Дело №2-№(2015год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ноября 2015 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего: судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Г.К.А. к ГКУ <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,
УСТАНОВИЛ:
Г.К.А. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что 18.09.2012г. между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен договор ипотечного кредитования № на инвестирование строительства объекта недвижимости (квартира), расположенная по адресу: <адрес>. Обеспечением исполнения обязательств по настоящему договору является ипотека вышеуказанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от 18.09.2012г. №. На основании предоставленных истцом документов ГКУ АО УСЗН по <адрес> принято решение от 16.11.2012г. №. Социальная выплата была назначена с 15.11.2012г. по 15.10.2015г. и выплачена с ноября 2012г. по сентябрь 2013г. дальнейшая выплата истцом не получена с октября 2013г. по апрель 2015г. истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением и необходимыми документами для получения компенсации, однако ответчик не выполняет возложенную на него законом обязанность по уплате процентов. В результате бездействия ответчика, образовалась задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от 18.09.2012г. № за период с октября 2013г. по апрель 2015г. в размере *** рублей ** копеек. На основании этого, истец просит суд возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> обязанность осуществить выплату компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в размере *** рублей, а также расходы по оплате госпошлины в суд в размере *** рублей ** копеек.
От представителя ответчика ГКУ <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> М.Г.В. поступил письменный отзыв, в котором указано, что Г.К.А. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья. Впервые с заявлением она обратилась в управление в ноябре 2012г. Указывает, что задолженность по выплате компенсации образовалась в виду недостаточного финансирования подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014-2020 года». В соответствии с отчетом управления по октябрь 2015 года задолженность перед получателями социальных выплат составила *** рублей, в том числе перед Г.К.А. – *** рублей. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Считают, что управление приняло все меры в соответствии с действующим Положением №20. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, не представляется возможным. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание не явились истец, просивший рассмотреть дело без её участия, представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просивший рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и ответчика.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной защиты населения по <адрес> и Министерство финансов <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и не представившие сведения о причинах неявки.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России», с одной стороны, и Г.К.А. и Г.И.А., с другой стороны, был заключен кредитный договор №, по условиям которого созаемщикам был предоставлен кредит по программе «Ипотечный стандарт», в сумме *** рублей на инвестирование строительства объекта недвижимости <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно справке ГКУ <адрес> УСЗН по <адрес> № от 07.08.2015г. сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с октября 2013 года по апрель 2015 года составляет *** рублей. Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего. Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков. В соответствии с п.1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков. Как установлено судом, Г.К.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №№3,4 к настоящему Положению. Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения. Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита. Однако, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требования о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.1, ст. 7; ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 39. В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч.1ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может поддерживать надлежащий уровень материального благосостояния. Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П). Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения. Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006год). При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств. Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год). В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством <адрес>, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета. С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Г.К.А. и возложить на ГКУ <адрес> - УСЗН по <адрес> обязанность по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с октября 2013г. по апрель 2015г. в сумме *** рублей ** копеек, за счет средств областного бюджета. В соответствии с ч.1ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско - правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 300 рублей (п.п. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Г.К.А. к ГКУ <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> удовлетворить. Возложить обязанность на государственное казенное учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> осуществить выплату Г.К.А. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с октября 2013г. по апрель 2015г. в сумме *** рублей ** копеек, за счет средств областного бюджета. Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу Г.К.А. судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.Б. Ходкевич Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. |
|