Дело № 2-1427/2018
УИД: 66RS0011-01-2018-001764-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 6 декабря 2018 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Ежовой Г.Е.,
при секретаре Максимовой Т.А.,
с участием помощника прокурора г. Каменска-Уральского Иванникова А.Г., истца Корсакова И.В., ответчика Устьянцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсакова И.В. к Устьянцеву А.А. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно – транспортного происшествия, в размере 50 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 525 рублей 48 копеек.
В обоснование исковых требований указал, что 13.05.2017 около 19:20 на <адрес> Устьянцев А.А., управляя автомобилем «ВАЗ-21102», государственный регистрационный номер №**, в нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, двигаясь со скоростью, не обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования ПДД, в результате преступной небрежности отвлекся от управления автомашины и совершил съезд с проезжей части автодороги с последующим опрокидыванием автомобиля. В результате ДТП истцу Корсакову И.В., который являлся пассажиром автомобиля, были причинены телесные повреждения, которые относятся к тяжкому вреду здоровья. 06.11.2017 в отношении Устьянцева А.А. было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 264 УК РФ. 06.11.2017 Корсаков И.В. был признан потерпевшим по указанному уголовному делу. 12.03.2018 Первоуральским городским судом Свердловской области вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Устьянцева А.А. по ч.1 ст. 264 УК РФ за примирением сторон. Постановление суда вступило в законную силу. До рассмотрения уголовного дела судом между Корсаковым И.В. и Устьянцевым А.А. было заключено соглашение о возмещении материального ущерба и морального вреда, причиненного Корсакову И.В. в результате ДТП. В соответствии с соглашением Устьянцев А.А. добровольно обязуется возместить ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Корсакова И.В., в размере 200 000 рублей. В объем возмещаемого вреда включаются расходы на лечение, транспортные расходы в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя потерпевшего в размере 25 000 рублей, компенсация морального вреда в размере 155 000 рублей. Данное соглашение исполнено ответчиком частично. Денежная сумма в размере 50 000 рублей в указанные в соглашении сроки истцу не выплачена. В связи с этим, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 525 рублей 48 копеек.
В судебном заседании истец требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Устьянцев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что все истцу выплатил, весь ущерб возместил. В настоящее время денежных средств у него нет, является студентом.
Суд, выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, владельцы источников повышенной опасности (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) обязаны возместить вред, причиненный этим источником, независимо от вины причинителя, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Как установлено в судебном заседании, 13.05.2017 около 19:20 на <адрес> Устьянцев А.А., управляя автомобилем «ВАЗ-21102», государственный регистрационный номер №**, в нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, двигаясь со скоростью, не обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования ПДД, в результате преступной небрежности отвлекся от управления автомашины и совершил съезд с проезжей части автодороги с последующим опрокидыванием автомобиля. В результате ДТП истцу Корсакову И.В., который являлся пассажиром автомобиля, были причинены телесные повреждения.
Постановлением Первоуральского городского суда Свердловской области от 12.03.2018 уголовное дело и уголовное преследование в отношении ответчика Устьянцева А.А. по ч.1 ст. 264 УК РФ прекращено в связи с примирением сторон (л.д. 8, 25).
Постановление суда вступило в законную силу 23.03.2018 (л.д. 25).
Постановлением следователя СО ОМВД России по г. Первоуральску от 06.11.2017 истец Корсаков И.В. был признан потерпевшим по уголовному делу в отношении Устьянцева А.А., что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что травмы, полученные Корсаковым И.В. в результате ДТП, квалифицируются как тяжкий вред здоровью.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненного потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
12.03.2018 до рассмотрения дела в порядке уголовного судопроизводства между Корсаковым И.В. и Устьянцевым А.А. было заключено соглашение о возмещении материального ущерба и морального вреда, причиненного истцу в результате ДТП (л.д. 9).
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 соглашения ответчик обязался добровольно возместить истцу ущерб, причиненный в результате ДТП, в размере 200 000 рублей. В объем возмещаемого вреда были включены расходы на лечение, транспортные расходы в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей, компенсация морального вреда в размере 155 000 рублей.
Согласно пункту 1.6 соглашения ответчик возмещает истцу ущерб в указанном размере в рассрочку в следующем порядке:
- расходы на лечение и транспортные расходы в размере 20 000 рублей – в срок до 12.03.2018;
- расходы на оплату услуг представителя потерпевшего в размере 25 000 рублей – в срок до 12.03.2018;
- 105 000 рублей в счет компенсации морального вреда – в срок до 12.03.2018;
- 15 000 рублей в счет компенсации морального вреда – в срок до 12.04.2018;
- 15 000 рублей в счет компенсации морального вреда– в срок до 12.05.2018;
- 20 000 рублей в счет компенсации морального вреда – в срок до 12.06.2018.
Как следует из пояснений истца, 12.03.2018 ответчик Устьянцев А.А. выплатил денежную сумму в размере 150 000 рублей.
12.04.2018 в день очередного платежа ответчик Устьянцев А.А. отказался возмещать истцу оставшуюся часть суммы компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Ответчиком Устьянцевым А.А. обязательства по возмещению ущерба, причиненного в результате ДТП, надлежащим образом не исполнены.
Пунктом 1.7 соглашения предусмотрено, что невыплата сумм возмещения вреда или ненадлежащее исполнение обязательств (выплата сумм возмещения вреда в меньшем размере, чем положено) является основанием для взыскания процентов в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
При определении размера подлежащей взысканию с ответчика суммы процентов, суд считает необходимым исходить из расчета, представленного истцом, который у суда сомнений не вызывает, поскольку произведен правильно и ответчиком не оспорен.
Учитывая, что виновником дорожно-транспортного происшествия признан ответчик Устьянцев А.А., который принял на себя обязательства по возмещению вреда истцу Корсакову И.В., предусмотренные соглашением, заключенным 12.03.2018, и исполнил данные обязательства частично, требования истца являются законными и обоснованными.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корсакова И.В. к Устьянцеву А.А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Устьянцева А.А. в пользу Корсакова И.В. в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, – 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 525 (одна тысяча пятьсот двадцать пять) рублей 48 копеек.
Взыскать с Устьянцева А.А. в доход бюджета МО «город Каменск-Уральский» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 745 (одна тысяча семьсот сорок пять) рублей 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.
Решение в окончательной форме вынесено 11 декабря 2018 года.
Судья: Г.Е. Ежова