Дело № 2а-1946/2021
УИД 70RS0003-01-2021-006353-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Локтаевой А.А.,
помощнике судьи Егоровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Сапрыгиной Е.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сапрыгиной Е.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 5314,86 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3713 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 43,72 руб. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 1540 руб., пени по транспортному налогу в размере 18,14 руб. за период с 03.12.2019 по 27.01.2020.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, представленных в налоговый орган, Сапрыгина Е.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, а также собственником автомобиля Toyota Corolla Spacio, VIN нет, год выпуска <дата обезличена>. Таким образом, Сапрыгина Е.Н. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, плательщиком транспортного налога. Налогоплательщику за 2018 год произведено исчисление налога на имущество физических лиц в сумме 3713 руб., а также исчисление транспортного налога в сумме 1540 руб., подлежащих уплате не позднее 03.12.2019. О необходимости уплаты налогов Сапрыгиной Е.Н. направлено налоговое уведомление, однако в установленный срок налог на имущество физических лиц, транспортный налог уплачены не были, в связи с чем за каждый день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 начислены пени в сумме 43,72 руб., а за каждый день просрочки уплаты транспортного налога, за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 начислены пени 18,14 руб. Направленное требование от 28.01.2020 № <номер обезличен> были оставлены налогоплательщиком без исполнения и в установленный срок налог на имущество физических лиц, транспортный налог, пени уплачены не были.
Представитель административного истца ИНФС России по г. Томску, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Сапрыгина Е.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, страховые взносы.
Согласно п.п. 1, 2, 6, 9 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Частью 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 НК РФ).
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 НК РФ).
В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса предусмотрено, что транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Томской области транспортный налог введен в действие законом Томской области от 4 октября 2002 г. № 77-ОЗ «О транспортном налоге».
В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, физическое лицо, имеющее на праве собственности объекты движимого имущества, признанные объектами налогообложения, обязано уплачивать установленные законом налоги.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Сапрыгина Е.Н. с 06.11.2014 г. является собственником квартиры № <номер обезличен>, расположенной в доме № <номер обезличен> по <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), с 24.12.2014 г. является собственником квартиры № <номер обезличен>, расположенной в доме № <номер обезличен> по <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>), а также является с 08.11.2011 г. собственником автомобиля Toyota Corolla Spacio, год выпуска <номер обезличен>, г/н <номер обезличен>, следовательно, Сапрыгина Е.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога.
За 2018 год административному истцу налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц в сумме 3713 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019 г., а также произведено начисление транспортного налога в размере 1540 руб., о чем в адрес Сапрыгиной Е.Н. было направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от 04.07.2019 г.
Поскольку ни налог на имущество физических лиц, ни транспортный налог в установленный законом срок налогоплательщиком не были уплачены, ИФНС России по г. Томску за неуплату налога на имущество физических лиц начислило пени в размере 43,72 руб., за неуплату транспортного налога начислило пени в размере 18,14 руб., о чем в адрес налогоплательщика было направлено требование № <номер обезличен> по состоянию на 28.01.2020 г. со сроком исполнения до 13.03.2020 г., однако до настоящего времени Сапрыгина Е.Н. требование не исполнила.
Учитывая, что в установленный срок Сапрыгина Е.Н. требование об уплате налогов и пени не исполнила, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт наличия у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3713 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 43,72 руб. за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г.; задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 1540 руб., пени по транспортному налогу в размере 18,14 руб. за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г., нашел свое подтверждение.
Проверив правильность исчисления налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени, суд признает его арифметически верным, расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Томска от 26.02.2021 г. отменен судебный приказ №<номер обезличен> от 09.06.2020 г. о взыскании с Сапрыгиной Е.Н. в пользу ИФНС России по г. Томску задолженности в размере 5314,86 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 1540 руб., пени по транспортному налогу в размере 18,14 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3713 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 43,72 руб., а также, была взыскана сумма государственной пошлины в размере 200 руб.
Административное исковое заявление направлено в суд 16.08.2021 г., о чем свидетельствует оттиск штемпеля на конверте почтового отправления, следовательно, шестимесячный срок к моменту обращения в суд не истек, в связи с чем, административное исковое заявление подано административным истцом в установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок.
Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени Сапрыгиной Е.Н. не погашена, наличие задолженности в указанном в административном иске размере последней не оспорено, суд находит исковые требования ИНФС России по г. Томску о взыскании с Сапрыгиной Е.Н. суммы задолженности в размере 5314,86 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3713 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 43,72 руб. за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г.; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 1540 руб., пени по транспортному налогу в размере 18,14 руб. за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В то же время, положениями п. 2 ст. 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
С учетом приоритета действия специальных норм над общими, учитывая, что положения Бюджетного Кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и применяются в первую очередь, государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск».
Такое толкование закона подтверждается разъяснениями, данными в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких данных, в связи с удовлетворением исковых требований с административного ответчика Сапрыгиной Е.Н. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 400 руб., размер которой исчислен в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Сапрыгиной Е.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени удовлетворить.
Взыскать с Сапрыгиной Е.Н. в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 5314 рублей 86 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3713 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 43 рубля 72 копейки за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г.; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 1540 рублей, пени по транспортному налогу в размере 18 рублей 14 копеек за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г.
Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: получатель УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН 7021022569, КПП 701701001, Банк получателя Отделение Томск, г. Томск, расчетный счет 40102810245370000058, БИК 016902004, код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество, КБК 18210604012021000110 – уплата транспортного налога, КБК 18210604012022100110 – уплата пени по транспортному налогу.
Взыскать с Сапрыгиной Е.Н. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н. Лысых
Мотивированный текст решения изготовлен 06.12.2021 года