Дело № 2-1138/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 22 декабря 2014 года
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А., предоставившего удостоверение ТО №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району Мильковой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Русаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ирбитский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец осужден к наказанию в виде лишения свободы. На основании приказа УСЗН № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над ФИО2 назначен ФИО3, также данным приказом за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время ФИО2 зарегистрирован и проживает по указанному адресу. Сведений о данном жилом помещении в Росреестре и БТИ не имеется. Согласно сведений администрации МО г.Ирбит указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, но ФИО2 не является нанимателем данного жилого помещения. Согласно справке ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» площадь указанного жилого помещения составляет 10,2 кв.м. и в нем зарегистрировано два человека. Аналогичная площадь значится и в ордере на жилое помещение. Приказом УСП г.Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания ФИО2 в данном жилом помещении. Приказом УСП г.Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 поставлен на учет как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений. Прокурор просил возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести (построить) жилое помещение площадью не менее 15 кв. метрам общей площади помещения на одного человека для последующего предоставления ФИО2; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2; возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность в течение 10 дней после издания приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении ФИО2 жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения с ФИО2, которому распределено жилое помещение и направить его для подписания в УСП МСП СО по г. Ирбиту и Ирбитскому району; возложить на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Ирбиту и Ирбитскому району обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения ФИО2
Дело в порядке ч.3, ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», предоставившего в суд соответствующий отзыв (л.д.38-39, 41).
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Ирбиту и Ирбитскому району Милькова Н.В. суду пояснила, что в соответствии с п. 4 Порядка предоставления жилых помещений и п.п. 3 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2012 №491-ПП, на Министерство социальной политики Свердловской области возложено полномочие только по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а на управление социальной политики возложен учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, ни Министерство, ни управления социальной политики не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, и не могут являться надлежащими ответчиками по таким делам в суде.
В представленном отзыве представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» не признал исковые требования, указав, что существует определенный Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013г. Указанное постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству Свердловской области. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которым не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот во внеочередном порядке. Постановлением Правительства Свердловской области предусмотрено распределение жилых помещений согласно спискам детей-сирот в соответствии с предложениями Министерства социальной политики Свердловской области. Предоставление жилого помещения истцу нарушит права иных граждан, у которых право на предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, и затруднит исполнение утвержденного порядка предоставления.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2013, установлено, что предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО7 осужден приговором <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (л.д. 11, 13).
Приказом УСЗН по г.Ирбиту и Ирбитскому району № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО2 опекуном назначен ФИО3, закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 14-15). Согласно справке ООО «Ирбитское коммунальное предприятие» по указанному адресу зарегистрировано два человека (л.д. 16). Жилая площадь данного жилого помещения составляет 10,2 кв.м., что подтверждено ордером на жилое помещение ( л.д. 17). Поскольку жилая площадь указанного помещения менее учетной нормы, приходящаяся на одного лицо, поэтому Приказом УСП по г.Ирбиту и Ирбитскому району № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО2 по указанному адресу (л.д. 18).
На основании приказа УСП по г.Ирбиту и Ирбитскому району ФИО2 принят на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 19).
Вместе с тем, согласно данным администрации МО г.Ирбит, жилое помещение в котором зарегистрирован и проживает истец находится в муниципальной собственностью и ФИО2 не является его нанимателем (л.д. 21, 22).
Как следует из информации, предоставленной БТИ и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ФИО2 не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 23, 26).
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 при наличии права на жилое помещение, по достижении возраста 18 лет не был обеспечен органами исполнительной власти Свердловской области, на территории которой находится его место жительство, благоустроенным жилым помещением.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечен, жилое помещение в котором он проживает и в котором зарегистрирован находится в муниципальной собственности, какого-либо жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности он также не имеет, на основании чего суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком приобретения жилых помещений обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) (п. 4). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5). Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда (п. 9).
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (п. 9).
Таким образом, законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно в Свердловской области - на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которое на основании доверенности часть полномочий передает ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В связи с тем, что направление договоров в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения, предусмотрено п.9 Порядка предоставления жилых помещений, поэтому суд считает необходимым возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2
Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.4 Закона). Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ вступил в силу 01.01.2013 года.
ФИО2, до вступления указанного Федерального закона в законную силу жилым помещением не был обеспечен, в связи с чем на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» должны быть возложены обязанности по приобретению и предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно п.3 Порядка предоставления жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Решением Ирбитской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма на территории МО г.Ирбит установлена не менее 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. 27).
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым обязанность по приобретению и предоставлению жилья ФИО2 возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» с включением приобретенного жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с ФИО2 договора найма государственного специализированного жилищного фонда, вместе с тем обязанность по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения, распределенного ФИО8 возложить на ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Ирбиту и Ирбитскому району.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора Свердловской области в интересах ФИО17 – удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, установленной Решением Ирбитской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и равной не менее 15 квадратным метрам, для последующего предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить данное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2.
Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 10 дней после издания приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении жилищного помещения ФИО14 подготовить договор найма специализированного жилого помещения с ФИО2 и направить его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного ФИО2
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий /подпись/
ВЕРНО.
Решение суда . вступило в законную силу 23.01.2015.
Судья Л.В.Гаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>