УИД 10RS0011-01-2020-001930-39
(№ 2а-4509/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 августа 2020 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тужиковой О.Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными разрешений на снос зеленых насаждений, обязании произвести определенные действия,
установил:
Тужикова О.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными разрешений на снос зеленых насаждений по тем основаниям, что административным ответчиком 9 января 2020 г. ООО «ТехЭксперт» выдано разрешение на снос зеленых насаждений №, 4 февраля 2020 г. ООО «Строительное Управление-149» выдано разрешение на снос зеленых насаждений №. На основании данных разрешений в феврале 2020 г. на земельных участках с кадастровыми номерами №, № произведена сплошная вырубка лесного массива, расположенного в районе <данные изъяты>, на территории общего пользования с особым охранным статусом, установленным Генеральным планом г.Петрозаводска. Указанные разрешения, по мнению административного истца, являются незаконными, поскольку ООО «Строительное Управление-149» является банкротом, фактически сносом деревьев занималось иное лицо - ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149». ООО «ТехЭксперт» не может быть идентифицировано, поскольку по данным ИФНС в г. Москве с таким наименованием зарегистрировано более 40 обществ, и ни одно из них не находится по указанному в разрешении адресу (<адрес>). Вырубка на участке с кадастровым номером № проведена на основании акта осмотра зеленых насаждений, который выполнен с грубыми нарушениями методики, многочисленными формальными ошибками. Сплошной вырубкой лесного массива общей площадью 4,2 га на территории общего пользования и изъятии из данной территории земельных участков под строительство капитальных сооружений, которые для истца не актуальны, нарушено ее право на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными и отменить разрешения администрации Петрозаводского городского округа от 4 февраля 2020 г. № и от 9 января 2020 г. № на снос зеленых насаждений, выданные в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № соответственно; признать незаконной вырубку зеленых насаждений, произведенную на земельных участках с кадастровыми номерами № и №; обязать администрацию Петрозаводского городского округа произвести работы по восстановлению зеленых насаждений, уничтоженных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
Определением суда от 26 февраля 2020 г. административный иск в части требований о признании незаконной вырубки зеленых насаждений, произведенной на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства для разрешения вопроса о принятии.
Определением суда от 14 июля 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149», ООО «ТехЭксперт».
В судебном заседании после перерыва административный истец Тужикова О.Г. и ее представитель по устному заявлению Алексеев В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании после перерыва просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица в судебное заседание после перерыва не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы проверки сообщения о преступлении КУСП №, материалы надзорного производства № и №, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 9 января 2020 г. в администрацию Петрозаводского городского округа поступило заявление ООО «ТехЭксперт» от 17 декабря 2019 г. на снос зеленых насаждений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, в связи со строительством <данные изъяты>. Указанное заявление зарегистрировано 9 января 2020 г. за №.
К заявлению, как следует из его текста, были приложены следующие документы: устав ООО «ТехЭксперт»; выписка из ЕГРЮЛ от 11 декабря 2019 г.; строительный генеральный план; схема планировочной организации земельного участка; разрешение на строительство №; отчет по инженерно-экологическим изысканиям.
В возражениях на административное исковое заявление администрация Петрозаводского городского округа указала, что к данному заявлению были также приложены сведения об организации; копия постановления от 28.06.2019 № о предоставлении <данные изъяты> в постоянное бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером №.
При этом, в акте № обследования зеленых насаждений от 9 января 2020г. в качестве приложенных к заявлению от 9 января 2020 г. документов указаны следующие: устав; технический отчет по инженерно-экологическим изысканиям; разрешение на строительство № от 18 июля 2019 г.; схема планировочной организации земельного участка.
Согласно акту № обследования зеленых насаждений от 9 января 2020 г. на земельном участке с кадастровым номером № сносу подлежало 800 зеленых насаждений в связи со строительством <данные изъяты>, восстановительная стоимость в соответствии со статьей 34 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 27/27-414, составляет <данные изъяты>.
При этом, в ходе судебного заседания установлено и следует из материалов надзорного производства прокуратуры Республики Карелия, а также пояснений специалиста в сфере зеленых насаждений, ведущего специалиста управления благоустройства и экологии комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа ФИО1, что обследование зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером № и расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений были выполнены в ноябре 2019 г. на основании обращения ООО «ТехЭксперт» от 21 ноября 2019 г. №, о чем свидетельствует также письмо администрации Петрозаводского городского округа от 26 ноября 2019 г. №.
Платежным поручением от 31 января 2020 г. № восстановительная стоимость за снос зеленых насаждений в размере <данные изъяты> была оплачена ООО «ТехЭксперт».
31 января 2020 г. ООО «ТехЭксперт» после предоставления платежного документа было выдано разрешение на снос зеленых насаждений от 9 января 2020 г. №, приложением к которому являлся акт обследования зеленых насаждений от 9 января 2020 г. №.
Кроме того, 24 декабря 2019 г. ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» обратилось к административному ответчику с заявлением № о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером № с целью проведения инженерно-геологических изысканий. Указанное заявление зарегистрировано 24 декабря 2019 г. за №. В приложении указаны: договор аренды земельного участка, подеревная съемка участка инженерно-геологических изысканий.
Письмом администрации Петрозаводского городского округа от 31 января 2020г. № ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» отказано в выдаче разрешения, поскольку не представлены проект планировки и проект межевания территории, утвержденные в установленном порядке, а также поскольку представлена частичная геодезическая подеревная съемка, однако такая съемка должна быть выполнена в полном объеме для земельного участка с кадастровым номером №.
Повторное заявление ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» было подано 4 февраля 2020 г. и зарегистрировано за №. К заявлению были приложены следующие документы: согласованный с управлением архитектуры ПГО генплан земельного участка с кадастровым номером №; градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером №; техническое задание и программа на производство инженерно-геологических изысканий; техническое задание и программа на производство инженерно-геологических изысканий; подеревная съемка на земельный участок с кадастровым номером №.
В возражениях на административное исковое заявление администрация Петрозаводского городского округа указала, что ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» с заявлениями от 24 декабря 2019 г. и от 4 февраля 2020 г. были также представлены устав организации и договор аренды земельного участка от 15 августа 2017 г. №, однако данные документы не поименованы в перечне прилагаемых к заявлениям документов. Кроме того, административным ответчиком в качестве приложенных ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» к спорным заявлениям документов представлено решение единственного участка ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» от 14 мая 2019 г. (<данные изъяты>).
При этом, в акте № обследования зеленых насаждений от 4 февраля 2020г. в качестве приложенных к заявлению от 4 февраля 2020 г. документов указаны следующие: устав; градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № в районе <данные изъяты>; задание на выполнение инженерно-геологических изысканий; техническое задание на выполнение инженерно-геологических изысканий; подеревная съемка на участках 1-5 на объекте <данные изъяты>; схема территории; договор аренды земельного участка от 15 августа 2017 г. №.
Согласно акту № обследования зеленых насаждений от 4 февраля 2020г. 300 зеленых насаждений на участках 1-5 на объекте <данные изъяты> и 169 зеленых насаждений между <данные изъяты> и земельным участком с кадастровым номером №, то есть всего 469 зеленых насаждений, в связи с проведением инженерно-геологических изысканий подлежали сносу, восстановительная стоимость в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 27/27-414, составляет <данные изъяты>.
При этом, в ходе судебного заседания 20 марта 2020 г. (<данные изъяты>) специалист в сфере зеленых насаждений, ведущий специалист управления благоустройства и экологии комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа ФИО1 пояснила, что 4 февраля 2020 г. выход на место не был осуществлен, примерно 2-3 февраля 2020 г. на основании первого заявления и осведомленности о том, что все документы будут донесены, был осуществлен выход и обследование зеленых насаждений с заявителем. Кроме того, вызывает сомнение возможность проведения обследования 469 зеленых насаждений, составления акта обследования зеленых насаждений, определения размера восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений, а также иных административных процедур при предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, омолаживающую, формовочную и санитарную обрезку зеленых насаждений на территории Петрозаводского городского округа» в течение 1 дня.
Платежным поручением от 5 февраля 2020 г. № восстановительная стоимость за снос зеленых насаждений в размере <данные изъяты> была оплачена ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149».
5 февраля 2020 г. ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» после предоставления платежного документа было выдано разрешение на снос зеленых насаждений от 4 февраля 2020 г. №, приложением к которому являлся акт обследования зеленых насаждений от 4 февраля 2020 г. №.
Письмом от 28 февраля 2020 г. № администрация Петрозаводского городского округа уведомила ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» о выявленных технических ошибках при оформлении разрешения на снос зеленых насаждений от 4 февраля 2020 г. №, просила читать бланки разрешений следующим образом: кому - ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149»; в акте обследования зеленых насаждений количество деревьев в столбце «подлежат обрезке» подлежит переносу в столбец «подлежат сносу».
В соответствии с письмом министерства имущественных и земельных отношений от 12 марта 2020 г. договор аренды земельного участка от 15 августа 2017 г. № ввиду включения земельного участка с кадастровым номером № в границы <данные изъяты> был расторгнут по заявлению ООО «Строительное Управление-149» от 25 февраля 2020 г., 26 февраля 2020 г. произведена государственная регистрация прекращения права аренды.
Согласно действующему Генеральному плану г. Петрозаводска в пределах территории Петрозаводского городского округа земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся в зоне <данные изъяты>; земельный участок с кадастровым номером № – в функциональной зоне <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером № – в функциональной зоне <данные изъяты>.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. г. Петрозаводска в пределах Петрозаводского городского округа земельный участок с кадастровым номером № находится в рекреационной зоне <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером № – в зоне <данные изъяты>.
Зона охраны ландшафта была установлена распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р «Об установлении зон охраны памятников археологии, истории и культуры Республики Карелия».
Из данного распоряжения следует, что ландшафт территории <данные изъяты> относится к нарушенным, но играет исключительную роль в панорамном восприятии.
Генеральным планом г. Петрозаводска в пределах территории Петрозаводского городского округа закреплено сохранение режима зон охраняемого городского ландшафта и охраняемых исторических зеленых насаждений, определенных проектом зон охраны памятников вдоль Онежского озера <данные изъяты>.
В месте спорных земельных участков располагается парк «<данные изъяты>», включенный в перечень парков в соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 24.03.2016 № 1103 «Об утверждении Перечня парков, бульваров, лесопарков, заказников, скверов, садов и аллей на территории Петрозаводского городского округа». Территория парка была определена вокруг <данные изъяты>
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2018 № 2761 «Об утверждении Перечня парков, бульваров, лесопарков, заказников, скверов, садов и аллей на территории Петрозаводского городского округа» местоположение парка было определено между <данные изъяты>.
В последующем, постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 03.09.2019 № 2305 «Об утверждении Перечня элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса» местоположение парка «<данные изъяты>» было уточнено и ограничено <данные изъяты>.
В настоящее время земельный участок, на котором расположен парк «<данные изъяты>», не поставлен на кадастровый учет.
Из материалов надзорного производства прокуратуры Республики Карелия, справки Управления Россреестра по Республики Карелия от 16 марта 2020 г., письма администрации Петрозаводского городского округа от 10 марта 2020 н. №-и в адрес Управления МВД по г.Петрозаводску следует, что вырубка зеленых насаждений осуществлена, в том числе за пределами границ выделенных ООО «ТехЭксперт» и ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» земельных участков. По факту законности вырубки лесных насаждений УЭБиПК МВД по Республике Карелия проводится процессуальная проверка в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (<данные изъяты>).
Предметом настоящего административного искового заявления является законность выданных административным ответчиком разрешений № от 9 января 2020г. и № от 4 февраля 2020 г. При этом предоставление земельных участков, в отношении частей которых выданы разрешения, разрешение на строительство, действия по сносу зеленых насаждений предметом настоящего искового заявления не являются, оценка их законности по настоящему делу не дается.
В силу положений статьи 33 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 27/27-414 и действовавших на момент вынесения спорных разрешений на снос зеленых насаждений, под зелеными насаждениями применительно к сносу, омолаживающей, формовочной и санитарной обрезке понимаются зеленые насаждения на землях в границах Петрозаводского городского округа, за исключением земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, земельных участков, предоставленных физическим и юридическим лицам в собственность. Снос, омолаживающая, формовочная и санитарная обрезка зеленых насаждений могут быть разрешены в случаях, в частности: выполнения инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, линейных объектов (пункт 1.1); обеспечения условий для размещения объектов строительства (реконструкции), предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией (пункт 1.3). Снос, омолаживающая, формовочная и санитарная обрезка зеленых насаждений допускаются только по разрешениям установленной формы, выдаваемым Комиссией по обследованию зеленых насаждений (пункт 2). Снос, омолаживающая, формовочная и санитарная обрезка деревьев, имеющих мемориальную, историческую или уникальную эстетическую ценность, статус которых закреплен в установленном порядке, видов древесной и кустарниковой растительности, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Республики Карелия, а также расположенных на особо охраняемых природных территориях местного значения, запрещены. Все перечисленные насаждения в целях их сохранения в случае необходимости защищаются от падения и иного разрушения путем механической поддержки и защиты деревьев (растяжки, каблинг, бандаж). В чрезвычайных ситуациях, когда снос особо охраняемых насаждений неизбежен, экспертиза целесообразности сноса и оценка экологического ущерба проводится Комиссией по обследованию зеленых насаждений (пункт 3). Порядок оформления разрешений на снос, омолаживающую, формовочную и санитарную обрезку зеленых насаждений, выдаваемых Комиссией по обследованию зеленых насаждений Администрации Петрозаводского городского округа, устанавливается Административным регламентом Администрации Петрозаводского городского округа (пункт 8).
Согласно пунктам 1, 2, 2.1, 2.2, 4 статьи 34 вышеуказанных Правил утрата (снос, уничтожение) либо повреждение многолетних зеленых насаждений которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан, организаций, а также в случаях, предусмотренных статьей 33 Правил, подлежат полной компенсации в денежной форме (восстановительной стоимости) этими лицами. Восстановительная стоимость включает в себя затраты на воспроизводство (посадку) насаждений, на долговременный уход за ними, определяемые в зависимости от ценности, местоположения и качественного состояния зеленых насаждений. Расчет восстановительной стоимости производится Комиссией по обследованию зеленых насаждений при оформлении разрешения на снос зеленых насаждений, а также при расчете ущерба, нанесенного Петрозаводскому городскому округу незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц, граждан, организаций, согласно Методике расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений при их повреждении и сносе (приложение 2 к настоящим Правилам). Восстановительная стоимость в денежной форме перечисляется гражданами и организациями, в интересах которых производится снос зеленых насаждений, в бюджет Петрозаводского городского округа. Снос зеленых насаждений допускается только после полной предварительной оплаты их восстановительной стоимости (согласно подпункту 2.2 пункта 2 настоящей статьи).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 23.12.2019 № 3616 утвержден административный регламент администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, омолаживающую, формовочную и санитарную обрезку зеленых насаждений на территории Петрозаводского городского округа» (далее - административный регламент).
Пунктом 2.6 административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в которых, в том числе входят следующие:
2.6.1. Заявление (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 1 к настоящему Регламенту).
2.6.2. Документ, удостоверяющий личность Заявителя - физического лица.
2.6.3. Учредительные документы Заявителя - юридического лица.
2.6.4. Документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя Заявителя.
2.6.5. В случае, если снос и (или) обрезка зеленых насаждений необходимы для выполнения инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, линейных объектов к заявлению прилагаются:
2.6.5.1. Проект планировки и проект межевания территории, утвержденные в установленном законом порядке.
2.6.5.2. Техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий.
2.6.5.3. Программа выполнения инженерно-геодезических изысканий, состав, объем и метод выполнения работ, утвержденные Заявителем, с обоснованием площади вырубки и количества вырубаемых деревьев.
2.6.5.4. Геодезическая подеревная съемка участка, подготовленная специализированной организацией (для территорий больше 0,5 га).
2.6.7. В случае если снос и (или) обрезка зеленых насаждений необходимы для обеспечения условий для размещения объектов строительства (реконструкции), предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией, к заявлению прилагаются:
2.6.7.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
2.6.7.2. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (при наличии), с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, утвержденная Заявителем (генеральный план участка).
2.6.7.3. Разрешение на строительство, выданное структурным подразделением Администрации, или ордер на производство земляных работ на территории Петрозаводского городского округа, выданный структурным подразделением Администрации.
2.6.7.4. Геодезическая подеревная съемка участка, подготовленная специализированной организацией (для территорий больше 0,5 га).
В соответствии с пунктом 2.8 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
а) непредоставление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Регламента;
б) выявление в представленных документах недостоверной информации;
в) несоответствие оснований для сноса зеленых насаждений, указанных Заявителем, случаям, указанных в Правилах;
г) деревья и кустарники, попадающие под снос или обрезку, произрастают на земельных участках земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, земельных участков, предоставленных физическим и юридическим лицам в собственность;
д) непоступление оплаты восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в бюджет администрации;
е) в случае выявления на указанном участке видов, включенных в Красную Книгу Республики Карелия и Российской Федерации.
Состав и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги регламентированы главой 3 административного регламента.
Пунктом 3.2 административного регламента определен перечень административных процедур при предоставлении муниципальной услуги, в который входят:
а) обращение Заявителя с заявлением на предоставление муниципальной услуги;
б) прием и проверка представленного заявления и документов;
в) регистрация заявления (рекомендуемая форма заявления приведена в приложение № 1 к настоящему Регламенту);
г) проведение обследования зеленых насаждений, составление акта обследования зеленых насаждений, определение размера восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений;
д) принятие решения о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
е) оформление Разрешения, подготовка платежных документов по оплате восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений или уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
ж) оплата Заявителем восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в бюджет Петрозаводского городского округа;
з) выдача Разрешения Заявителю или уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В силу пункта 3.3.4 административного регламента в целях объективного рассмотрения заявления и решения вопроса о возможности сноса и обрезки зеленых насаждений Комиссией выполняется обследование зеленых насаждений в течение 20 календарных дней с момента регистрации заявления. По результатам обследования зеленых насаждений составляется акт обследования, схема расположения зеленых насаждений, подлежащих сносу или обрезке, определяется размер восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений (расчет восстановительной стоимости производится в соответствии с Правилами). Материалы обследования, расчет размера восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений для подготовки к заседанию Комиссии и оформлению Разрешения передаются секретарю Комиссии за 2 календарных дня до проведения заседания Комиссии.
Учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что в нарушение подпункта «г» пункта 3.2, пункта 3.3.4 административного регламента администрация Петрозаводского городского округа при рассмотрении заявлений ООО «ТехЭксперт» от 9 января 2020 г. и ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление-149» от 4 февраля 2020 г. на снос зеленых насаждений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и № соответственно, не проводила новые обследования зеленых насаждений после регистрации заявлений, не составляла схемы расположения зеленых насаждений, подлежащих сносу или обрезке.
Кроме того, в нарушение пункта 2.6.7.4 ООО «ТехЭксперт» к заявлению не была представлена геодезическая подеревная съемка участка, подготовленная специализированной организацией (для территорий больше 0,5 га).
Доводы административного ответчика о том, что данный документ не требовался, поскольку его предоставление не было предусмотрено административным регламентом администрации Петрозаводского городского округа, утвержденным постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 24.11.2016 №, действовавшим на момент написания заявления ООО «ТехЭксперт» от 17 декабря 2019 г., несостоятельны и основаны на неправильном толковании норма права, учитывая, что на момент обращения ООО «ТехЭксперт» с таким заявлением, а именно, 9 января 2020 г. указанный административный регламент утратил свою силу в связи с изданием постановления администрации Петрозаводского городского округа от 23.12.2019 №, утвердившего новый административный регламент.
Доводы административного искового заявления о наличии на земельном участке с кадастровым номером № растений, занесенных в Красную книгу, не нашли подтверждения в судебном заседании.
Согласно ответу <данные изъяты> на запрос суда от 16 марта 2020 г. нахождение на территории парка «<данные изъяты>» растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2001, 2008) не зафиксировано. В тоже время, в 2019 г. жителями Петрозаводска на данной территории был обнаружен и собран в гербарий вид подъельник подбуковый, внесенный в Красную книгу Республики Карелия. Без дополнительного обследования территории специалистами уверенно подтвердить или опровергнуть наличие данного вида на этом участке не представляется возможным. Аналогичный ответ от 16 марта 2020 г. был предоставлен в прокуратуру г.Петрозаводска.
В ходе проведения прокуратурой г.Петрозаводска надзорных мероприятий установлено, что в <данные изъяты> находится гербарный образец подъельника подбукового, отнесенного к категории 0-RE (вероятно исчезнувшие в регионе и включенного в Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, утвержденном приказом Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 29.11.2007 № 335. Данный гербарный образец передан сотрудникам <данные изъяты> в 2019 г. ФИО2, которая предположительно обнаружила указанное растение на территории земельного участка с кадастровым номером №. При этом точное местонахождение данного растения сотрудниками <данные изъяты> дополнительно не подтверждалось, информация на гербарном образце указана со слов гражданки ФИО2. По информации ФГБУ высшего образования «ПетрГУ» в 2009 г. в ходе подготовки дипломной работы по специальности «Экология» студенткой ФИО3 на территории парка «<данные изъяты>» были обнаружены 2 вида растений: лещина обыкновенная, фиалка персиколистная, отнесенные к категории 3-VU (уязвимые). Вместе с тем, дипломная работа не содержит точных сведений о местонахождении данных растений. Проверкой, проведенной с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, растений, занесенных в Красную книгу, на территории застройки не выявлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, разрешения администрации Петрозаводского городского округа на снос зеленых насаждений от 4 февраля 2020 г. №, выданное ООО «Специализированный застройщик «Строительное управление-149» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и от 9 января 2020 г. № выданное ООО «ТехЭксперт» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, являются незаконными и подлежащими отмене, несоответствующим вышеуказанным нормам административного регламента, и нарушающими право Тужиковой О.Г. на благоприятную окружающую среду. Таким образом, требования Тужиковой О.Г. в указанной части являются законными и обоснованными, а соответственно, подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что самим фактом признания незаконными и отменой оспариваемых разрешений на снос зеленых насаждений, принимая во внимание получение администрацией Петрозаводского городского округа восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений, будет восстановлено нарушенное право заявителя, в связи с чем не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности каким-либо образом устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Указанный административным истцом способ восстановления нарушенных прав в виде обязания администрации Петрозаводского городского округа произвести работы по восстановлению зеленых насаждений, уничтоженных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, не может быть признан в качестве такового, не подлежит рассмотрению в рамках рассмотрения настоящего дела. Следовательно, в удовлетворении требований в указанной части следует отказать.
Применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с
администрации Петрозаводского городского округа.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Тужиковой О.Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными разрешений на снос зеленых насаждений, обязании произвести определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить разрешения администрации Петрозаводского городского округа на снос зеленых насаждений от 4 февраля 2020 г. №, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Строительное управление-149» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и от 9 января 2020 г. №, выданное обществу с ограниченной ответственностью «ТехЭксперт» в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Тужиковой О.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2020 г.