Производство № 2а-243/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000567-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Ю.В. Качаловой,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
административного истца – Снхчиян Г. и ее представителя – адвоката Никулина О.В., действующего на основании ордера № от 22 июля 2021 г.,
представителя ОМВД России по Магдагачинскому району, представителя УМВД России по Амурской области – Хрящевской О.Н., действующей на основании доверенностей от 20 июля 2021 г., от 28 декабря 2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Снхчиян Г. к отделению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району, Управлению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании незаконным заключения служебной проверки, признании незаконным действия и акта об изъятии паспорта гражданина Российской Федерации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Снхчиян Г. обратилась в Магдагачинский районный суд Амурской области к отделению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району, Управлению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области, в его обоснование указав, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ на территории Грузии (<адрес>). Ее родители: мама - ФИО1 и отец - ФИО2, являются уроженцами Республики Грузия, но являются гражданами Российской Федерации, т.е. имеют Российское гражданство, и паспорта граждан Российской Федерации.
По факту ее рождения на территории Грузии ей было выдано свидетельство о рождении ПК № 463530. Вместе с тем, она со своими родителями переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, где ее родители приобрели в 2018 г. Российское гражданство. Она же приобрела российское гражданство в 2015 году, был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии: 10 14 № 430612 (26.05.2015 ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе, код подразделения: 280-012). В паспорте имелась отметка о месте жительства: <адрес> (с 16.06.2010). В 2017 году истица получила заграничный паспорт: № 75 4208680 от 30.01.2017, где в графе «гражданство» было указано «Российская Федерация». Истица обучалась в российской школе, у нее имеется аттестат об основном общем образовании 02804000002369 от 27.06.2017 г, выданный муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением <данные изъяты>.
В 2021 г. она решила поменять паспорт гражданина Российской Федерации и сдала свои документы. В мае-июне 2021 г. она была вызвана в Отделение по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району, где ей сообщили, что у нее подлежит изъятию ранее выданный паспорт гражданина России (Российской Федерации), и она, вроде бы как, не является гражданином России.
Факт постоянного проживания истицы на территории Российской Федерации с 2010 г. по настоящее время подтверждается представленными документами. Она считала и считает себя гражданкой (гражданином) Российской Федерации. Всю свою сознательную жизнь она прожила в России, следуя Законам и правилам, действующим на территории Российской Федерации. Ее родители приобрели Российское гражданство в установленном законом порядке. Она приобрела гражданство ранее своих родителей, о чем не жалеет, стала гражданином Российской Федерации в 14 летнем возрасте. Ее родители приобрели гражданство Российской Федерации, когда она также была несовершеннолетней. Ни истица, ни ее родители, не предоставляли для ответчика заведомо ложные сведения, что могло стать основанием для лишения ее паспорта гражданина Российской Федерации.
В результате действий административного ответчика она лишилась паспорта, и, фактически, является лицом без гражданства.
Исходя из обстоятельств и норм Закона, ее родители: мама -ФИО1 и отец - ФИО2, приобрели гражданство Российской Федерации, когда она была еще несовершеннолетней. Факт законности приобретения гражданства России ее родителями никто не оспаривает, поэтому она могла приобрести российское гражданство с этого момента в силу принципа следования гражданства несовершеннолетних детей гражданству родителей.
Поскольку паспорт является документом, удостоверяющим гражданство РФ, то его изъятие возможно лишь в случае отмены решения по вопросу гражданства при установлении в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Административный истец с несовершеннолетнего возраста проживет на территории Российской Федерации, считает себя и пользуется правами гражданина России, ее мать, отец документированы паспортом гражданина РФ.
У нее нет паспорта гражданина Грузии, есть лишь свидетельство о рождении, с указанием места рождения, но не определения ее национальной принадлежности.
В таком случае оснований считать, что она незаконно получила паспорт гражданина РФ, не имея на то законных оснований, не имеется. Изложенные в оспариваемом заключении органа миграционной службы выводы об отсутствии сведений о приобретении ею гражданства Российской Федерации сделаны без учета оценки законности выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации в 2015 г.
Таким образом, Управлением по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области при проведении проверки в отношении нее вышеуказанные обстоятельства во внимание приняты не были, что привело к принятию незаконного и необоснованного заключения.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным и отменить заключение служебной проверки Управлением по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области № 19468, утвержденной 11.05.2021, в части проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать незаконным действия и Акт об изъятии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Управление по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Определением Магдагачинского районного суда от 30 июля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Амурской области.
Представитель административного истца Снхчиян Г. – адвокат Никулин О.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления. В дополнении суду пояснил, что родители Г. являются гражданами РФ, ее отец является гражданином РФ, с 1991 г. проживает на территории РФ, в 2003 г. проживал в <адрес>, с 2009 г. приобрел на территории пгт. Магдагачи жилое помещение и был зарегистрирован по месту жительства. В данном случае необходимо руководствоваться правом крови, то что было закреплено положением Европейской конвенции и Конституцией РФ, законом о гражданстве РФ, именно право крови, то есть определение гражданства несовершеннолетнего ребёнка по гражданству одного из родителей, в данном случае - отца. Обращаясь с заявлением о принятии гражданства родители Снхчан обратились с заявлением в установленном законом порядке в 2010 году, причем из текста данного заявления следует, что родители изначально указывали те сведения, которые необходимы были для проверки, и факта подложности, либо ложности, либо введение в заблуждение должностного лица в этой части, не установлено. В заключении служебной проверки по данному факту нет ссылки на то, что должностные лица были введены в заблуждение относительно представленных фиктивных или подложных документов, которые повлияли на принятие решения. Обращает внимание суда на позицию Конституционного суда, а также Верховного суда РФ в частности на кассационное определение Верховного суда №77 КА19-3 от 09.08.2019 года по делу граждански Цветковой, где указано, что погрешности не могут быть вменены в погрешности которые были совершены должностными лицами, никак не могут быть поставлены в вину лица, которое как раз оформлял заявление о приеме в гражданство, также есть определение Конституционного суда РФ от 27.02.2019 №317, которое также посвящено этим моментам, а именно, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство РФ, выявленных после приобретения гражданства влекут отмену гражданства лишь при установлении соответствующих фактов в судебном порядке, однако такое установление является безусловным основанием для отмены решения в приеме в российское гражданство, поскольку из содержания положения статьи 22 ФЗ «О гражданстве РФ» вытекает, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения Российского гражданства при возникновении случаев правовой связи с Российской Федерацией, выражающееся в совокупности взаимных прав и обязанностей ст.3 настоящего федерального закона. На эти моменты хотелось бы обратить внимание суда. Относительно получения Снхчиян Г. паспорта Грузии пояснил, что Г. родилась в 2001 г., данный паспорт получен в июне 2006 г., длительность действия паспорта 3 года, до июня 2009 года. Паспорт был получен для получения визы для выезда из Грузии в Россию для воссоединения с отцом, который проживал на территории Российской Федерации, гражданин России. В 2006 г. семья выехала только благодаря тому, что был паспорт на руках это позволило получить визу и выехать с территории Грузии на территорию Российской Федерации. Срок действия паспорта 3 г., он не пролонгировался, заявлений о принятии данного гражданства не поступало, возраст ребёнка на тот момент был 5 лет, самостоятельно выразить свою точку зрения она не могла. Хотелось бы пояснить, что в свидетельстве на развороте есть сведения об этом паспорте, идентификационный номер, родители данных сведений не скрывали при обращении в миграционную службу, они эти все сведения предоставили, должностные лица не были введены в заблуждение. С 2006 г. данные лица, Снхчиян Г. и её мама проживают на территории Амурской области, первоначально проживали в <адрес>, в 2009 г. приобрели жильё в пгт. Магдагачи и до настоящего времени данная семья здесь проживает, имеют официальную регистрацию с 2010 г., отец имеет регистрацию с 2009 года. На момент рождения ребёнка её отец являлся гражданин Российской Федерации, то есть гражданство приобретается по крови, по родителю. Но ребёнок рождается на территории Грузии, и для того чтобы им воссоединить семью, необходимо было сделать паспорт, чтобы пересечь границу, въехать на территорию РФ. На данный момент паспорт Г. выданный в Грузии просроченный, и ему не понятно почему из-за ошибки должностного лица в данной ситуации должна страдать его доверительница, фактически оставив ее без гражданства, вновь проходить процедуру приема гражданства.
Представитель ОМВД России по Магдагачинскому району, УМВД России по Амурской области – ФИО6 возражала относительно предъявленных требований. Суду пояснила, что проверка проведенная управлением по вопросам миграции ОМВД России по Амурской области показала, что административный истец не является гражданином РФ приобретшим гражданство по рождению. Хочу обратить внимание суда, что постановление Конституционного суда, которое привел представитель административного истца посвящается процедуре приема в гражданство, которое отличается от процедуры приобретения гражданства по рождению, и считаем, что истец не может считаться гражданином РФ по рождению, поскольку на момент обращения в органы миграционной службы она уже имела гражданство Грузии, поэтому приобретенное на этом основании гражданство не может являться законным, в связи с этим паспорт гражданина РФ, как документ удостоверяющий гражданство РФ был выдан незаконно и соответственно изъят на законных основаниях без нарушения законодательства РФ, в связи с этим прошу в иске отказать. Порядок предоставления документов с 2010 года изменился, к тому же в 2010 году ОВМ не было подразделением ОМВД по Магдагачинскому району. На данный момент выдаётся гражданство по документам, если возникают какие-то сомнения, то проводится проверка. Настаивала на том, что о приеме в гражданство речи не идет, данное право также сохраняется, заявитель может обратиться о принятии в гражданство в упрощенном порядке.
Также позиция УМВД России по Амурской области изложена в письменном отзыве представителя ФИО5, согласно которой с исковыми требованиями не согласились, указав о том, что в 2006 г. родителями Снхчиян Г. ей было избрано гражданство Грузии, следовательно она не могла приобрести гражданство РФ по рождению. Обстоятельством, послужившим незаконной выдаче первого паспорта гражданина Российской Федерации серии 10 14 № 430612 Снхчиян Г., не приобретшей гражданство в установленном законодательством порядке, явилось нарушение и.о. начальника отделения УФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе ФИО3 требований установленных Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.№ 1948-1 «О гражданстве Российской федерации» при принятии решения о наличии у Снхчиян Г. российского гражданства на основании ч. 2 статьи 15 указанного Закона. Решение уполномоченного органа об изъятии незаконно выданного паспорта Российской Федерации гражданке Снхчиян Г. является обоснованным законным.
Представители ответчиков - отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району, Управления по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области, в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 151 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Свидетель ФИО1 суду показала, что паспорт гражданина Грузии они получали, чтобы въехать в Российскую Федерацию, пересечь границу, по свидетельству о рождении этого сделать нельзя было. Выехали из Грузии в Россию в августе 2006 г., сразу после получения паспорта, в паспорте Г. есть штамп 14 августа 2006 г. мы пересекли границу. В материалах проверки также есть виза, в которой указана дата 14 августа 2006 г. В 2010 г. они с супругом обратились в миграционную службу, чтобы сделать гражданство, она подала все документы, паспорт сотрудники посмотрели, и сказали, что он уже недействительный, что он им не нужен, они сказали, что сделают по свидетельству о рождении, так как она несовершеннолетняя, отец у неё гражданин Российской Федерации. Она не помнит, что она писала в заявлении, что сотрудники миграционной службы диктовали, то и писала, сама не знала всей этой процедуры, помню, что писала заявление, давала согласие и я и муж. На момент подачи документов они не скрывали сведения о ранее выданном паспорте, тем более в свидетельстве о рождении об этом стоит отметка, что от меня требовали, то я и предоставляла, намерения что-то скрыть у них не было. На момент въезда в Российскую Федерацию ее супруг проживал на территории РФ, имел гражданство РФ. Мы как семья воссоединились, в 2009 году приобрели жилье, с семьей приняли решение остаться в Российской Федерации. Она приобрела гражданство РФ в 2018 г. Решение, что дочь должна была принять Российской гражданство было общее, внутри семьи, осознанное. Дочь в четырнадцатилетнем возрасте осознанно понимала, что принимает гражданство РФ, она всё осознавала, ходила в школу, имеет друзей, никаких обид в наш адрес со стороны дочери высказано не было, она закончила школу, сейчас есть аттестат об общем образовании и продолжает учёбу на территории Амурской области. Никаких претензий со стороны властей к ней за нарушение порядка, правил, законов не поступало. Г. законопослушная гражданка и до сих пор считает себя россиянкой. В 2015 г. Г. документируется паспортом, когда ей исполнилось 14 лет. В 2018 г. у неё появился заграничный паспорт, его она делала сама, все документы подавала самостоятельно. Когда Г. подавала документы на выдачу заграничного паспорта к их семье также не было никаких вопросов, никаких проблем не возникло. До достижения Г. 20-ти летнего возраста, до проведения проверки к ним со стороны миграционной службы никаких вопросов, нареканий не было, тем более она сама была почти каждый месяц в паспортном столе, так как занималась своими документами, тем более она там указывала, что дочка гражданка России, там же должны были это проверить, также не возникло никаких вопросов при данной ситуации. Также указала, что гражданство Грузии ребенку не избиралось, в 2010 г. ими было направлено письменное заявление в посольство Грузии с отказом от гражданства, ответа до настоящего времени получено не было.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Из материалов дела следует, что административный истец Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Республики Грузия паспортом гражданина Российской Федерации серии 10 14 № 430612 была документирована 26 мая 2015 г. ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе. Указанный паспорт был выдан Снхчиян впервые в связи с достижением 14-летнего возраста, на основании свидетельства о рождении серии НК № 463530 выданного Агентством гражданского реестра <данные изъяты> отдела Р. Грузия 04.01.2006.
В заявлении формы № 1П о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации имеется запись, что заявитель является гражданином Российской Федерации на основании ч. 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Однако УВМ УМВД России по Амурской области проведена проверка по факту обоснованности оформления 10.06.2010 ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе наличия у Снхчиян Г. гражданства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
По результатам указанной проверки составлено заключение № 19468, утвержденное начальником начальников УМВД России по Амурской области 11 мая 2021 г., в котором постановлено, что паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации серии 10 14 № 430612, выданный Снхчиян Г. ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе 26.05.2015, признать выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию; паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии 75 № 4208680, выданный Снхчиян Г. признать выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию. Мотивом принятия такого решения послужило установление обстоятельств того, что в 2006 г. родителями Снхчиян Г. ей было избрано гражданство Грузии, следовательно, Снхчиян Г. не могла прибрести гражданство Российской Федерации по указанному основанию, в этой связи на момент документирования Снхчиян Г. паспортом гражданина Российской Федерации гражданство Российской Федерации у нее отсутствовало.
18 января 2021 г. специалистом отделения по вопросам миграции ОМВД России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области, составлен акт изъятия паспорта серии 10 14 № 430612, выданный Снхчиян Г. ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе 26.05.2015.
Административный истец Снхчиян Г. считает, что действия органов миграционной службы нарушают и ограничивают ее конституционные права на определение гражданства России, свободу передвижения, поскольку фактически лишили ее гражданства Российской Федерации, фактов предоставления подложных сведений ни с ее стороны, ни со стороны родителей не усматривается.
Проверяя правомерность вынесенного решения, содержащегося в заключении № 19468, утвержденное начальником начальников УМВД России по Амурской области 11 мая 2021 г. в части проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.04.2002 «О гражданстве Российской Федерации», под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданами РФ являются: лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу названного Федерального закона; лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Гражданство РФ приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 19.04.2002 или международным договором РФ.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, а также основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В силу пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Согласно пункту 52 названного Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 (далее - Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1), действовавшего до 1 июля 2002 года, при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей.
Как следует из оспариваемого заключения, в ходе проведенной поверки УВМ УМВД России по Амурской области по факту обоснованности оформления 10.06.2010 ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе наличия у Снхчиян Г. гражданства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» было установлено следующее.
10 июня 2010 г. и.о. начальника ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе капитаном внутренней службы ФИО3 было принято заявление от матери Снхчиян Г. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки Грузинской ССР, об оформлении наличия гражданства Российской Федерации у ее несовершеннолетней дочери и оформлено наличие у Снхчиян Г. гражданства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона.
На день подачи заявления ФИО1 состояла в гражданстве Грузии, разрешительных документов на право проживания в Амурской области не имела, отец Снхчиян Г. - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации. К заявлению были представлены заявления родителей Снхчиян Г. о их согласии на приобретение ею гражданства Российской Федерации, также в заявлениях родителей было указано, что гражданство Грузии Снхчиян Г. не избиралось.
На запрос, направленный в Агентство по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии, был получен ответ, что 19.06.2006 Снхчиян Г. был выдан паспорт гражданина Грузии № 05АА884125.
В заключении содержится вывод о том, что поскольку родителями Снхчиян Г. в 2006 г. последней было избрано гражданство Грузии, она не может считаться гражданской Российской Федерации в соответствии части 2 ст. 15 Закона о гражданстве РФ.
Также в заключении указано, что решение о наличии у Снхчиян Г. гражданства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона было оформлено 10.06.2010 и.о. начальника ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе капитаном внутренней службы ФИО3, на основании данного решения на ее имя был оформлен в 2015 году российский паспорт.
Персональную ответственность за соблюдение законности при исполнении государственной функции в соответствии с законодательством Российской Федерации несет руководитель (п. 130 Административного регламента).
Заявление формы № 1П о выдаче (замене) паспорта на имя Снхчиян Г. по форме № 1П серии 10 14 № 430612 подписано Врио начальником ОУФМС России по Амурской области ФИО4
Таким образом, обстоятельством, послужившим незаконной выдаче первого паспорта гражданина Российской Федерации серии 10 14 № 430612 Снхчиян Г., не приобретшей гражданство в установленном законодательством порядке, явилось нарушение и.о. начальника отделения УФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе ФИО3 требований установленных Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.№ 1948-1 «О гражданстве Российской федерации» при принятии решения о наличии у Снхчиян Г. российского гражданства на основании ч. 2 статьи 15 указанного Закона.
Учитывая, что ФИО3 уволена из органов внутренних дел, вопрос о степени вины сотрудника и о применении мер дисциплинарной ответственности не рассматривался.
Таким образом, из оспариваемого заключения усматривается, что административными ответчиками в ходе проверки установлены только обстоятельства того, что ДД.ММ.ГГГГ Снхчиян Г. был выдан паспорт гражданина Грузии № 05АА884125, что свидетельствует об избрании ею гражданства Грузии, также установлено нарушения должностного лица, осуществляющего проверку документов и выдачу первого паспорта гражданина Российской Федерации Снхчиян Г.
Между тем, проверка проведена в одностороннем порядке, без отбирания у Снхчиян Г., ее родителей объяснений относительно получения паспорта гражданина Грузии, без выяснения всех имеющих значение обстоятельств.
Фактически обстоятельства, с которыми административный истец связывает свою принадлежность к гражданству Российской Федерации, не проверялись, оценка им не давалась. Кроме того, не установлено, имелась ли вина Снхчиян Г. и ее родителей матери ФИО1 и отца ФИО2 в нарушении закона при получении паспорта гражданина Российской Федерации, которая могла заключаться в представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что паспорт гражданина Грузии № 05АА884125 на имя Снхчиян Г. выдан 19 июня 2006 г., когда Г. было 5 лет. Срок действия паспорта указано до 19 июня 2009 г. То есть на момент подачи заявления ФИО1 об оформлении наличия гражданства Российской Федерации у ее несовершеннолетней дочери - 10 июня 2010 г., паспорт Грузии считался недействительным.
Из показаний свидетеля – матери Г. - ФИО1 следует, что паспорт гражданина Грузии был получен для въезда в Российскую Федерацию, пересечения государственной границы.
Действительно, из штампа в паспорте Грузии № 05АА884125 следует, что 14 августа 2006 г. была пересечена граница. Более отметок в паспорте не содержится.
Согласно заявления ФИО1 об оформлении наличия гражданства Российской Федерации дочери Снхчиян Г. от 10 июня 2010 г., ФИО1 были указаны сведения о ребенке, представлена копия свидетельства о рождении, сведения о родителе – отце ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который является гражданином Российской Федерации, в подтверждение данного факта представлена копия паспорта гражданина Российской Федерации 10 03 № 660186, выданного 12.03.2003 ОВД Михайловского района Амурской области. К заявлению представлены заявления родителей Снхчиян Г., о их согласии на приобретение ею гражданства РФ.
Из самого заявления очевидно усматривается, что в графе «вместе с заявлением представляю следующие документы» не дописано «копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта отца, копия паспорта матери, заявление отца и матери, копия п____».
Как пояснила в судебном заседании ФИО1, в 2010 г., когда они с супругом обратились в миграционную службу, чтобы сделать гражданство, она подала все документы, паспорт гражданства Грузии сотрудники посмотрели, и сказали, что он уже недействительный, что он им не нужен, они сказали, что сделают по свидетельству о рождении, так как она несовершеннолетняя, отец у неё гражданин Российской Федерации. Заявление писала под диктовку сотрудников миграционной службы, сама с процедурой не знакома.
Кроме того, из свидетельства о рождении НК №463530 от 04 января 2006 г., представленном в материалы дела на грузинском языке, сверху имеются сведения отображающие идентификационный номер паспорта Грузии-52001020697 (л.д. 15), который совпадает с идентификационным номером в нижней строке паспорта Грузии № 05АА884125 – 52001020697.
Согласно ст. 6 Закона Грузии «О гражданстве Грузии» изменение гражданства несовершеннолетнего лица допускается на основании заявления его родителей или других законных представителей. Изменение гражданства несовершеннолетнего лица, достигшего 14-летнего возраста, допускается только с его согласия.
Из пояснений ФИО1 следует, что гражданство Грузии ребенку не избиралось, в 2010 г. ими было направлено письменное заявление в посольство Грузии с отказом от гражданства, ответа до настоящего времени получено не было.
При этом, в связи с неполнотой проведенной проверки, данные обстоятельства, должностными лицами не выяснялись.
Снхчиян Г. суду пояснила, что она считала и считает себя гражданкой Российской Федерации. Всю свою сознательную жизнь она прожила в России, следуя Законам и правилам, действующим на территории Российской Федерации.
26 мая 2015 г. ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе Снхчиян Г. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии: 10 14 № 430612, в паспорте имеется отметка о месте жительства: <адрес> с 16.06.2010 (л.д. 8-9).
30 июля 2017 г. Снхчиян Г. получила заграничный паспорт: № 75 4208680 от 30.01.2017, где в графе «гражданство» указано «Российская Федерация» (л.д. 11).
Согласно аттестата об основном общем образовании 02804000002369 от 27.06.2017, выданным муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением <адрес>, истец обучалась в российской школе.
Оценив представленные доказательства, показания свидетеля ФИО1, которым не доверять оснований не имеется (предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний), и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вины Снхчиян Г. и ее родителей в нарушении закона при получении паспорта гражданина Российской Федерации, которые могли заключаться в представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, не имеется, заявление матери административного истца с пакетом необходимых документов в соответствующее подразделение миграционной службы было подано, возвращено не было, в его удовлетворении не было отказано. Обстоятельства, позволившие поставить под сомнение право административного истца на признание гражданства Российской Федерации по рождению в 2010 г. на основании поданных документов, не выявлены. При этом заявление матери и отца на приобретение гражданства Российской Федерации дочерью Снхчиян Г. только подтвердило отсутствие между родителями ребенка каких-либо разногласий в вопросе гражданства с указанием в заявлении на то, что гражданство Грузии не избиралось.
При этом, судом установлено и следует из мотивировочной части оспариваемого заключения, что обстоятельством, послужившим незаконной выдаче первого паспорта гражданина Российской Федерации серии 10 14 № 430612 Снхчиян Г., не приобретшей гражданство в установленном законодательством порядке, явилось нарушение и.о. начальника отделения УФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе ФИО3 требований установленных Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» при принятии решения о наличии у Снхчиян Г. российского гражданства по рождению.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя УМВД России по Амурской области об отсутствии необходимости проверки наличия/ отсутствия вины Снхчиян Г. и ее родителей в нарушении закона при получении паспорта гражданина Российской Федерации, которая могла заключаться в представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, со ссылкой на отличие процедуры приема в гражданство и процедуры приобретения гражданства по рождению.
Согласно позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2019 N 77-КА19-3, процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что проверка, целью которой является установление наличия или отсутствия у лица гражданства Российской Федерации, в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена неполно, не установлено бесспорных фактов, свидетельствующих о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны административного истца и ее родителей, не выяснения обстоятельств осуществления Снхчиян Г. по реализации своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации, что повлекло вынесение необоснованного, необъективного решения, в связи с чем заключение служебной проверки Управления по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области № 19468, утвержденное 11 мая 2021 года, в части проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а так же действия отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области по изъятию у административного истца паспорта гражданина РФ, носят незаконный и неправомерный характер.
В целях восстановления нарушенных прав, административным истцом заявлены требования о возложении на Управление по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Вместе с тем, с учетом того, что заявление о смене паспорта было подано Снхчиян Г. в отделение по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области, и суд не является органом, уполномоченным принимать решение о наличии у лица гражданства Российской Федерации, суд полагает возможным возложить на отделение по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда в установленном порядке выдать Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Снхчиян Г. к отделению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району, Управлению по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании незаконным заключения служебной проверки, признании незаконным действия и акта об изъятии паспорта гражданина Российской Федерации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение служебной проверки Управления по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Амурской области № 19468, утвержденное 11 мая 2021 года, в части проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать незаконным действия отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области и Акт об изъятии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утвержденный начальником ОВМ ОМВД России по Магдагачинскому району.
Обязать отделение по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Магдагачинскому району УМВД России по Амурской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда в установленном порядке выдать Снхчиян Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Качалова
Мотивированное решение
изготовлено 03.09.2021