Дело №2-304/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Чугуевка 06 апреля 2017 года
Чугуевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Котельниковой Т.А.,
при секретаре Лукьянчук С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чугуевского района Приморского края, действующего в интересах Солодовниковой А.Г., Филатова И.Д. к администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о возложении обязанности, -
установил:
Прокурор Чугуевского района Приморского края, действующий в интересах Солодовниковой А.Г., Филатова И.Д., обратился в суд с иском к администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращению Солодовниковой А.Г. о ее несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, прокуратурой Чугуевского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Солодовникова А.Г. и Филатов И.Д. длительное время проживают по адресу: <адрес>. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации, истцам в такой выплате было отказано, поскольку истцы не зарегистрированы по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Местом постоянного жительства истцов является домовладение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>. На момент наводнения истцы находились и проживали в вышеуказанном жилом помещении. Согласно актам обследования, Солодовникова А.Г. признана пострадавшей и нуждающейся в оказании помощи в связи с утратой урожая, на восстановление поврежденного жилого дома, однако, истец и члены её семьи не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, что нарушает их права. Администрацией Чугуевского муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку истцами не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит установить юридический факт проживания Солодовниковой А.Г. и Филатова И.Д. в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес> в августе – сентябре 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK», по адресу: <адрес>; признать Солодовникову А.Г. и Филатова И.Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского край в период 29-30 августа 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK»; признать за Солодовниковой А.Г. и Филатовым И.Д. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей каждому единовременная материальная помощь; возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района Приморского края включить Солодовникову А.Г. и Филатова И.Д. в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей каждому единовременная материальная помощь. Обратить решение к немедленному исполнению.
Помощник прокурора Чугуевского района Федоренко О.В. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, просила их удовлетворить.
Истец Солодовникова А.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Филатова И.Д., в судебном заседании, исковые требования поддержала и утверждала, что зарегистрирована по <адрес> с 2002 года, с 2015 года по настоящее время постоянно проживает по спорному адресу вместе с детьми Филатовым И.Д., ФИО6 и своими родителями, супруг работает вахтами и после вахты приезжает к ним в <адрес> и проживает с ними. Другого жилья они не имеют. Она имеет временную регистрацию в <адрес> только для того, чтобы младшей дочери, которая находится на учете в больнице, могла быть оказана квалифицированная медицинская помощь в <адрес>, поскольку в <адрес> врачей не хватает. Младшая дочь Елизавета постоянно нуждается в медицинской помощи, в 2016 года дочери установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид». В конце августа 2016 года она с дочерью вынуждена была выехать в <адрес> в больницу, поскольку дочь заболела, на лечении она с дочерью находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Весной 2016 года она вместе с родителями садила огород, в период наводнения вода затопила придомовой земельный участок, уничтожен урожай, вода также была в погребе, поврежден фундамент.
Представитель администрации Чугуевского муниципального района Приморского края, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель департамента труда и социального развития Приморского края, Молоков С.С., действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, и утверждал, что оснований для оказания единовременной материальной помощи истцам не имеется, поскольку на момент наводнения истцы не проживали по указанному адресу.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетелей, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Постановлением Губернатора Приморского края № 63-пг от 31.08.2016 года в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края 29-30.08.2016 года Приморского края на территории Приморского края объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации были определены в пределах территориальных границ, в том числе, Чугуевского муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится осуществление мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий.
В соответствии с абз.7 ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов. Аналогичная норма содержится в ст. 14 Закона Приморского края № 74-КЗ от 02.12.1999 года.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона компенсация может быть выплачена Российской Федерацией или субъектом только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Во исполнение указанных норм закона в рамках имеющихся у нее полномочий (ст. 43 Устава Приморского края) Администрацией Приморского края 02.09.2016 года было издано постановление № 413 – па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета», согласно п. 1.1 которого предусмотрено, что граждане РФ, местом жительства которых в августе- сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на:
- разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте;
- единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее по тексту - Правила).
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона право на получение материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией - прохождением тайфуна имеют пострадавшие граждане при наличии следующих условий:
- пострадавшие должны быть гражданами Российской Федерации;
- на момент чрезвычайно ситуации местом их жительства являлись жилые дома и квартиры, находящиеся на первых этажах жилых домов, расположенные на территории Чугуевского района и оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации ;
- в результате чрезвычайной ситуации произошла полная либо частичная утрата имущества (имущества первой необходимости).
При этом, виды и размеры компенсации определяются в зависимости от такого, какое именно имущество было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
Подпунктами «г» и «д» Правил предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. руб.).
Согласно п. 1.2 указанного Постановления - выплата разовой материальной помощи, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, производится департаментом труда и социального развития Приморского края (далее - департамент) в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего постановления, представленных соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, и на основании решения Администрации Приморского края, принятого в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 19 сентября 2007 года N 252-па "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Приморского края».
Пунктом 2.1 Указанного выше Постановления № 413-па предусмотрено, что выплата материальной помощи производится на основании списков пострадавших, которые формируются органом местного самоуправления, при этом в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших производится на основании: - заявлений пострадавших граждан;
- документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления;
- правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
- актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
- актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно положений ч.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29-30 августа 2016 года сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Постановлением Губернатора Приморского края от 31.08.2016 года № 63-пг на территории Приморского края введена чрезвычайная ситуация регионального характера.
Администрацией Приморского края установлен порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Приморского края.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ул. Луговая д.27 с.Кокшаровка Чугуевского района Приморского края, а так же земельный участок находились в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" 29 - 30 августа 2016 года.
По данному адресу проживают и зарегистрированы истцы Солодовникова А.Г. и Филатов И.Д.
Согласно акту обследования утраченного урожая в результате продолжительных ливневых дождей на территории Чугуевского муниципального района 29-30 августа 2016 года, утвержденного главой администрации, урожай на придомовом участке по адресу: <адрес>, утрачен.
Согласно акту обследования жилого дома (квартиры) поврежденного в результате продолжительных ливневых дождей на территории Чугуевского муниципального района 29-30 августа 2016 года, утвержденного главой администрации, в погребе дома стояла вода, фундамент пострадал.
Из уведомления администрации Чугуевского муниципального района Приморского края следует, что Солодовникова А.Г. и Филатов И.Д. не включены в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, так как фактически не проживают по <адрес>, имеют временную регистрацию в <адрес>.
Из представленных материалов следует, что на период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе – сентябре 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK», Солодовникова А.Г. и Филатов И.Д. имели регистрацию по адресу: <адрес>, и фактически проживают по данному адресу, являются пострадавшими в результате наводнения, что подтверждается актами обследования, показаниями свидетелей, копией паспорта истца, справкой администрации Кокшаровского сельского поселения.
Из заявления ФИО8, поданного на имя главы администрации Чугуевского муниципального района от 10.09.2016 года, следует, что ФИО8 просит включить себя и членов своей семьи: жена – ФИО9, дочь – Солодовникова А.Г., внук – Филатов И.Д., в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В судебном заседании свидетель ФИО8 утверждал, что Солодовникова А.Г. является его дочерью, с 2015 года по настоящее время дочь с сыном Филатовым И.Д. проживают с ним и его супругой в их доме, расположенном в <адрес>. Ранее до замужества дочь также проживала с ними, после рождения дочери Елизаветы, Солодовникова А.Г. с детьми переехала к ним, поскольку ребенок родился с заболеванием, необходим был уход, он с супругой помогали дочери в уходе за детьми. В период наводнения Филатов И.Д. проживал с ними, а Солодовникова А.Г. с дочерью Елизаветой за день до наводнения выехали в г.Уссурийск, поскольку ребенку требовалась квалифицированная помощь врачей. В период наводнения вода была на огороде, уничтожен урожай, также вода была в погребе дома, пострадал фундамент. Солодовникова А.Г. весной 2016 года помогала им садить огород.
В судебном заседании свидетель ФИО10 утверждала, что Солодовникова А.Г. с сыном Филатов И.Д. проживает с 2015 года с родителями по адресу: <адрес>, у них имеется придомовой земельный участок, на котором посадили картофель, капусту, помидоры, баклажаны. Когда было наводнение, то у них затопило придомовой земельный участок, уничтожен урожай, вода также была в погребе дома, пострадал фундамент.
Отсутствие на момент чрезвычайной ситуации по месту жительства истцов, является вынужденным, и само по себе не является основанием к отказу в предоставлении мер поддержки, поскольку для предоставления мер поддержки юридическое значение имеет факт постоянного либо преимущественного проживания по указанному адресу. В судебном заседании установлено, что с 2015 года по настоящее время Солодовникова А.Г. с сыном Филатовым И.Д. проживает по <адрес>, на момент наводнения Филатов И.Д. проживал по спорному адресу, Солодовникова А.Г. с дочерью ФИО12 ФИО16 с 29 августа 2016 года вынуждена была выехать в <адрес> для оказания девочке медицинской помощи, поскольку ребенок с рождения состоит на учете, имеет тяжелое заболевание, что подтверждается пояснением истца, выписками из истории болезни, выписным эпикризом, обратным талоном, справкой «Детской больницы г.Уссурийска». Кроме того, как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО8 ребенок его дочери Филатов И.Д. на момент наводнения проживал по спорному адресу.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт проживания Солодовниковой А.Г. и Филатова И.Д. по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе – сентябре 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK», истцы являются пострадавшими, имеют право на получение компенсаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, в связи с просьбой истца, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, так как замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя и неполучению компенсационных выплат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чугуевского района Приморского края, удовлетворить.
Установить юридический факт проживания Солодовниковой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Филатова И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе – сентябре 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK», по адресу: <адрес>.
Признать Солодовникову А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Филатова И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского край в период 29-30 августа 2016 года, вызванными тайфуном «LIONROCK».
Признать за Солодовниковой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Филатовым И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей на каждого единовременная материальная помощь.
Возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района Приморского края включить Солодовникову А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Филатова И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей на каждого единовременная материальная помощь.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Чугуевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – 10 апреля 2017 года.
Судья Т.А. Котельникова