Гражданское дело № 2-257/2013
Решение
Именем Российской Федерации
село Беляевка 24 июля 2013 года
Беляевский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Зуенко Е.В.,
при секретаре Дияровой Г.В.,
с участием прокурора Беляевского района Вингерта И.Е.,
представителя ответчика главы администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области Иващенко ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беляевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области (далее по тексту – администрация МО Крючковский сельсовет), Козловой ФИО8 о понуждении к прекращению размещения твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО),
установил:
Прокурор Беляевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Крючковский сельсовет, Козловой Г.В. о понуждении к совершению действий по прекращению размещения ТБО на свалках, расположенных на территории <адрес>, ликвидации данных свалок ТБО по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Беляевского района была проведена проверка соблюдения администрацией МО Крючковский сельсовет требований природоохранного законодательства при содержании и эксплуатации свалок ТБО. В ходе проверки было установлено, что на территории <адрес> расположена свалка ТБО, складирование мусора на которой осуществляется Козловой Г.В. Администрацией МО Крючковский сельсовет принимаются меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов, однако физические лица продолжают осуществлять самовольное размещение и хранение бытовых отходов в границах сельского поселения в непосредственной близости от жилых домов. Эксплуатация свалки ТБО происходит на сегодняшний день, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, при этом нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> на благоприятную окружающую среду, принципы которых закреплены в ст.42 Конституции РФ. В связи с изложенным просил суд обязать администрацию МО Крючковский сельсовет <адрес> организовать сбор и вывоз ТБО в месте размещения бытовых отходов – вблизи усадьбы Козловой Г.В., расположенной по адресу: <адрес>, а также обязать Козлову Г.В. прекратить осуществлять загрязнение почвы, размещение и хранение бытовых отходов на данном земельном участке и привести его в надлежащее состояние.
В судебном заседании прокурор Беляевского района
Вингерт И.Е. исковые требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации МО Крючковский сельсовет Иващенко В.В. с исковыми требованиями полностью согласился, пояснив суду, что принимаются меры по организации сбора и вывоза ТБО на данном земельном участке.
Ответчик Козлова Г.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила. В ходе подготовки обратилась в суд с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, с исковыми требованиями полностью согласилась.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы: акт проверки по соблюдению природоохранного законодательства на территории МО Крючковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурор обратился в суд с иском на основании результатов проверки, проведенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста инженера-эколога ГБУ «<адрес>» ФИО6
Как следует из акта проверки, предметом обследования являлся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположена усадьба Козловой ФИО8. В ходе проверки была обнаружена свалка бытовых отходов и мусора, которую организовала Козлова Г.В., соответственно, установлены нарушения норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, обязаны, в частности, проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель (ст. 13).
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории администрации МО Крючковский сельсовет, на земельном участке Козловой Г.В., соответственно, имеют место нарушения требований федерального законодательства по организации сбора и удаления бытовых отходов, что оказывает негативное воздействие на почву и атмосферный воздух и чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Беляевского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, складируемых в <адрес>, вблизи усадьбы Козловой ФИО8.
Обязать Козлову ФИО8 прекратить осуществлять загрязнение почвы, размещение и хранение бытовых отходов на участке местности, расположенном в <адрес>, и привести земельный участок в надлежащее состояние.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Беляевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: