РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2016 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Самара Беляковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5220/16 по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по округу №... М.М.Н. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... о признании незаконным бездействия председателя и членов участковой избирательной комиссии №..., обязании председателя участковой избирательной комиссии №... Н.Э.Н. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечения виновных лиц к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата на территории избирательного участка №... были выявлены нарушения избирательного законодательства, заключающиеся в том, что нарушается *** голосования, на выходе стоят люди, требующие сказать, за кого избиратель проголосовал. Председатель комиссии Н.Э.Н. и члены комиссии не приняли мер к пресечению нарушения закона, их бездействие нарушает права истца как кандидата. Просит суд признать незаконным бездействие председателя и членов комиссии, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей установленных Федеральным законом №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», по контролю за соблюдением на территории избирательного участка закона и порядка проведения голосования, обязать председателя участковой избирательной комиссии №... Н.Э.Н. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Истец, его представитель К.Е.О., действующая на основании доверенности от дата, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Н.Э.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, предоставила суду отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, заявила ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в ее отсутствие.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Самара Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Выслушав стороны, участвующие в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств нарушения прав истца не предоставлено, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ.
М.М.Н. является кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по округу №....
Председателем участковой избирательной комиссии №... является Н.Э.Н.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Из преамбулы Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В силу ст. 1 Федерального закона №20 – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при *** голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В силу ч.9 ст. 81 Федерального закона №20 – ФЗ каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для *** голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при *** голосовании.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Федерального закона голосование на выборах и референдуме является ***, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
В силу ч.4 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно ч.6 ст. 58 вышеназванного Федерального закона в день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»). Указанное ограничение не применяется в отношении распространения информации средствами видеотрансляции, устанавливаемыми в помещениях, где проводится подсчет голосов избирателей, в соответствии с частью 15 статьи 78 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.11.1 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
В силу ч.13 ст. 81 Федерального закона №20 – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой избирательной комиссии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Как следует из административного искового заявления истца порядок голосования и *** голосования, установленные вышеназванными нормами закона не были нарушены.
Суд полагает, что опрос избирателей после голосования не нарушает принципа *** голосования избирателя, выражать свое мнение после голосования в форме опроса (не агитации) является правом гражданина.
При этом, суд учитывает, что действующим законодательством не установлен запрет на опрос избирателей об их выборе после голосования.
Кроме того, М.М.Н. в материалы дела каких-либо доказательства, указанных в административном исковом заявлении обстоятельств дела не предоставлено (ст. 62 КАС РФ).
Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения требований о признании бездействий председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Н.Э.Н. и членов комиссии незаконными и возложении обязанности по их устранению на председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №... Н.Э.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по округу №... М.М.Н. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... о признании незаконным бездействия председателя и членов участковой избирательной комиссии №..., обязании председателя участковой избирательной комиссии №... Н.Э.Н. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечения виновных лиц к административной ответственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2016 года
Судья /подпись/ Доценко И.Н.
Копия верна
Судья
Секретарь