Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3972/2015 ~ М-2591/2015 от 14.09.2015

Дело № 2-3972/2015    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года                 п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кртотовой Н.А., с учстием представителя истца ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Емельяновскому району об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по Емельяновскому району об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, возбужденному на основании исполнительного документа – Исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Емельяновским районным судом по делу , ссылаясь на то, что предметом исполнения является возложение на Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанности организовать строительство автомобильных дорог по ул. Виктория от дома № 53 до окончания ул. Виктория и пересечения с ул. Рождественской, и по переулку Рябиновый п. Солонцы; обязанности организовать централизованную систему питьевого водоснабжения микрорайона Северный п. Солонцы; однако исполнение судебного решения в установленные сроки невозможно, поскольку необходимые для его исполнения финансовые затраты не были предусмотрены бюджетом Солонцовского сельсовета на 2015 год; Администрация Солонцовского сельсовета является муниципальным казенным учреждением и осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность только в рамках бюджета соответствующего уровня; по Соглашению о передаче безвозмездных денежных средств от 30 декабря 2014 года, заключенному между Администрацией Солонцовского сельсовета и Администрацией Емельяновского района, все получаемые средства перечисляются в бюджет муниципального района на решение вопросов местного значения муниципального района и не могут быть распределены должником самостоятельно; размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», и соответственно требует значительного времени и раннего планирования объема необходимых работ и услуг для нужд муниципального образования; согласно ст. 55 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района и ст. 169 Бюджетного кодекса РФ Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения и подается на рассмотрение Совета депутатов не позднее 15 ноября текущего года; бюджет Солонцовского сельсовета на 2015 год формировался до 15 ноября 2014 года; вышеназванный исполнительный лист выдан был Емельяновским районным судом 17 февраля 2015 года, соответственно расходы на его исполнение не были включены в бюджет 2015 года; согласно же Бюджетному кодексу и Постановлению Правительства РФ № 438 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом исключено; также запрещено осуществление расходов, при которых увеличивается дефицит бюджета; согласно отчету об исполнении бюджета дефицит бюджета Солонцовского сельсовета составляет на 01 октября 2015 года <данные изъяты> копейка; 16 июля 2015 года Администрацией Солонцовского сельсовета было получение предупреждение судебного пристава-исполнителя и его требование об исполнении судебного акта в течение семи дней; поскольку организовать строительство автомобильных дорог за семь дней невозможно, в отдел ФССП по Емельяновскому району был отправлен ответ на требование (исх. 827 от 23 июля 2015 года), где указывалось, что администрация принимает все возможные меры для исполнения судебного решения, однако существуют чрезвычайные, непреодолимые обстоятельства, препятствующие исполнению судебного решения в установленные сроки; однако 30 июля 2015 года Администрацией Солонцовского сельсовета было получено Постановление о взыскании исполнительского сбора от 15 июля 2015 года; в то же время в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора (письмо Федеральной службы судебных приставов от 08 июля 2014 года № 0001/16) Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения; таким образом, судебным приставом-исполнителем грубо нарушены права должника тем, что Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено до вынесения Требования и до истечения 7-ми дневного срока на добровольное исполнение судебного решения.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 иск поддержала, в обоснование привела изложенные в нем доводы.

Ответчик в судебное заседание не явился, хотя был извещен о нем надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, истребуемое судом исполнительное производство не представил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, на основании исполнительного документа – Исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Емельяновским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения является – возложение на Администрацию Солонцовского сельсовета обязанности организовать строительство автомобильных дорог по ул. Виктории от дома № 53 до окончания улицы Виктории и пересечения с улицей Рождественской, и по переулку Рябиновый п. Солонцы; в период с 01 апреля 2015 года по 16 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Солонцовского сельсовета вынесено предупреждение о возможном привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, в случае злостного неисполнения решения суда и требование в 7-дневный срок со дня его поступления организовать строительство автомобильных дорог по ул. Виктории от дома № 53 до окончания улицы Виктории и пересечения с улицей Рождественской, и по переулку Рябиновый п. Солонцы; данные документы, как указано в иске, и следует из штампа входящей корреспонденции, поступили к истцу 16 июля 2015 года; на данное требование Глава администрации Солонцовского сельсовета Лубков В.В. дал ответ от 23 июля 2015 года исх.№ 827, в котором сообщалось о невозможности исполнения судебного акта в указанный срок, поскольку необходимы значительные финансовые затраты, которые не были предусмотрены бюджетом Солонцовского сельсовета на 2015 год; также сообщалось о том, что Администрация Солонцовского сельсовета принимает меры по исполнению судебного решения – определяются объемы необходимого финансирования и его источники, подготавливаются проекты муниципальных контрактов на составление смет необходимых работ для включения в бюджет на 2016-2017 г.г. и т.д.; 30 июля 2015 года в Администрацию Солонцовского сельсовета поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 15 июля 2015 года, в котором указано, что исполнительный документ должником Администрацией Солонцовского сельсовета в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен; с последнего в пользу ОСП по Емельяновскому району подлежит взысканию исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статья 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» определяет, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу вышеприведенных норм права исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;

- должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.)

Как следует из искового заявления, предупреждение и требование об исполнении судебного решения в 7-дневный срок Администрация Солонцовского сельсовета получила только 16 июля 2015 года; данных о том, что Администрация Солонцовского сельсовета получала постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об установлении срока для добровольного исполнения, суду не представлено. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 15 июля 2015 года в отсутствие документального подтверждения факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Ответчик не представил суду доказательств соблюдения им порядка взыскания исполнительского сбора, установленного Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».

При таком положении вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора от 15 июля 2015 года нельзя признать законным.

Кроме того, как указывалось выше, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При изложенных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета Солонцовского сельсовета Емельяновского района, исполнение решения суда возможно на основании государственных контрактов на осуществление подрядных работ по строительству автодорог, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд пришел к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения от 01 октября 2014 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку в течение установленного пятидневного срока, а затем семидневного срока реальное исполнение решения суда об обязании Администрации Солонцовского сельсовета организовать строительство автомобильных дорог в п. Солонцы невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Поскольку в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", оснований для привлечения его к ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Емельяновскому району об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП удовлетворить.

Освободить Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Емельяновскому району от 15 июля 2015 года по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 09 января 2016 года.

Судья:

2-3972/2015 ~ М-2591/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Солонцовского сельсовета
Ответчики
Отдел судебных приставов по Емельяновскому району
Другие
Шульгина Елена Сергеевна
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
14.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2015Передача материалов судье
24.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
09.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2016Дело оформлено
23.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее