Дело №2-171/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Федоровка. 28 мая 2015 года
Фёдоровский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующей судьи Янбулатовой З. С.,
с участием заместителя прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан Сайфуллина И. М.,
представителя ответчика - Администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан Никитина В. Г., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Рахимове А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Федоровского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан и МБОУ СОШ <адрес> о принятии мер, направленных на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма на объекте с массовым пребыванием людей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Федоровского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов и мест массового пребывания людей, к которым относится МБОУ СОШ <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в период учебного года в здании МБОУ СОШ <адрес> наблюдается массовое пребывание людей, между тем, школа не оборудована средствами видеонаблюдения с записью событий, отсутствует достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории.
Согласно Уставу, образовательного учреждения, ее учредителем является муниципальный район Фёдоровский район Республики Башкортостан. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении муниципального района Фёдоровский район РБ.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (пункт 7) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Просит обязать Администрацию муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан, МБОУ СОШ <адрес> муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан принять следующие меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: обеспечить достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории; здание и территорию школы оборудовать средствами видеонаблюдения с записью событий, в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заместитель прокурора Федоровского района Республики Башкортостан
Сайфуллин И. М. в судебном заседании уточнив требования, просил обязать Администрацию муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан, МБОУ СОШ <адрес> муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан принять следующие меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: обеспечить достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории; здание и территорию школы оборудовать средствами видеонаблюдения с записью событий, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан Никитин В. Г., в судебном заседании не признал исковые требования прокурора, указав, что для исполнения данных требований в бюджете Администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан отсутствуют денежные средства.
Представитель ответчика - МБОУ СОШ <адрес> директор Муллабаева Р. М. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, суду представила заявление, в котором просит рассмотреть иск прокурора в её отсутствии. При этом указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представитель третьего лица - Совета муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительных причинах не явки суду не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке о проверке от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Фёдоровского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов и мест массового пребывания людей, к которым относится МБОУ СОШ <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в период учебного года в здании МБОУ СОШ <адрес> наблюдается массовое пребывание людей, между тем, школа не оборудована средствами видеонаблюдения с записью событий, отсутствует достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года.
Согласно п. 11 указанной Концепции, к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях, в том числе по показателю естественного и искусственного освещения помещений.
В соответствии с пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится,
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (пункт 7) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Из п. 1.5 Устава МБОУ СОШ <адрес> следует, что учредителем учреждения является муниципальный район Фёдоровский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан.
Согласно п. 1.7 Устава МБОУ СОШ <адрес> является некоммерческой бюджетной организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств муниципального бюджета муниципального образования на основе муниципального задания и утверждаемой сметы доходов и расходов. Финансовое обеспечение деятельности МБОУ ООШ <адрес> осуществляется за счет средств, рассчитанных на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося.
При таких обстоятельствах по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения возложена как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности и обеспечивает финансирование учреждения, а МБОУ СОШ <адрес>, непосредственно использует данное здание.
Требование о возложении обязанности оборудовать здание и территорию школы средствами видеонаблюдения, обеспечить достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Федоровского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан и МБОУ СОШ <адрес> о принятии мер, направленных на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма на объекте с массовым пребыванием людей, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан, МБОУ СОШ <адрес> муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан принять следующие меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: обеспечить достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории; здание и территорию школы оборудовать средствами видеонаблюдения с записью событий, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия через Федоровский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: З. С. Янбулатова