50 часов

11163:159х50х1,6=5616,60-802,52=4814,08 (недоначислено)

4814,08+5518,2= 10332,28 руб.

Июнь 2018:

Норма часов 159, отработано 159

11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 11325,16 (фактически начислено)= 6535,64 руб. недоначислено.

Июль 2018:

Норма часов 176, отработано 176 час.

11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 11506,12 (фактически начислено)= 6554,68 руб. недоначислено.

Совместительство 20 часов

11163:175х20х1,6=2029,63-290-11,60=1728,04 (недоначислено)

6354,68+1728,04= 8082,72 руб.

Август 2018:

Норма часов 184, отработано 184

11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 12853,43 (фактически начислено)= 5007,37 руб. недоначислено.

Совместительство 92 часа

11163:184х92х1,6=8930,4-1276-51,04=7603,36 (недоначислено)

7603,36+5007,37= 12610,73 руб.

Всего недоначислено: 37561 руб. 37 коп.

Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени. При расчете прокурор принял во внимание также надбавку за стаж работы в медицинских организациях, начислив его на сумму минимального размера оплаты труда и умножив получившийся результат на районный коэффициент и северную надбавку, что суд полагает неверным, так как надбавка за непрерывный стаж работы в медицине является не компенсационной надбавкой, а стимулирующей, зависящей от работодателя либо определенной законодательно в определенной сфере, а не установленной Трудовым кодексом РФ и не входящей в систему оплаты труда. Следовательно, данная выплата не может быть использована при исчислении минимального размера оплаты труда, определяемого для каждого работника индивидуально.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в пользу ФИО1 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с мая по август 2018 г. в размере 37561,37 руб.

В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1327 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Авдошкевич Т.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная больница» в пользу Авдошкевич Т.В. недоначисленную заработную плату за период с мая по август 2018 года в размере 37 561 рубль 37 копеек.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная больница» » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1327 руб.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.

Судья                                Глущенко Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2019 года

2-2082/2019 ~ М-1437/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Канская межрайонная прокуратура
Авдошкевич Татьяна Владимировна
Ответчики
КГБУЗ "Канская межрайонная больница"
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Глущенко Юлия Викторовна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
20.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2019Передача материалов судье
23.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2019Судебное заседание
04.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее