Судья: Двуреченских С.Д. Дело № 33а-21312/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2020 года апелляционную жалобу Солодова К. П. на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу по административному исковому заявлению Солодова К. П. к Избирательной комиссии городского округа Балашиха о признании незаконным решения от 04 августа 2020 года № 17/123 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 4.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения Солодова К.П. и его представителя – адвоката Шулика Ю.К., представителя ИК г.о. Балашиха – Кулишова А.А.,
заключение прокурора Смирновой М.В.,
установила:
Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 04 августа 2020 года № 17/123 Солодову К. П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 4, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей для регистрации кандидата.
Солодов К.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 04 августа 2020 года № 17/123 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 4, ссылаясь на то, что избирательная комиссия была введена в заблуждение ее председателем относительно основания, по которому рабочая группа признала подписи в его поддержку недействительными, а именно он скрыл от членов комиссии то обстоятельство, что в соответствии с требованиями п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Подписи избирателей собирал по правилам, установленным ч. 5 ст. 29 Закона Московской области, т.е. по просьбе избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей, в том числе административный истец, своей рукой вносило в подписной лист их фамилию, имя, отчество, год рождения, место регистрации, номер паспорта избирателей, после избиратель собственноручно проставлял свою подпись и дату ее внесения. ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское» ЭКУ ГУ МВД Московской области в подписях, представленных Солодовым К.П. на проверку, не выявил признаков, дающих основание, предусмотренное п.п. 12-13 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области для признания их недостоверными иди недействительными.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Солодов К.П. просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом норм действующего законодательства.
Заслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений Избирательной комиссии городского округа Балашиха на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23.06.2020 года № 06/85 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатным избирательным округам, назначенных на 13 сентября 2020 года, возложены на Избирательную комиссию городского округа Балашиха.
Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 29 июня 2020 года № 3/17 определено необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по многомандатному округу и максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Избирательную комиссию городского округа Балашиха для регистрации кандидата – по многомандатному округу № 4 необходимое количество подписей – 49, максимальное количество подписей – 53.
В целях регистрации кандидатом в депутаты Солодов К.П. представил в Избирательную комиссию городского округа Балашиха заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 4, приложив соответствующие документы, а также подписные листы в количестве 15 листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения – заявленное количество подписей 53.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исчерпывающий перечень оснований признания недействительными подписи избирателей содержится в пункте 6.4 статьи 38 данного Федерального закона.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»).
Основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 52 подписи избирателей в представленных Солодовым К.П. для регистрации подписных листах являются недействительными, поскольку в нарушение п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ сведения о фамилии, имени, отчества внесены избирателями не собственноручно.
В соответствии с протоколом об итогах проверки соблюдения сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведениях об избирателях и подписей, представленных Солодовым К.П., рабочая группа на основании справки об исследовании начальника отделения по экспертно-криминалистическому обеспечению отдела полиции мкр. Железнодорожный отдела по ЭКО МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области от 29 июля 2020 года № 288/289 признала только одну подпись избирателя.
Согласно пункта 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В установленную законом форму подписного листа вносится фамилия, имя и отчество избирателя.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Действительно в соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, а также аналогичными положениями ч. 5 ст. 29 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» предусмотрена возможность внесения данных об избирателе по его просьбе лицом, осуществляющим сбор подписей.
Вместе с тем, в силу того же п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Исключение составляют избиратели, являющиеся инвалидами, не имеющие возможность самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения.
Таким образом, необходимость указания в подписных листах фамилии, имени и отчества избирателями самостоятельно – прямое требование федерального закона, выполнение которого не поставлено в зависимость от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
Солодовым К.П. в Избирательную комиссию городского округа Балашиха представлены 15 подписных листов, каждый заполнен на лицевой стороне. Всего 53 подписи избирателей (при необходимом минимуме – 49 подписей).
Согласно указанной справке, в результате проведенных раздельного и сравнительного исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно число, месяц рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописных записей от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке «Подписной лист удостоверяю»), во всех подписных листах, представленных кандидатом Солодовым К.П., было установлено, что рукописные записи, расположенные в подписных листах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14 в графах «Фамилия имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно число, месяц рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина», и рукописные записи от имени, лица, осуществляющего сбора подписей, выполнены одним лицом.
Таким образом, общее количество недействительных подписей составило – 52 подписи.
С учетом изложенного, вывод Избирательной комиссии городского округа Балашиха о невыполнении Солодовым К.П. требований Федерального закона № 67-ФЗ, предъявляемых к оформлению подписных листов, выразившееся в том, что во всех подписях избирателей в 14 подписных листах данные о фамилии, имени и отчестве избирателей внесены ими не собственноручно, что на основании подпункта «л» пункта 6.4. статьи 38 указанного Федерального закона влечет недействительность таких подписей избирателей, является обоснованным.
Довод стороны административного истца, что положения п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ не применяются к выборам в представительный орган местного самоуправления, поскольку в соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, а положениями ч. 5 ст. 29 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» не предусмотрено внесение данных о фамилии, имени, отчестве избирателей ими собственноручно, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Действительно, приведенные в ч. 5 ст. 29 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» положения, допускают внесение избирателями собственноручно только подписи и даты ее внесения.
Однако, к проверке подписных листов они не применимы, поскольку противоречат положениям Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ: 1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Поскольку положения ч. 5 ст. 29 Закона Московской области противоречат положениям п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что к возникшим правоотношениям применяются положения Закона, имеющего большую юридическую силу.
Довод стороны апеллянта о том, что предметы правового регулирования Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» различны, в связи с чем, по мнению апеллянта, отсутствуют противоречия в Законе Московской области, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм избирательного законодательства.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон № 67-ФЗ, имеющий в силу ст. 1 закона прямое действие и подлежащий применению на все территории Российской Федерации к выборам всех уровней.
Данным Федеральным законом, помимо прочего, детально регламентируется, в том числе порядок заполнения подписных листов на выборах не только Президента РФ и Государственной Думы РФ, но и на выборах в представительные органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, в силу пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи всех избирателей в представленных Солодовым К.П. подписных листах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14 являются недействительными. Общее количество недействительных подписей составило 52 подписи.
Таким образом, общее количество представленных в Избирательную комиссию городского округа Балашиха действительных подписей избирателей являлось недостаточным (менее 49) для регистрации Солодова К.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области по многомандатному избирательному округу № 4 на предстоящих 13.09.2020 года выборах, в связи с чем решение Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 04 августа 2020 года № 17/123 об отказе Солодову К.П. в регистрации кандидатом является правомерным.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе Солодову К.П. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую обстоятельствам дела и представленным доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного по делу решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солодова Климентия Павловича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи