Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1114/2019 ~ М-1101/2019 от 15.10.2019

УИД <Номер обезличен>

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                            12 ноября 2019 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием истца Рыкова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыкова О.А. к Государственному казенному учреждению <адрес> Центр занятости населения <адрес> о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Рыков О.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> Центр занятости населения <адрес> о взыскании упущенной выгоды в размере 372 240 рублей и компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, в обоснование требований указав, что <Дата обезличена> он был уволен из МУП РУ на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечение срока трудового договора. В январе 2016 года он встал на учет в ЦЗН <адрес> в качестве безработного. С января 2016 года в течение года он получал социальное пособие по безработице, исходя из среднего заработка, получаемого по последнему месту работы. С января 2017 года указанную выплату пособия ему приостановили на шесть месяцев, а после возобновления выплаты стали платить по 1 050 рублей в месяц шесть месяцев в году. В сентябре 2016 года он принес в ЦЗН <адрес> больничный лист и копию выписки из <адрес> клинической больницы, с указанием на то, что он перенес геморрагический инсульт, а также попросил инспектора Центра занятости помочь ему найти облегченный труд в связи с его заболеванием. В октябре 2018 года он также принес в Центр занятости населения выписку из протокола врачебной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об установлении ограничений в труде, а в августе 2019 года индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая была выдана ему как инвалиду третьей группы и в которой указано, что он нуждается в содействии и трудоустройстве как инвалид, а исполнителем заключения о такой нуждаемости указано Управление занятости населения по <адрес>. Сотрудники ЦЗН <адрес>, являясь исполнителями государственных гарантий в реализации права граждан на труд, обязаны были с января 2016 года по настоящее время оказать ему содействие в трудоустройстве и направить его для получения дополнительного профессионального образования, неисполнение ими указанных обязанностей является дискриминацией его конституционного права на труд и основанием для получения им упущенной выгоды в размере минимального размера оплаты труда, установленного в <адрес> за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, что составило бы 372 240 рублей, из расчета 11 280 рублей в месяц за 33 месяца. Моральный вред выражается в его переживаниях о том, что он не может обеспечить себе и своей семье достойную жизнь по вине сотрудников ЦЗН <адрес>, не желающих оказывать ему содействия в трудоустройстве при выплате ему пособия по 1050 рублей в месяц шесть месяцев в году. При этом ему не хватало денежных средств на оплату коммунальных услуг и покупку продуктов питания, он испытывал головокружение во время ходьбы в связи с систематическим голоданием, однако сотрудники ЦЗН <адрес> ни разу не предложили ему материальную помощь, которую ему гарантировало государство.

    В судебном заседании истец Рыков О.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, в дополнение пояснил, что его бы устроила любая работа до установления ему ограничений по здоровью. Ранее - до июня 2018 года у него было право на управление транспортными средствами, с июня 2018 года он лишен указанного права, однако должность водителя до июня 2018 года ему не предлагали. В летнее время были вакансии водителя автокара, однако ему данную работу не предложили. Он также самостоятельно пытался найти работу, но ему отказывали в трудоустройстве в связи с наличием судимости, в частности он обращался в Дом малютки, где требовался обувщик, но его туда не взяли, поскольку он судим. Летом 2016 года он самостоятельно устроился на работу в парк культуры города сторожем на период отсутствия основного работника, но его уволили в этот же день. Также по направлению Центра занятости населения он обращался в ФГУП «Почта России» Зейский почтамт, где требовался водитель, однако в принятии его на работу было отказано ввиду наличия судимости. Потом ему были установлены определенные ограничения по труду ввиду состояния его здоровья. В связи с тем, что он не был трудоустроен, в его семье не было денег даже на оплату электроэнергии, в связи с чем в июле 2016 года в занимаемом им жилом помещении отключили свет, также возникли долги по кредиту. В августе 2016 года он перенес инсульт, после чего стал нуждаться в легком труде. От систематического голодания он испытывал головокружение и слабость. Также пояснил, что с письменным заявлением о направлении его на обучение в ЦЗН <адрес> он не обращался. Вместе с тем, другим людям в Центре занятости находят работу, а он в течение длительного времени трудоустроен не был, при этом в городе Зея много легкой работы, но ему работу не предлагали и не оказывали содействия в его трудоустройстве, указывая на то, что свободных вакансий нет.    

Представитель ответчика – ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно поступившего заявления просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Из отзыва на иск, представленного ответчиком следует, что Рыков О.А. обратился в ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> за содействием в трудоустройстве <Дата обезличена>. При постановке на регистрационный учет в качестве ищущего работу Рыков О.А. в пожеланиях к будущей работе указал профессию водителя автомобиля (по последнему месту работы), выразил несогласие работать в другой местности, несогласие работать вахтовым методом. В период регистрации Рыкова О.А. в качестве ищущего работу вакантных рабочих мест по профессии водитель автомобиля не было, поэтому <Дата обезличена> он был признан безработным с момента обращения в центр занятости с назначением пособия по безработице в процентном отношении к средней заработной плате по последнему месту работы. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице Рыкову О.А. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» составила один год (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>). Рыкову О.А. были оказаны государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в <адрес>, государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы. В период с 16 июня по 16 августа Рыков О.А. проходил перерегистрацию в качестве безработного в установленные сроки. <Дата обезличена> Рыков О.А. нарушил сроки перерегистрации в качестве безработного, в связи с чем выплата пособия по безработице была приостановлена на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Позднее Рыковым О.А. были предоставлены листки нетрудоспособности, согласно которым он проходил лечение с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. В связи с предоставлением оправдательных документов приостановка выплаты пособия по безработице была отменена. Позднее Рыковым О.А. в Центр занятости был представлен еще один листок нетрудоспособности, в соответствии с которым он продолжал лечение в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Таким образом, Рыков О.А. проходил лечение с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и в данный период времени не был трудоустроен. После лечения Рыкову О.А. врачебной комиссией был противопоказан труд в условиях психоэмоциональных нагрузок, ночных смен, высоты, длительных статодинамических нагрузок, работа в жарких, горячих цехах, работа, связанная с движущимися механизмами, работа в наклон. Данные условия были назначены Рыкову О.А. на постоянный срок. Вакантных рабочих мест, удовлетворяющих противопоказанным условиям труда Рыкову О.А., в центре занятости населения в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не было. <Дата обезличена> выплата пособия по безработице Рыкову О.А. была прекращена, <Дата обезличена> Рыкову О.А. было предложено обратиться на предприятие Зейский почтамт по вопросу трудоустройства, однако истец направление в центр занятости обратно не вернул и перерегистрацию в качестве безработного в дальнейшем не проходил. <Дата обезличена> Рыков О.А. был снят с учета по причине длительной (более месяца) неявки в центр занятости населения без уважительных причин. <Дата обезличена> Рыков О.А. повторно обратился в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. В качестве подходящей работы повторно указал профессию водитель автомобиля, хотя труд водителя автомобиля противоречил показаниям врачебной комиссии, тем самым усложнил работу сотрудников центра занятости населения по подбору подходящей работы. <Дата обезличена> Рыков О.А. был признан безработным с назначением пособия по безработице в минимальном размере на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. До <Дата обезличена> Рыков О.А. проходил перерегистрацию в качестве безработного в установленные сроки. <Дата обезличена> он нарушил правила перерегистрации и ему была приостановлена выплата пособия на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Оправдательных документов Рыков О.А. не представил. <Дата обезличена> истец был снят с регистрационного учета в качестве безработного по причине длительной неявки в центр занятости. <Дата обезличена> Рыков О.А. вновь обратился в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. <Дата обезличена> он был признан безработным с назначением пособия по безработице в минимальном размере с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Проходил перерегистрацию в качестве безработного в установленные сроки. В связи с не трудоустройством Рыкову О.А. был установлен второй период выплаты пособия по безработице на шесть месяцев. <Дата обезличена> Рыков О.А. предоставил в центр занятости индивидуальную программу реабилитации инвалида, в которой установлены нарушения функций верхних и нижних конечностей, нарушения функций сердечно-сосудистой системы. Программа реабилитации инвалида установлена сроком на один год до <Дата обезличена>. <Дата обезличена> Рыков О.А. нарушил сроки перерегистрации в качестве безработного, ему была приостановлена выплата пособия по безработице с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в дальнейшем период был изменен на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. По состоянию на <Дата обезличена> Рыков О.А. продолжает находиться на учете в качестве безработного. Претензии Рыкова О.А. в части неоказании ему содействия в поиске подходящей работы являются необоснованными. Работу с наличием такого количества противопоказаний к труду в <адрес> и <адрес> просто не найти, профессиональное обучение также предполагает получение профессии (специальности), по которой в дальнейшем необходимо работать. Специалисты центра занятости населения, учитывая наличие противопоказаний к труду, неоднократно предлагали Рыкову О.А. самостоятельно заняться поиском работы, так как не все работодатели подают в центр занятости населения сведения о наличии свободных вакантных мест, но он игнорировал данные предложения, утверждая, что ему вообще противопоказано работать. Перерегистрация в качестве безработного Рыкова О.А. очень часто проходила с опозданием, и только благодаря звонкам специалистов центра занятости ему удавалось избежать наказания за данные нарушения. В соответствии с действующим законодательством, материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода ее выплаты, а также гражданам на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. При этом оказание материальной помощи является правом органов службы занятости, а не обязанностью. В 2018-2019 годах центр занятости населения не оказывал материальную помощь безработным гражданам по причине недостаточного финансирования.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В силу ст. 37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч.1 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.

Согласно п.14 названных Правил, снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Согласно ст. 7.1 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде, в том числе: пособия по безработице; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице; материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов; разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта Российской Федерации, а также анализ востребованности профессий; 6) осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона; регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; психологическая поддержка безработных граждан; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; организация сопровождения при содействии занятости инвалидов; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда); определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан; формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах Российской Федерации; формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения; принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан; выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (ст.7.1-1 названного Федерального).

В силу ч.1 ст.8 названного Закона, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9 Закона).

Согласно ст. 12 Закона, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

В силу ч. 2 ст. 15 Закона РФ 1032-1 от 19 апреля 1991 года, деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Согласно ст. 23 Закона, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными, в частности, инвалиды; граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации.

Порядок предоставления услуги по профессиональному обучению установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, утвержденным приказом управления занятости населения Амурской области от 17 июня 2016 года № 102, согласно которому:

Предоставление государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан носит заявительный характер. Заявителями являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, в соответствии с законодательством о занятости населения (п. 1.2.1 Регламента).

Информирование о государственной услуге и порядке ее предоставления осуществляется в помещениях управления занятости населения Амурской области, центрах занятости населения, на информационных стендах, в раздаточных информационных материалах, при личном или письменном обращении, а также с использованием средств массовой информации, электронной или телефонной связи, включая автоинформирование, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др. (п.1.3.1 Регламента).

Согласно п. 2.2.1 Административного регламента, государственную услугу предоставляют подведомственные управлению занятости населения Амурской области государственные казенные учреждения Амурской области центры занятости населения, в том числе, ГКУ Амурской области Центр занятости населения города Зеи.

В силу п. 2.6.1 Регламента, в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги входит: паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий; индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов); заявление о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан.

Заявление заверяется личной или простой электронной подписью безработного гражданина.

Как следует из материалов дела и подтверждается карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена><Номер обезличен>, заявлением Рыкова О.А. о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в <адрес> от <Дата обезличена>, заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена>, в указанную дату Рыков О.А. обратился в ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> с заявлением о содействии в трудоустройстве.

При постановке на регистрационный учет в качестве ищущего работу Рыков О.А. в пожеланиях к будущей работе указал профессию водителя автомобиля (по последнему месту работы), выразил несогласие работать в другой местности.

Поскольку в период регистрации Рыкова О.А. в качестве ищущего работы, вакантных рабочих мест не было, приказом ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и приказом ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице, Рыков О.А. был признан безработным с момента обращения в центр занятости с назначением пособия по безработице в процентном отношении к средней заработной плате по последнему месту работы.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Рыков О.А. проходил перерегистрацию в центре занятости населения, однако согласно представленных в материалы дела листов учета посещений гражданина для подбора подходящей работы, в которых имеются подписи истца, подходящих для него вакансий не было. Лишь <Дата обезличена> Рыкову О.А. было выдано направление в Зейский почтамт УФПС <адрес> филиала ФГУП «Почта России» по вопросу трудоустройства в должности водителя автомобиля, что подтверждено истцом в судебном заседании, из пояснений которого также следует, что по данному направлению он обратился в Зейский почтамт, однако в трудоустройстве ему было отказано ввиду наличия у него судимости, тогда как имеющаяся вакансия предполагала работу с товароматериальными ценностями.

Приказом ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Рыков О.А. был снят с учета по причине длительной (более месяца) неявки в центр занятости населения без уважительных причин.

Согласно карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена> №]<Номер обезличен> заявления Рыкова О.А. о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в <адрес> от <Дата обезличена>, заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена>, в указанную дату истец повторно обратился в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. В качестве подходящей работы повторно указал профессию водитель автомобиля.

<Дата обезличена> Рыков О.А. был признан безработным с назначением пособия по безработице, что подтверждается приказами ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно представленных в материалы дела листов учета посещений гражданина для подбора подходящей работы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в которых имеются подписи истца, подходящих для него вакансий не было.

Приказом ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Рыков О.А. был снят с регистрационного учета в качестве безработного по причине длительной неявки в центр занятости.

Карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена><Номер обезличен>, заявлением Рыкова О.А. о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в <адрес> от <Дата обезличена>, заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <Дата обезличена> подтверждается, что <Дата обезличена> Рыков О.А. вновь обратился в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. В качестве подходящей работы указал профессию сторож, вахтер.

Приказом ГКУ <адрес> Центр занятости населения <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Рыков О.А. был признан безработным, а приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ему назначено пособие по безработице.

При этом из представленной истцом в ГКУ <адрес> ЦЗН <адрес> выписки из постановления врачебной комиссии при поликлинике ГБУЗ <адрес> «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» от <Дата обезличена>, следует, что Рыкову О.А. врачебной комиссией был противопоказан труд в условиях психоэмоциональных нагрузок, ночных смен, высоты, длительных статодинамических нагрузок, работа в жарких, горячих цехах, работа, связанная с движущимися механизмами, работа в наклон. Данные условия были назначены Рыкову О.А. на постоянный срок.

Согласно представленной в материалы дела справки <Номер обезличен> <Номер обезличен>, Рыкову О.А. <Дата обезличена> была установлена инвалидность 3 группы на срок до <Дата обезличена>.

В указанный период, до <Дата обезличена> Рыков О.А. проходил перерегистрацию в качестве безработного. При этом в связи с не трудоустройством, приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Рыкову О.А. был установлен второй период выплаты пособия по безработице на шесть месяцев.

Также из пояснений истца следует и не оспаривается стороной ответчика, что истцом в августе 2019 года в центр занятости была представлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой указано наличие установленных нарушений функций верхних и нижних конечностей истца, нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

Согласно листов учета посещений гражданина для подбора подходящей работы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в которых имеются подписи истца, подходящих для него вакансий, с учетом квалификации и состояния его здоровья, в указанный период не было.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком истцу согласно поданным им заявлениям в полном объеме были оказаны государственные услуги по информированию о положении на рынке труда и по содействию в поиске подходящей работы, однако ввиду отсутствия подходящих Рыкову О.А. с учетом его квалификации и состояния здоровья вакансий из числа тех, сведениями о которых располагал ЦЗН <адрес>, он не был трудоустроен, при этом суд учитывает, что предоставление указанных услуг не предполагает трудоустройства лица, обратившегося в центр занятости населения в обязательном порядке, указанное возможно лишь при наличии свободных вакансий, которые должны отвечать критериям подходящей работы, а также волеизъявления как лица, ищущего работу, так и предполагаемого работодателя, что также не исключает возможности самостоятельного поиска работы соответствующим лицом.

Также судом установлено и не оспаривается истцом, что с заявлением к ответчику о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию он не обращался, тогда как в соответствии с положениями вышеназванного Административного регламента предоставление названной услуги осуществляется на основании соответствующего заявления обратившегося за этим лица. При этом суд учитывает, что прохождение обучения по направлению центра занятости предполагает последующее трудоустройство, при этом получаемая в рамках такого обучения профессия также должна быть подходящей для конкретного лица, в том числе с учетом состояния его здоровья, для выполнения трудовой функции по получаемой профессии у соискателя не должно ограничений, вызванных наличием заболеваний, которые будут препятствовать в дальнейшем его устройству на работу.

Согласно ст. 36 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Таким образом, оказание материальной помощи является правом органов службы занятости населения, а не их обязанностью, зависит от объема финансирования и соответственно не оказание материальной помощи гражданам, нуждающимся в ней, не может быть расценено судом как нарушение прав указанных граждан.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 4 ст. 393 ГК РФ, разъяснениям, данным в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. При определении размера упущенной выгоды учитываются меры, предпринятые потерпевшей стороной для ее получения, а также сделанные с этой целью приготовления.

Наличие упущенной выгоды истец обосновывает тем, что ввиду его не трудоустройства он не получил доходы в виде заработной платы в размере минимально размера оплаты труда ежемесячно в период с января 2017 года по сентябрь 2019 года включительно.

Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных норм, бремя доказывания наличия упущенной выгоды как таковой, равно как и ее размера лежит на истце, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы и только неправомерные действия ответчика явились причиной, лишившей истца возможности получить прибыль в том объеме, на который он рассчитывал.

Поскольку в рассматриваемом случае органы службы занятости населения призваны лишь оказывать содействие в трудоустройстве нуждающихся в этом граждан, что не исключает самостоятельного поиска работы и не означает безусловного трудоустройства обратившегося лица именно по направлению этого органа, в связи с тем, что суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца действиями либо бездействием ответчика, названные требования Рыкова О.А. о взыскании упущенной выгоды подлежат отказу в удовлетворении.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст.1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинён распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пп.2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

На основании ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, истец не представил доказательств нарушения ответчиком его личных неимущественных прав или каких-либо посягательств на другие нематериальные блага при указанных им обстоятельствах, наличия причинной связи между физическими и нравственными страданиями истца и действиями ответчика.

На основании изложенного, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания и для удовлетворения требований истца о взыскании с ГКУ Амурской области Центр занятости населения города Зеи компенсации морального вреда.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд        

    

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рыкова О.А. к Государственному казенному учреждению <адрес> Центр занятости населения <адрес> о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                             Н.В. Клаус

    Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

        

Судья                                     Н.В. Клаус

2-1114/2019 ~ М-1101/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рыков Олег Александрович
Ответчики
ГКУ Амурской области Центр занятости населения г. Зея
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019Судебное заседание
19.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее