РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2015 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе
председательствующего судьи Новодацкой Н.В.
при секретаре Никитиной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцева А.Ю. о признании незаконным решения и действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> об отказе в регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Зайцев А.Ю. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что решением окружной избирательной комиссии <...> по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу Зайцеву А.Ю.. Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> приняла такое решение в связи с тем, что признала 17 подписей избирателей, представленных на подписных листах недействительными в соответствии с п. 3,4,6,11 ч. 11 ст. 34 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Данное решение считает незаконным и необоснованным. С указанным решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> заявитель не согласен, в связи с чем просит суд признать незаконным использование в избирательном процессе результаты представленного справкой об исследовании от <Дата обезличена> <Номер обезличен> исследования отделения <Номер обезличен> ЭКО МУ МВД России «Оренбургское» в Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> <...> и признать незаконным результат исследования; просит признать незаконным решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округа <Номер обезличен> <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в регистрации Зайцеву А.Ю. кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> обязать окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округа <Номер обезличен> <...> восстановить в полном объеме Зайцеву А.Ю. нарушенные избирательные права заявителя и зарегистрировать его кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен>
В судебном заседании заявитель Зайцев А.Ю. заявленные требования уточнил, просил суд признать незаконным результат исследования; просит признать незаконным решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округа <Номер обезличен> <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в регистрации Зайцеву А.Ю. кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен>; обязать окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округа <Номер обезличен> <...> восстановить в полном объеме Зайцеву А.Ю. нарушенные избирательные права заявителя и зарегистрировать его кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен>.
Представитель заинтересованного лица окружной избирательной комиссии Новокрещенов С.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Выслушав представителей сторон, заключение помощника прокурора Дзержинского района г.Оренбурга Киреевой Ю.П., исследовав материалы дела и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 34 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" Окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона.
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. ( ч. 5 ст. 34 Закона)
В соответствии с п. 7 ст. 34 Закона проверке подлежат 30 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных посредством случайной выборки (жребия). Если в соответствии с частью 3 статьи 32 настоящего Закона для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей избирателей, проверке подлежат все представленные подписи.
Как следует из положений ст. 34 Закона проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранные для проверки в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от <Дата обезличена> N 67-ФЗ недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Аналогичные положения содержатся также в Законе Оренбургской области от 05.11.2009 N 3209/719-IV-ОЗ.
Согласно п. 11 ст. 37 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Как следует из материалов дела, Зайцев А.Ю. обратился в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность депутата Оренбургского городского Совета как кандидат, выдвинутый избирательным Региональным отделением в Оренбургской области Общественной организации - Всероссийской политической партией «З.О.». К заявлению Зайцевым А.Ю. было представлено 38 подписных листов.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> следует, что 17 подписей избирателей подлежащих проверке признаны недействительными на основании ст.34 ч.11 п.3,4,6 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
В соответствии с п. 6 ч. 11 ст. 34 Закона недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Необходимость проставления даты подписания подписного листа избирателем собственноручно является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Из справки об исследовании № И 4/193 от 03.08.2015 г. подписных листов №8,10,15,16,18,19,20,21,25,26,29,31,33,36,37 кандидата в депутаты Зайева А.Ю., проведенном ЭКО МУ МВД России «Оренбургское» следует, что на листах №8,10,15,16,18,19,20,21,25,26,29,31,33,36 имеются строки, которые выполнены одним лицом.
Подпись в строке 2 на листе 26 была признана недействительной, поскольку сведения, указанные об избирателе не соответствуют действительности, что подтверждается результатом проверки АСР УФМС России по Оренбургской области от 31.07.2015 г. № <Номер обезличен>. Оснований не доверять официальным документам органов ФМС суд не имеет.
Поскольку при проверке подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Зайцева А.Ю. выявлено недостаточное количество действительных подписей избирателей от общего количества подписей представленных кандидатом в окружную избирательную комиссию, то на основании ст.35 ч.7 п.7 Закона окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> правомерно отказала Зайцеву А.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен>
В соответствии с ч. 17, 18 ст. 34 Закона Кандидат, список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Таким образом, решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета суд находит обоснованным.
Доводы заявителя о незаконности проведения экспертизы, неверном применении экспертом методики исследования, основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
В ходе судебного разбирательства по делу не нашел подтверждения довод заявителя о том, что ОИК была нарушена процедура проверки подписных листов, представленных Зайцевым А.Ю.
Как следует из материалов дела, на основании решения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> была создана рабочая группа по проверке документов, представленных кандидатами в депутаты Оренбургского городского совета.
<Дата обезличена> рабочей группой проводилась проверка подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Оренбургского городского совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> Зайцева А.Ю. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом проверки подписных листов. Действия рабочей группы соответствуют требованиям ч.7 ст.34 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
Отсутствие кандидата при проведении выборки подписей избирателей для проверки и проверки подписей избирателей не влечет признание данных подписей действительными
В заявлении Зайцев А.Ю. ссылается на Постановление ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» которым рекомендовано почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации выполнять по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.
Вместе с тем, данное постановление не является нормативно-правовым актом, его положения носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Оснований для признания подписей избирателей действительными у суда не имеется, поскольку эксперт был привлечен в качестве специалиста к проверке достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей на основании Закона из числа специалистов органов внутренних дел. Результаты исследования подписных листов были оформлены экспертов в виде исследования и удостоверены подписью эксперта.
Процедура проверки подписей избирателей и оформления результатов экспертного исследования была единой для всех кандидатов в депутаты, представивших подписные листы для регистрации, ко всем кандидатам в депутаты предъявлялись одинаковые требования, чем было обусловлено их равенство на данной стадии избирательного процесса.
Таким образом, решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета суд находит обоснованным.
Нарушений требований Закона в действиях и Решении окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> <Дата обезличена> <Номер обезличен> на момент принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному округу <Номер обезличен> судом не установлено, а поэтому суд отказывает Зайцеву А.Ю. в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Зайцева А.Ю. о признании незаконным решения и действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации Зайцеву А.Ю. кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 1» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение пяти дней со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Новодацкая