Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2016 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бабкина С.В.,
при секретаре Софоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2734/16 по административному исковому заявлению Никулиной К. П. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным и отмене постановления в части,
Установил :
Никулина К.П. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным и отмене п. 8.1 постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что оспариваемым постановлением Администрации г.о. Сызрань было внесено изменение в постановление Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, которым она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения с составом семьи 3 человека. Данным постановлением п. 1.4 был исключен, но у нее до настоящего времени не изменились основания для постановки на учет и это подтверждается постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> То есть одним и тем же постановлением (п. 6.3) ее сначала признали нуждающейся в жилом помещении, хотя она и так уже была признана нуждающейся в 2014 году, и достаточно было только подтвердить нуждаемость, а затем (п. 8.1) исключают ее из очередности с 2014 года. В результате проведенных манипуляций она как была нуждающейся в жилом помещении, так и осталась нуждающейся, но только исчезает ее нуждаемость с 2014 года, а появляется с 2016 года. Тем самым аннулируется ее очередность при участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год. Таким образом, было нарушено ее право на получении субсидии на приобретение жилья в 2016 году. Данное постановление она получила по почте через месяц после вынесения постановления. После получения постановления, она обратилась с заявлением в прокуратуру и к уполномоченному по правам человека. Уполномоченный по правам человека направил письмо в Администрацию г.о. Сызрань о нарушении ее прав, а прокуратура г. Сызрани вынесла представление в адрес Главы Администрации г.о Сызрань об устранении нарушений жилищного законодательства, но до настоящего времени данное постановление администрации № *** от <дата> не изменено. Поэтому она была вынуждена обратиться с данным иском в суд.
Определением Сызранского городского суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань.
Административный истец Никулина К.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, и пояснила, что ее семья в составе трех человек (она, муж и ребенок 5-ти лет) состоят на очереди по программе «Молодая семья» с 2014 года. Проживают на съемной квартире с момента регистрации брака в 2009 году, но все они прописаны у свекрови в квартире площадью 58,9 кв.метров. При подаче в 2014 году пакета документов в Жилищный отдел по адресу : г. Сызрань, <адрес>, их семья была признана нуждающейся в жилищном помещении и была поставлена на очередь. В начале 2015 года свекровь получила в наследство 1/4 часть частного дома площадью 20 кв.метров в связи со смертью своей матери. В результате при подтверждении нуждаемости в 2015 году, жилищная комиссия сложила квадратные метры квартиры и квадратные метры частного дома и поделила на всех прописанных в квартире в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. При этом она указывала на то, что они снимают квартиру, не проживают вместе со свекровью и никогда с ней не жили. На что ей был дан ответ, что если все прописаны в одном месте, то значит одна семья. В этом же году в Сызранском городском суде она доказала, что их семья (она, муж и ребенок) и семья свекрови (свекровь, свекор, и сестра мужа) являются разными семьями, живут по разным адресам и вместе никогда не проживали. В январе 2016 года, когда она обратилась в Управление по делам молодежи Администрации г.о. Сызрань по поводу своей очереди на получение субсидии по программе «молодая семья», то ей сказали что на очереди она под номером 33, и должна им предоставить документы из Жилищной комиссии о подтверждении своей нуждаемости на основании протокола № *** от 2014 года (приложение 2), чтобы остаться под этим номером, потому что в ином случае они будут вынуждены снять ее с очереди и поставить заново в самый хвост очереди и они будут претендовать на получение субсидии на 2017 год (в этом году и ей и супругу будет уже по 36 лет). При ее обращении в жилищный комитет, ей ясно дали понять, что так как они не сняли ее с очереди (в протоколе от 2015 года также об этом ничего не сказано), то она имеет полное право подать пакет документов на подтверждение своей нуждаемости на основании протокола № *** от 2014 года. В заявлении, которое было написано собственноручно, она указала, что просит подтвердить нуждаемость ее семьи на основании протокола № *** от 2014 года. В итоге, когда жилищная комиссия рассмотрела ее документы, то ее сняли с очереди, отменив постановление № *** от 2014 года без каких-либо на то причин, просто отменяют этот протокол, снимают ее с очереди и ставят заново от 2016 года. Соответственно, и в очереди на получение субсидии по программе «молодая семья» она передвигается в самый конец и уже просто не сможет претендовать на данную субсидию в силу своего возраста. На сайте Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань размещена информация под названием «Жилье молодым», в которой указано, что в соответствии с Правилами под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель административного истца Никулиной К.П. по доверенности Стасиолик С.С. в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, просил удовлетворить и пояснил, что в связи с тем, что Жилищная комиссия КЖКХ Администрации г.о. Сызрань не является федеральным органом и не имеет какого-либо статуса, то их решения не могут быть обжалованы в процессуальном порядке. Решения в окончательной форме не было, была только выписка из протокола. В информации КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, которая была представлена в прокуратуру г. Сызрани, указано, что дата постановки семьи Никулиной К.П. на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий - <дата> и их семья включена в список участников подпрограммы на 2016 год под номером 33, что подтверждает, что данная семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся. Соответственно о снятии их с данного учета должен быть документ, однако. такого документа не было. Далее прокуратура г. Сызрани при проведении проверки установила, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении должно быть выдано или направлено гражданам, в отношении которых были приняты такие решения, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке. Таким образом, соответствующего решения по данному вопросу не было принято. После получения выписки из протокола, они не стали обжаловать бездействие, потому что стали решать вопрос относительно подтверждения нуждаемости. Нуждаемость была подтверждена спустя несколько месяцев. Поскольку Администрация г.о. Сызрань не вынесла постановление о снятии Никулиной К.П. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, то соответственно она продолжала находиться в списке с 2014 года. Постановление Администрации г.о. Сызрань, которое было принято в 2014 году, было принято законно и не понятно на каком основании оно отменяется спустя два года. Отмена законного решения не предусмотрена действующим законодательством. Значит для начала нужно признать его незаконным, для того чтобы отменить. Администрацией г.о. Сызрань оно не было признано незаконным. Прокуратурой г. Сызрань было направлено требование в адрес КЖКХ Администрации г.о. Сызрань об устранении нарушений законодательства, но ответ до сих пор не получен.
Представитель административного ответчика - Администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Обстоятельства признания Никулиной К.П. нуждающейся в период с 2014 года до 2016 года неоднократно менялись. На 2014 год, когда было вынесено постановление № *** от <дата>, Никулина К.П. представила необходимый пакет документов в Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и по результатам их рассмотрения была признана нуждающейся. С этого периода времени ее обстоятельства изменились, и в 2015 году она перестала быть нуждающейся. Затем в 2016 году, вступившим в законную силу решением Сызранского городского суда, обстоятельства снова поменялись, и она вновь была признана нуждающейся. Поэтому считает, что пункт 8.1 постановления № *** от <дата> об отмене п. 1.4 постановления № *** от <дата> был принят законно и обоснованно, поскольку на 2015 года обстоятельства изменились, и Никулина К.П. перестала быть нуждающейся. Законодательно каких-либо сроков по принятию постановления в данном случае нигде не предусмотрено. То есть, было решение жилищной комиссии, она не подтвердила свою нуждаемость в 2015 году в связи с чем и был отменен п. 1.4 постановления № *** от <дата> Считает, что постановление Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Пигалкина В.Я. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что никаких нарушений со стороны Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ Администрации г.о. Сызрань в отношении семьи Никулиных не было, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Лица, обращающиеся на учет в органы местного самоуправления, а в данном случае в Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, на момент обращения подтверждают пакетом предоставляемых документов свою нуждаемость. В данном случае на момент 2014 года при подаче документов у административного истца были перечислены одни обстоятельства, на момент вынесения решения в 2016 году данные обстоятельства кардинально изменились. При постановке на учет учитывается площадь жилых помещений лиц обратившихся в Жилищный отдел, а в 2015 году данное обстоятельство у нее поменялось, соответственно ни о каком подтверждении нуждаемости речи не шло. Программа «Молодая семья» действует с 2002 года на территории Самарской области. Неоднократно к ним приходят молодые семьи и постоянно первоначально признают нуждаемость, а потом при повторном обращении ее подтверждают. Это практика сложившаяся на протяжении более 10 лет. Когда обстоятельства меняются, нуждаемость подтверждена быть не может. Вставали с одним составом семьи, документы представляли на один состав семьи в 2014 году, в 2015 году обстоятельства изменились, а в 2016 году вновь были изменены все обстоятельства. Соответственно иного решения принято быть не могло и подтверждения быть не могло. Прокуратура г. Сызрани усмотрела нарушения, но в прокуратуру г. Сызрани был дан ответ, что ссылка на Административный регламент не состоятельна, и этот ответ также должен был быть направлен истцу. Малоимущие граждане, это те которые встают на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, что касается молодых семей, то у них ни подтверждения доходов, ни предоставления дополнительного пакета документов, не требуется. У них идет упрощенный порядок, то есть, они предоставляют минимальный пакет документов. На основании рассмотрения этого минимального пакета документов, они признаются участниками программы. Главное требование – это нуждаемость по обшей площади жилого помещения. Материальное положение членов семьи не учитывается. Соответственно, на основании вышеизложенного, считает, что к данной семье были применены все соответствующие нормы закона. Решение жилищной комиссии соответствует действующему законодательству и на момент 2016 года было отменено предыдущее постановление именно потому, что семья была поставлена в 2016 года вновь по новым обстоятельствам. Первоначально в 2014 году учитывалась общая площадь жилого помещения всех членов семьи, они были зарегистрированы по одному адресу, и площадь учитывалась, в том числе, и свекрови. В 2015 году по этим обстоятельствам общая площадь занимаемых жилых помещений была изменена. В 2016 году Никулина К.П. установила тот факт, что не является членом семьи свекрови, поэтому была вновь признана нуждающейся, в связи с чем предыдущее постановление Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> отменяется с вынесением нового постановления Администрации г.о.Сызрань № *** от <дата> Все эти обстоятельства учитываются по факту обращения граждан. Участники подпрограммы «Молодая семья» обращаются по данным вопросам в структурное подразделение Администрации г.о. Сызрань. Данную субсидию предоставляет Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань и соответственно все вопросы, касающиеся субсидии, административный истец должна решать с ними.
Представитель заинтересованного лица Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань Журкина Т.А. в судебное заседание не явилась, представив в суд письменный отзыв, из которого следует, что <дата> молодая семья Никулиных : Олег Владимирович, К. П., Максим Олегович, предоставила в Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань необходимый пакет документов для включения семьи на 2015 год в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Очередность молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию, формируется согласно дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дата постановки семьи Никулиных на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий <дата> Молодая семья Никулиных <дата> была письменно уведомлена о включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году, что подтверждено выпиской министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата> Молодой семье Никулиных необходимо было до <дата> предоставить в Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань необходимый пакет документов, однако, молодая семья Никулиных в указанный срок необходимый пакет документов не представила, в связи с чем <дата> была письменно уведомлена об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году. В соответствии с Порядком внесения изменений в список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в соответствующем году, утвержденного приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 03.03.2015г. № ***, молодая семья Никулиных включена в список участников получателей социальных выплат в 2016 году. Молодая семья Никулиных <дата> была письменно уведомлена о включении в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, что подтверждено выпиской министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата>, в связи с чем молодой семье Никулиных необходимо было до <дата> предоставить в Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань пакет документов. В установленные сроки, то есть <дата> молодая семья Никулиных необходимый пакет документов не представила и поэтому <дата> молодая семья Никулиных была письменно уведомлена об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году. В соответствии с Порядком внесения изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в соответствующем году, утв. Приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата> № ***, молодая семья Никулиных включена в список участников получателей социальных выплат в 2017 году.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 3 и 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 1 Решения Думы г.о. Сызрань от 27 апреля 2011 г. № 30 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань, определении уполномоченного органа по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Сызрань», учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Сызрань установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 срок действия данной программы продлен до 2020 года.
Целью данной программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.Основными задачами данной Программы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В целях реализации указанной подпрограммы Администрацией г.о. Сызрань осуществляется соответствующая деятельность о постановке молодых семей на учет по обеспечению жильем.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям :
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).
Аналогичные требования, предъявляемые к молодым семьям, претендующим на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дом, закреплены в пунктах 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г.), применяемых с 09.09.2015 г.
Кроме того, абз. 2 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в редакции от 26.05.2016 г.) гласит, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Судом установлено, что молодая семья Никулиных составом 3 человека : административный истец Никулина К.П., <дата> г.р., ее супруг Н., <дата> г.р., и сын Н.М., <дата> г.р., в 2014 году решили воспользоваться государственной и муниципальная поддержкой решения жилищной проблемы и принять участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> № ***.
С целью подтверждения нуждаемости в жилом помещении Никулина К.П. обратилась в жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань с соответствующим заявлением.
Для определения уровня обеспеченности общей площадью на одного человека Никулиной К.П. была представлена справка о составе семьи, согласно которой она зарегистрирована по адресу : г. Сызрань, <адрес>, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы члены ее семьи : муж Н., сын Н.М., мать мужа Н.Н., отец мужа Н.В., сестра мужа Н.Е. Указанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит Н.Н., Н.В., Н.Е., Н. по 1/4 доли в праве каждому. Площадь указанного жилого помещения составляет 61,2 кв.метров, в собственности у Никулиной К.П. и Н.М. жилых помещений не было, в связи с чем уровень обеспеченности заявителей составлял 10,2 кв.метров на каждого члена семьи (61,2 кв.м. / 6 чел. = 10,2 кв.м.).
Указанные обстоятельства также подтверждаются свидетельством о заключении брака от <дата>, свидетельством о рождении от <дата>, справкой ТСЖ «Запад» от <дата>, выписками из ЕГРП от <дата> и справками Сызранского филиала ГУП СО «ЦТИ» от <дата>.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Никулина К.П. признана нуждающейся в жилом помещении на 2014 год с составом семьи 3 человека (заявитель, супруг Н., 1982 г.р., сын Н.М., 2011 г.р.). <дата> Никулина К.П. обратилась в Управление по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань с заявлением и необходимым пакетом документов для включения семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, на 2015 год.
Приказом Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** молодая семья Никулиных была включена в список г.о. Сызрань участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, на 2015 год.
В соответствии с п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в ред. от 25.08.2015г.) г. молодой семье Никулиных как претенденту на получение социальной выплаты в 2015 году в срок до 05.10.2015 г. необходимо было предоставить пакет документов, в том числе, документы, подтверждающие признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, что подтверждается уведомлением Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата>
С целью подтверждения нуждаемости в жилом помещении Никулина К.П. <дата> обратилась в жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань с соответствующим заявлением.
Для определения уровня обеспеченности общей площадью на одного человека Никулиной К.П. была представлена справка о составе семьи от <дата>, согласно которой она зарегистрирована по адресу : г. Сызрань, <адрес>, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы члены ее семьи : муж Н., сын Н.М., мать мужа Н.Н., отец мужа Н.В., сестра мужа Н.Е. Кроме того, комиссией по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань была принята во внимание наследственная доля матери мужа Н. - Н.Н., в виде 1/4 доли жилого дома общей площадью 80,4 кв.метров, равная 20,1 кв.метров, полученной согласно свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> Поэтому при определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека, суммарная общая площадь жилых помещений составляла 81,3 кв.метров (61,2 кв.м + 20,1 кв.м), в связи с чем уровень обеспеченности заявителей составлял 13,55 кв.метров на каждого члена семьи (81,3 кв.м / 6 чел.), что превышало учетную норму предоставления жилья в г.о. Сызрань.
Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> нуждаемость в жилых помещениях Никулиной К.П. с составом семьи 3 человека для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, была не подтверждена в связи с обеспеченностью общей площадью сверх установленной учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Приказами Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата> №№ *** молодая семья Никулиных была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в связи с не предоставлением необходимого пакета документов, и включена в список г.о. Сызрань участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы на 2016 год.
В связи с указанными обстоятельствами Никулина К.П. обратилась в Сызранский городской суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, в котором просила признать решение жилищной комиссии жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата> о признании ее и членов ее семьи не нуждающимися в жилом помещении – незаконным, признать ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, обязать Администрацию г.о. Сызрань поставить ее и членов ее семьи на учёт для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. и принять решение о предоставлении ей и членами ее семьи социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а также признать ее и членов ее семьи — мужа Н., сына Н.М., не членами семьи Н.В., Н.Н., Н.Е. В ходе рассмотрения указанного гражданского дела № *** Никулина К.П. согласилась с тем, что решение жилищной комиссии от <дата> принято по причине не предоставления ею в жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань соответствующих документов, которые могли повлиять на принятие положительного решения при рассмотрении вопроса определения нуждаемости их семьи в улучшении жилищных условий, в связи с чем исковые требования уточнила, от исковых требований в части признания решения жилищной комиссии Жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата> незаконным, признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, обязании Администрации г.о. Сызрань поставить ее и членов ее семьи на учёт для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г. и принятии решения о предоставлении ей и членами ее семьи социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, отказалась, и просила рассмотреть по существу лишь требование о признании ее и членов ее семьи : супруга Н., сына Н.М. не членами семьи Н.Н., Н.В., Н.Е., зарегистрированных и проживающих по адресу : Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.
Решением Сызранского городского суда от <дата> уточненные исковые требования Никулиной К.П. были удовлетворены, решение вступило в законную силу <дата>.
Судом установлено, что в связи с указанными новыми обстоятельствами и с целью подтверждения нуждаемости в жилом помещении Никулина К.П. <дата> обратилась в жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань с соответствующим заявлением.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Никулина К.П. признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека (заявитель, супруг Н., 1982 г.р., сын Н.М., 2011 г.р.) (п. 6.3 Постановления), а пунктом 8.1 указанного постановления был отменен пункт 1.4 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** о признании Никулиной К.П. нуждающейся в жилом помещении по состоянию на 2014 год.
Также судом установлено, что в соответствии с п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** (в ред. от <дата>), молодой семье Никулиных как претенденту на получение социальной выплаты в 2016 году в срок до <дата> необходимо было предоставить пакет документов, в том числе, документы, подтверждающие признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, что подтверждается уведомлением Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата>
Приказами Управления по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата> №№ ***, 135 молодая семья Никулиных была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в связи с не предоставлением необходимого пакета документов, и включена в список г.о. Сызрань участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы на 2017 год.
С учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый п. 8.1 Постановления от <дата> № *** вынесен Администрацией г.о. Сызрань в соответствии с требованиями закона и в пределах установленных для нее полномочий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку после вынесения Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, член семьи Никулиных - Н.Н. унаследовала 20,1 кв.метров жилого помещения, то в семье Никулиных произошло повышение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека, в связи с чем в 2015 году Никулина К.П. с составом семьи 3 человека не подтвердила свою нуждаемость в жилом помещении для получения социальной выплаты, следовательно, подлежала снятию с учета в качестве нуждающейся, что и было установлено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, на момент принятия решения на заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> о не подтверждении Никулиной К.П. нуждаемости в жилых помещениях для получения социальной выплаты учитывалась суммарная общая площадь всех жилых помещений принадлежащих Никулиной К.П., Н., Н.М. и членам их семьи – Н.Н., Н.В., Н.Е.
После вступления в законную силу решения Сызранского городского суда от <дата>, которым Никулина К.П., Н., Н.М. признаны не членами семьи Н.Н., Н.В., Н.Е., административный истец Никулина К.П. подтвердила свою нуждаемость с составом семьи 3 человека в жилом помещении для получения социальной выплаты, в связи с чем пунктом 6.3 Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Никулина К.П. была признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека, а пунктом 8.1 указанного постановления был соответственно отменен пункт 1.4 Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> о признании ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> нуждаемость в жилых помещениях Никулиной К.П. с составом семьи 3 человека для получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, не была подтверждена
Доводы административного истца Никулиной К.П. о том, что в связи с отменой пункта 1.4 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** о признании ее нуждающейся в жилом помещении, она теряет свою очередь в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, своего подтверждения в судебном заседании не нашли, поскольку указанным постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Никулина К.П. была только признана нуждающейся в жилом помещении, данных о включении ее в очередь на получение социальной выплаты постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, а также постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** не содержат. В список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы Никулина К.П. ежегодно включалась либо исключалась на основании приказов Управления по молодежной политики и туризму Администрации г.о. Сызрань в зависимости от предоставления или не предоставления ею необходимого пакета документов, что подтверждается материалами дела и письменным отзывом Управления по молодежной политики и туризму Администрации г.о. Сызрань от <дата>
Доводы административного истца Никулиной К.П. о том, что в связи с признанием ее семьи нуждающейся в жилом помещении в 2016 году она лишается возможности на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в силу возраста, не являются основанием для отмены законно вынесенного постановления, поскольку само по себе установление законодателем условий признания граждан нуждающимися в жилом помещении нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на жилище и конституционного принципа равенства.
Доводы представителя административного истца Никулиной К.П. по доверенности Стасиолик С.С. о том, что постановление Администрации г.о. Сызрань об отмене п. 1.4 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** не было вынесено непосредственно после установления факта не подтверждения Никулиной К.П. нуждаемости в социальной выплате не могут быть приняты во внимание, поскольку также не свидетельствует о его незаконности. Данное обстоятельство не препятствовало административному истцу Никулиной К.П. в реализации своих прав на оспаривание в этом случае действия или бездействия Администрации г.о. Сызрань. Более того, Никулина К.П. не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> воспользовалась своим правом на его оспаривание, однако, в ходе рассмотрения гражданского дела № *** признала законность и обоснованность действий Администрации г.о. Сызрань и отказалась от своих исковых требований в этой части.
При установленных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении административного иска Никулиной К.П. о признании незаконным и отмене п. 8.1 постановления Администрации городского округа Сызрань № *** от <дата> следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Никулиной К. П. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным и отмене п. 8.1 постановления Администрации городского округа Сызрань № *** от <дата>, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья : Бабкин С.В.