Дело № 2-1077/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 24 декабря 2015 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Бадулиной О.В., при секретаре судебного заседания Марковской Е.В., с участием: прокурора в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Д.К.Б., представителя ответчика администрации муниципального образования <данные изъяты> К.В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Благодарненского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благодарненского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации МО <данные изъяты> Благодарненского района Ставропольского края о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Благодарненского района, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Благодарненский районный суд с иском к администрации МО <данные изъяты> Благодарненского района Ставропольского края о понуждении к совершению действий, в котором просит суд обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> в течение <данные изъяты> месяца с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу обеспечить включение наружных осветительных установок, расположенных на территории <данные изъяты> в вечерние сумерки, а отключение в утренние сумерки.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения населенных пунктов объектами уличного освещения и их содержания.
В ходе проверки установлено, что требования отдельных норм законодательства выполняются администрацией села <данные изъяты> Благодарненского района ненадлежащим образом.
В соответствии с ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ № 35-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют противодействие терроризму.
Частью 4 статьи 3 ФЗ № 35-ФЗ установлено, что одной из мер, осуществляемых органами местного самоуправления в целях противодействия терроризму, является предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Приказом Министерства Регионального развития РФ от 27.12.2010 № 783 утвержден свод правил «СНиП 23-05-95» (далее – свод правил) «Естественное и искусственное освещение». В соответствии с пунктом 7.44 свода правил, в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности <данные изъяты> лк, или средней яркости <данные изъяты> кд/м2 и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже <данные изъяты> % номинального без отключения светильников.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на <данные изъяты> % при уменьшении интенсивности движения до <данные изъяты> максимальной величины; на <данные изъяты> % при уменьшении интенсивности до <данные изъяты> максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости <данные изъяты> кд/м2, или средней освещенности <данные изъяты> лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Аналогичные требования изложены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
В ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляется на финансирование обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Так же в ходе проверки установлено, что в нарушение перечисленных требований действующего законодательства, администрацией села Спасское уличное освещение организовано ненадлежащим образом.
Предоставленной информацией ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> указано, что на <адрес>, села <адрес> освещение отсутствовало ДД.ММ.ГГГГ полностью в ночное время <данные изъяты>.
Отсутствие освещения указанных улиц в селе <адрес> нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, а также в ряде случаев может способствовать совершению преступлений, дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями (наезды на пешеходов, опрокидывание транспортных средств, повреждение элементов дорожной инфраструктуры, причинения иного ущерба), влечет угрозу совершения террористических актов и других проявлений терроризма.
Указанное стало возможным, в связи с ненадлежащим отношением к своим должностным обязанностям лиц, ответственных за обеспечение населенного пункта объектами уличного освещения и их содержание.
Помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Д.К.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО <данные изъяты> Благодарненского района Ставропольского края К.В.И. в судебном заседании пояснил, что муниципальное образование <данные изъяты> обязуется устранить нарушения действующего законодательства и обеспечить включение наружных осветительных установок, расположенных на территории <данные изъяты> в вечерние сумерки, а отключение в утренние сумерки.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и вооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Пунктом 8.8.1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 613 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденном) администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до <данные изъяты> лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до <данные изъяты> лк. (п. 4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее <данные изъяты>%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).
Приказом Министерства Регионального развития РФ от 27.12.2010 № 783 утвержден свод правил «СНиП 23-05-95» (далее - свод правил) «Естественное и искусственное освещение». В соответствии с пунктом 7.44 свода правил на улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости <данные изъяты>/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, организация уличного освещения на улицах <адрес> не соответствует п. 4.6.1, п. 4.6.3, п. 4.6.5 ГОСТ Р 50597-93, п.7.44 СНиП 23-05-95, а именно: на улицах <адрес> освещение отсутствует полностью с <данные изъяты> часов. Отсутствие освещения на улицах <адрес> нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, а также в ряде случаев может способствовать совершению преступлений, дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями (наезды на пешеходов, опрокидывание транспортных средств, повреждение элементов дорожной инфраструктуры, причинения иного ущерба), влечет угрозу совершения террористических актов и других проявлений терроризма.
С учетом доводов и требований прокурора Благодарненского района, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, на основе приведённых положений законодательства РФ, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Благодарненского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации МО <данные изъяты> Благодарненского района Ставропольского края о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> в течение одного месяца, с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу, обеспечить включение наружных осветительных установок, расположенных на территории <данные изъяты> в вечерние сумерки, а отключение в утренние сумерки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Благодарненского районного
суда Ставропольского края О.В. Бадулина
копия верна: судья