Дело № 2-1449\2013 год.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2013 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.,
С участием адвоката Шварцман Т.А.
При секретаре судебного заседания Саргсян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпаркович А.В., Шпаркович М.А., Шпаркович О.Р., действующей от своего имени и в интересах А., к ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», 3-и лица, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области, 201 КЭЧ района, Администрация Клинского муниципального района, о признании не включенной в число служебных квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, о признании за Шпаркович А.В., Шпаркович М.А., Шпаркович О.Р., А. права владения и пользования жилым помещением на основании договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы, уточнив свои требования, обратились в суд с иском о признании не включенной в число служебных квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, и о признании за Шпаркович А.В., Шпаркович М.А., Шпаркович О.Р., А. права владения и пользования жилым помещением на основании договора социального найма,
Иск мотивирован тем, что Шпаркович А.В. со своей семьей проживает по адресу: /адрес/. Указанная квартира была предоставлена Шпаркович А.В., как военнослужащему, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 19689 от /дата/ 2007 года, на семью из четырех человек. В пользование было предоставлено служебное жилое помещение - 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: /адрес/. /дата/ 2008 года с истцами был заключен договор найма служебного жилого помещения, квартира находилась на балансе 201КЭЧ района. /дата/ 2012 года Шпаркович А.В. подал в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ заявление о предоставлении ему занимаемой квартиры на основании договора социального найма, но до настоящего времени его заявление оставлено без ответа. На момент подачи заявления он имел более двадцати лет выслуги. Права на занимаемое истцами жилое помещение в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ни за кем не зарегистрированы. Шпаркович А.В. заключил контракт о прохождении военной службы до /дата/ 1998 года и на момент заключения с ним договора найма занимаемого им служебного жилого помещения имел право на обеспечение жилым помещением на общих основаниях и имеет это право по настоящее время, продолжает проходить военную службу. На сегодняшний день Шпаркович А.В. имеет выслуги более двадцати лет, а потому имеет право быть обеспеченным жилым помещение по избранному постоянному месту жительства.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства о статусе военнослужащих и положения о специализированном жилом фонде, истцы просят признать не включенной в число служебных квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, и о признании за ними право владения и пользования жилым помещением на основании договора социального найма,
В судебном заседании Шпаркович А.В. не присутствовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен.
В судебном заседании представитель Шпаркович А.В., адвокат Шварцман Т.А., иск поддержала по основаниям, указанным в нем, представила суду письменные объяснения по иску, просила иск удовлетворить.
Шпаркович О.Р. иск поддержала, пояснив, что спорная квартира не включена в число служебных в установленном законом порядке, а потому она должна была быть им предоставлена на основании договора социального найма, их права нарушены, просила иск удовлетворить.
Ответчик и третьи лица в судебном заседании не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав стороны, проверив представленные материалы, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ суд пришел к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Как видно из имеющихся в деле документов, квартира, в которой проживают истцы, принадлежит Министерству Обороны РФ. Данная служебная квартира площадью /площадью/ кв.м., в том числе жилой - /площадью/ кв.м., находящаяся по адресу: /адрес/, была предоставлена Шпаркович А.В., как военнослужащему войсковой части 19689, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 19689 от /дата/ 2007 года (л.д.18 -20,22,24-25).
Согласно договору найма служебного жилого помещения, заключенному между 201 КЭЧ района и Шпаркович А.В., «наймадатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату и во владение и пользование жилое помещение, находящееся в Федеральной собственности на основании распоряжения о закреплении на праве оперативно управления от /дата/ 2006 года состоящее из трех комнат в трехкомнатной квартире жилое помещение площадью /площадью/ кв.м.. жилой площадью /площадью/ кв.м., для временного проживания в ней. Жилое помещение предоставляется в связи со службой в МО РФ (л.д.59). Настоящий договор заключен на время службы Шпаркович А.В. в в\ч 19689, где он служит и по настоящее время. Истцы продолжают проживать в спорном жилом помещении, используют его по прямому назначению и несут расходы по его содержанию.
Сведений о том, что жилищный фонд, находящийся на территории г. Клин-5, в том числе и спорная квартира, передан в муниципальную собственность Клинского муниципального района у суда не имеется, что подтверждается выпиской их реестра муниципальной собственности(л.д.23,. 49).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на квартиру по адресу /адрес/, не зарегистрировано.
Согласно справке БТИ, техническая инвентаризация квартиры по адресу /адрес/,не проводилась.
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301, «государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ». После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в соответствующих органах».
Согласно ст. 92 ЖК РФ «использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом». Таким образом, рассмотрение вопроса об исключении жилого помещения из числа служебных тоже должно решаться этими же органами, а суд лишь может рассмотреть вопрос о правомерности или неправомерности отказа в удовлетворении такого заявления.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26.01.06 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Из содержания данной правовой нормы не следует, что по истечении пяти лет службы изменяется статус жилых помещений, предоставленных военнослужащим в качестве служебных. Напротив, буквальное толкование указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что в каждом случае наличия оснований для предоставления жилых помещений в общем порядке уполномоченным органом власти должно приниматься соответствующее решение о предоставлении жилого помещения и автоматического изменения статуса жилого помещения не происходит; при решении данного вопроса не исключается предоставление иного, а не ранее занимаемого служебного жилого помещения.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 08.05.2006 г. N 66-ФЗ, от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ (далее - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву (п. п. 3, 4 Положения).
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. N 453-О, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Такие правила закреплены в нормах ФЗ "О статусе военнослужащих", из которых следует, что жилье военнослужащим предоставляется по договору найма служебного жилого помещения, заключенного с Министерством обороны РФ.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ, от 01.12.2008 г. N 225-ФЗ).
Действующее законодательство - Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 1280, предусматривает необходимость и порядок сдачи ранее занимаемого военнослужащим служебного жилого помещения для возможности заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения.
Истцы полагают, что существует возможность передачи служебной квартиры в пользование на основании договора социального найма, поэтому просят признать за ними право пользования спорным жилым помещение на основании договор социального найма в отношении предоставленного ранее жилого помещения. На момент заключения договора служебного найма Шпаркович А.В. имел более двадцати лет выслуги, первый контракт на военную службу был заключен до 1 января 1998 года, поэтому ему незаконно предоставили служебное жилое помещение.
Истцы полагают, что данное жилое помещение не является служебным помещением, поскольку не относится к категории служебного жилого фонда по причине того, что процедура отнесения жилого помещения к категории служебного, установленная Постановлением Правительства РФ, не была соблюдена. Спорное жилое помещение не внесено в реестр федеральной собственности, не числится в реестре областной и муниципальной собственности, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, технической документации не имеется.
Судом установлено, что Шпаркович А.В. проходящий военную службу по контракту в войсковой части 62632-3 г. Клин, Московской области, на /дата/ 2012 года имеет выслугу лет: в календарном исчислении 21 год1 месяц, льготном исчислении -34 года 11 месяцев 20 дней. (л.д.29,85).
Из материалов дела следует, что Шпаркович А.В. с семьей проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: /адрес/, состоящем из трех комнат, общей площадью /площадью/ кв. м, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от /дата/ 2008 года, заключенного между Шпаркович А.В. и 201 КЭЧ района. Квартира предоставлена в связи со службой в МО РФ, настоящий договор заключается на время службы в в\ч 19689.
В п. п. 1 договора найма служебного жилого помещения указано, что спорное жилое помещение находится в Федеральной собственности на основании распоряжения о закреплении права оперативного управления от /дата/ 2006 года, отнесено к категории служебного жилого помещения и предоставлено для проживания в связи с прохождением Шпаркович А.В. военной службы в войсковой части 19689.
Из представленных материалов дела следует, что Шпаркович А.В. спорное жилое помещение предоставлено на основании вышеуказанного договора на время действия контракта (трудовых отношений) с Министерством обороны РФ. Оснований не доверять представленным сведениям у суда первой инстанции не имеется.
Решения об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Суду не было представлено документов того, что Шпаркович А.В. обращался с заявлением об исключении его квартиры из числа служебных непосредственно к собственнику жилого помещения или балансодержателю этого помещения.
Таким образом, спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и именно Министерство обороны РФ полномочно принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Заключая договор найма служебного жилого помещения от /дата/ 2008 года Шпаркович А.В. был осведомлен о статусе данного жилого помещения и о том, что квартира предоставляется в связи с прохождением военной службы в МО РФ в войсковой части 19689, что не противоречит положению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом нарушение процедуры порядка внесения спорного жилого помещения в реестр служебного жилого помещения не свидетельствует о заключении Шпаркович А.В. именно договора социального найма жилого помещения с последующим правом истцов на приобретение квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, путем бесплатной передачи им в собственность на добровольной основе занимаемого жилого помещения (приватизация жилого помещения) в силу ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Отсутствие государственной регистрации статуса спорной квартиры в качестве специализированного жилищного фонда не означает отсутствие у нее такого статуса. Представленная истцами выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним говорит о том, что право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано. Однако в договоре найма служебного указана, что спорная квартира находится в федеральной собственности.
Нарушение правил отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду может учитываться лишь при доказанности недопустимости использования указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда (п. 2 ст. 92 ЖК РФ), в связи с чем нарушение процедуры внесения жилого помещения в реестр служебного жилого помещения при наличии установленных судом обстоятельств не является основанием для признания квартиры не включенной в число служебных.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для таких категорий лиц, как военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года.
Доводы представителя Шпаркович А.В., адвоката Шварцман Т.А., о том, что в ЕГРП не зарегистрировано право оперативного управления или право собственности на спорную квартиру, что отсутствуют сведения о том, что указанная квартира является служебным жилым помещением, и все это свидетельствует о не включении жилого помещения в число служебных помещений, не могут быть приняты во внимание.
В постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997 г. "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данное постановление не содержит положений о том, что в случае отсутствия указания на нахождение жилого помещения на праве оперативного управления, данное жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.
Истцы не представили суду никаких доказательств, подтверждающих то, что спорная квартира предоставлялась Шпаркович А.В. на состав семьи на общих основаниях, как нуждающемуся в жилье, что данная квартира на тот момент не имела статуса служебного жилого помещения.
Суд пришел к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена Шпаркович А.В. и членам его семьи в связи со служебными отношениями, на время прохождения службы и до настоящего времени жилое помещение имеет статус - "служебное". Отсутствии сведений о статусе спорного объекта, не являются правовым основанием для удовлетворения иска.
При подписании договора найма служебного жилого помещения, Шпаркович А.В. знал о статусе жилого помещения и был согласен на проживание в жилом помещении, имеющим статус служебного.
Шпаркович А.В. в обоснование своих требований ссылается на то, что он имел право получить квартиру на основании договора социального найма, поскольку на тот момент уже имел необходимую выслугу лет, а первый контракт им был заключен до /дата/ 1998 года.
Доводы о том, что занимаемая истцами квартира не является служебной, что, по их мнению, подтверждается справкой БТИ и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, суд находит несостоятельными, поскольку сведения БТИ содержат указание на местоположение жилого помещения на территории Клинского муниципального района, а не на принадлежность квартиры кому либо ( муниципальному фонду или Федеральному фонду). В договоре найма служебного жилого помещения четко указано, что квартира находится в федеральной собственности.
Допустимых и относимых доказательств того, что статус квартиры, как служебного жилого помещения, на момент разрешения спора был снят в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Таким образом, в силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" спорное жилое помещение было предоставлено истцам как служебное жилье, а доводы истцов в обоснование заявленных требований являются несостоятельными, противоречат установленным по делу обстоятельствам и вышеуказанным требованиям закона.
Квартира Шпаркович А.В. и членам его семьи была предоставлена как служебное жилое помещение на период прохождения им военной службы, в связи с чем оно не могло быть предоставлено по договору социального найма. Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод об отсутствии у истцов права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма. Суд признает не подтвержденными те обстоятельства, на которые ссылаются, и приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шпаркович, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шпаркович А.В., Шпаркович М.А., Шпаркович О.Р., действующей от своего имени и в интересах А., к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», 3-и лица, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области, 201 КЭЧ района, Администрация Клинского муниципального района, о признании не включенной в число служебных квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, о признании за Шпаркович А.В., Шпаркович М.А., Шпаркович О.Р., А. права владения и пользования жилым помещением на основании договора социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/ 2013 года.
Судья Н.Ф. Коренева