Дело № 2-2771/2014
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Федеральный суд Центрального района г.Кемерово в составе:
председательствующего Гапанцовой А.А.
при секретаре Калининой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
20 мая 2014 года
гражданское дело по заявлению Тверитина В. А. о признании нормативно-правового акта незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Тверитин В.А. обратился в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта незаконным.
Просил суд признать Постановление Администрации города Кемерово №149 от 29.12.2001г. "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии" полностью утратившим силу;
Признать решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 25 мая 2012г №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» и решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.09.2013 №261 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012 №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» полностью недействующими.
Требования мотивировал тем, что Администрацией города Кемерово 29.12.2001г принято Постановление №149 "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии".
Также имеется решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 25 мая 2012 г. №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» (опубликовано в газете Кемерово № 17(24) 01.06.2012г) и решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.09.2013 №261 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012 №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» (опубликовано в газете Кемерово №13(63) 28.09.2013).
Последние два упомянутых решения содержат прямые указания о начислении оплаты за отопление с 01.07.2012 по 31.12.2013, то есть без перерыва на летний период.
27 августа 2012 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление №857 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2013г № 795), имеющее высшую юридическую силу по отношению к оспариваемым нормативно-правовым актам. Нормативные акты (законы и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.
Полагает, что Постановление Администрации города Кемерово №149 от 29.12.2001г., решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 25 мая 2012г №141 и решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.09.2013г №261 не отвечают данному принципу и должны считаться утратившими юридическую силу. Администрация г.Кемерово и Кемеровский городской совет народных депутатов должны принять новые постановление и решение соответственно, согласно требованию Постановления Правительства РФ №57.
Согласно пункту 1.1 Постановления №149 от 29.12.2001г, на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, без учета площадей балконов и лоджий, на каждый месяц в течение года - 0,024 Гкал. В летний период отопление отсутствует, поэтому нормативы должны быть нулевыми. При начислении платежей за отопление управляющие компании используют именно это постановление от 29.12.2001г и решения Совета народных депутатов №141 от 25 мая 2012г и №261 от 27.09.2013г, т.к. иных правил начисления коммунальных платежей по отоплению для домов, не оборудованных общедомовыми счетчиками, не имеется.
Согласно п. «а» части 1 Постановления Правительства РФ №857, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
Согласно квитанциям за май - сентябрь 2013 года, плата за отопление в летний период взимается, решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года уже фактически принято. Однако размер платы не соответствует Правилам расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденным Постановлением Правительства РФ №857. Согласно пункта 1 указанных Правил, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев году.
Так как для нашего региона продолжительность отопительного сезона 8 месяцев в год, то коэффициент периодичности равен 8/12, т.е.0,667.
Постановлением Администрации города Кемерово №149 от 29.12.2001г и решениями Совета народных депутатов №141 от 25 мая 2012г и №261 от 27.09.2013г нарушены следующие права и законные интересы заявителя и его семьи: они платят за коммунальную услугу отопление больше, чем предусмотрено документом высшей юридической силы - Постановлением Правительства РФ №857.
В ... всего 12 квартир, потребление тепла не превышает 0.024 гигакалории в час, поэтому требование об обязательной установке общедомового счетчика тепла не распространяется на дом заявителя.
Заявитель обращался в Администрацию города 01.10.2013г: http://www.kernerovo.ru/book/7id=23716
Обращение оставлено без ответа.
Имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей, доход ниже прожиточного минимума на человека, семья имеет статус многодетной, согласно справки №125 от 17.12.2012г.
В судебное заседание заявитель Тверитин В.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Капишникова А.Г., Хватикова О.А., действующие на основании доверенностей, требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в материалы дела представила письменные возражения на заявленные требования.
С учетом мнения представителя сторон, положений ст.257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Тверитина В.А.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свободы; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Статьей 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При этом, согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги для граждан рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им субъектом РФ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. При этом Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Судом установлено, что Администрацией города Кемерово 29.12.2001г принято Постановление №149 "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии".
Кемеровским городским советом народных депутатов от 25 мая 2012г принято решение №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» (опубликовано в газете Кемерово №17(24) 01.06.2012г), а также 27.09.2013г принято решение №261 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012г №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» (опубликовано в газете Кемерово №13(63) 28.09.2013г).
09.06.2011г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предусматривающее изменение порядка начисления гражданам платы за коммунальные услуги. В соответствии с Приложением №2 к данному постановлению плата граждан за тепловую энергию рассчитывается исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления тепловой энергии в течение отопительного периода.
При этом в соответствии с п.5 Постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Нормативы потребления тепловой энергии органами исполнительной власти Кемеровской области до настоящего времени не утверждены, и на территории г.Кемерово продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления (на момент их принятия полномочия Главы города по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были определены Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999г №887, статьей 11 Закона Кемеровской области от 12.11.1997г №37-ОЗ).
27.08.2012г принято Постановление Правительства РФ №857, устанавливающее особенности применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно пп. «а» п.1 данного постановления, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, было дано право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Пунктом «б» данного постановления (в редакции, действовавшей в 2012г) было разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012г принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г №307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012г.
На территории Кемеровской области данное право было реализовано, 14.09.2012г принят приказ Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области №50 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым было приказано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г №307, начисление гражданам платы за отопление осуществляется равномерно, в течение всего календарного года.
Таким образом, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, на территории города Кемерово применяется норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением администрации г.Кемерово от 29.12.2001г №149 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии».
Применение Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с коэффициентами периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (на которые ссылается заявитель) осуществляется на территории тех субъектов РФ, которые не реализовали до 15.09.2012г право, предусмотренное пп. «б» п.1 Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г №857.
В заявлении Тверитина не указано, каким образом решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012г ### «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» противоречит федеральному законодательству и нарушает права заявителя. Указаний на порядок начисления платы за отопления в данном документе не имеется, а лишь устанавливаются размеры платы граждан за услуги отопления.
В соответствии с ч.2 ст.157 Жилищного Кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги для граждан рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального образования город Кемерово не наделялись субъектом РФ полномочиями по установлению тарифов. Органами регулирования тарифов на территории Кемеровской области являются Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, а также Департамент цен и тарифов КО.
Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им субъектом РФ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. При этом Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В связи с этим на территории города Кемерово Кемеровский городским советом народных депутатов в качестве меры социальной поддержки населения было принято решение об установлении размера платы гражданам за коммунальные услуги в размерах, ниже, чем тарифы, установленные субъектом РФ. Так, например, размер платы граждан за отопление в пределах социальной площади жилого помещения при подаче теплоэнергии ОАО «КТСК» составляет 595,14 руб./Гкал, свыше социальной нормы - 704 руб./Гкал, в то время как тариф РЭК 1171,92 руб./Гкал. Разница между данными размерами компенсируется за счет средств бюджета города исполнителям коммунальных услуг.
Кроме того, в соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Нормами главы 24 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, не предусмотрено признание оспариваемых нормативных актов утратившими силу.
Заявитель просит признать полностью недействующим оспариваемое решение №141 в полном объеме, поскольку полагает, что решение принято без учета требований Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Однако приведенное в заявлении утверждение о том, что оспариваемое решение содержит прямое указание о начислении оплаты за отопление без перерыва на летний период - необоснованно.
Фактически оспариваемое решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012г №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» не регулирует отношений по правилам (порядку) начисления платы за услугу отопления в течение календарного года:
- правовые основания для такого регулирования отсутствуют, поскольку соответствующие полномочия в соответствии со ст.157 ЖК РФ закреплены за Правительством Российской Федерации;
- соответствующая терминология в тексте правового акта не применяется;
- пункт 1 решения №141 не содержит положений, что указанные значения применяются как тарифы (ценовые ставки) на коммунальные услуги, в том числе для расчета за полученные гражданами объемы коммунальных услуг;
- п.2 решения указывает на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем предоставления субсидий.
В обоснование требований в заявлении не указывается на иные противоречия федеральному законодательству конкретных положений оспариваемого решения.
Оспариваемое решение Горсовета устанавливает основания для компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами на коммунальные услуги и платой населения за счет городского бюджета.
По существу оспариваемое решение является мерой социальной поддержки жителей города, направленной против чрезмерного роста платы за услуги ЖКХ, и отвечает основным принципам социальной политики, проводимой органами городского самоуправления.
Как следует из представленного заявителем расчета платежа за ЖКУ за период май-сентябрь 2013 года, плата за отопление (при подаче теплоэнергии в многоквартирный жилой дом, где проживает заявитель, ОАО «КТСК») в пределах социальной площади жилого помещения составила 868,80 руб./Гкал.
При этом Региональной энергетической комиссией Кемеровской области установлены тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО «КТСК» - 1171,92 руб./Гкал (постановление от 30.12.2012г №536 - на период с 01.07.2013г, постановление от 20.12.2013г №652 - с 01.01.2014г по 30.06.2014г).
Таким образом, применение оспариваемого решения №141 влечет снижение платы за коммунальные услуги, а не ее увеличение, и, соответственно, не нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Таким образом, заявителем пропущен указанный срок с мая 2013г.
На основании изложенного суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований о признании постановления Администрации города Кемерово №149 от 29.12.2001г. "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии" утратившим силу; признании решения Кемеровского городского совета народных депутатов от 25 мая 2012г №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» и решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.09.2013 №261 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012 №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» недействующими.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Тверитина В. А. о признании постановления Администрации города Кемерово №149 от 29.12.2001г. "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии" утратившим силу; признании решения Кемеровского городского совета народных депутатов от 25 мая 2012г №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» и решение Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.09.2013 №261 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.05.2012 №141 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» недействующими - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 23.05.2014 года.
Судья А.А. Гапанцова