Дело №2-581/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2018 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при секретаре Лашко М.В., с участием представителя истца Корнеева С.В. по доверенности Вишневской А.П., представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края по доверенности Гущиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Корнеева Сергея Васильевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии,
установил:
Истец Корнеев С.В. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что Корнеев Сергей Васильевич, <данные изъяты>, 30.11.2016 года в установленном законом порядке обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу- курорту Кисловодску Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п. 20 4.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы и постоянную занятость в течение полного рабочего дня, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кисловодску Ставропольского края от 02.06.2017 г. за № 7, Корнееву С. В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине якобы отсутствия требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения. С данным решением истец не согласен, поскольку в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии не были включены несколько периодов его работы. Кроме того, решение, вынесенное ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесено с наличием фактических ошибок, связанных, по всей видимости, с недобросовестным отношением сотрудников данной организации к выполняемой работе, в силу чего данное решение содержит грубые нарушения. Тем самым данный отказ истец считает незаконным, нарушающим его конституционное право на получение пенсии.
Рассмотрев документы, представленные в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, в стаж Корнееву С. В. были засчитаны следующие периоды работы:
<данные изъяты>. - врачом - анестезиологом в Комсомольской ЦРБ (календарно);
<данные изъяты>. - врачом-анестезиологом - реаниматологом в Кустанайской областной больнице (календарно);
с <данные изъяты> -врачом- анестезиологом в Кустанайском межобластном онкологическом центре (календарно);
<данные изъяты>. (до даты подачи заявления о назначении пенсии) - врачом-анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» (в льготном исчислении, как год и шесть месяце).
Таким образом, Корнееву С. В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду того, что, по мнению ГУ - Государственного Управления ПФР, его стаж составил 12 лет 0 месяцев 11 дней, вместо требуемых
лет.
Однако в стаж Корнееву С. В. не были включены следующие периоды работы: <данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере и с <данные изъяты>. - работа врачом - анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан. Отказывая зачесть в его общий трудовой стаж спорные периоды работы, ответчик сослался на то, что данные периоды, в которые Корнеевым С. В. осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на территории Республики Казахстан, должны учитываться как страховой стаж на общих основаниях в связи с отменой института досрочных пенсий в Республике Казахстан и правовых оснований для включения в стаж медицинской деятельности этих периодов трудовой деятельности Корнеева С. В. не имеется.
С данным фактом истец категорически не согласен по следующим основаниям.
С <данные изъяты> г. Корнеев С. В. являлся гражданином Республики Казахстан, где им велась трудовая деятельность и производились пенсионные отчисления, что подтверждается трудовой книжкой. С 2014 г. Корнеев С. В. постоянно проживал на территории Российской Федерации. Согласно действующему законодательству Российской Федерации одним из обязательных условий назначения пенсии иностранным гражданам является постоянное проживание на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином признается лицо, имеющее вид на жительство в РФ. На момент обращения в ГУ - Государственного Управления ПФР Корнеевым С.В. был получен вид на жительство, тем самым приобретено право на постоянное проживание в России, включающее ряд важнейших гражданских прав, в том числе и на пенсионное обеспечение. На настоящий момент Корнеев С. В. является гражданином Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливаются указанным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400- ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж. работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Согласно пункту 3 Правил № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781. Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), а разделом «Наименование учреждений» - больницы всех наименований.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Кроме того, пенсионное обеспечение граждан, переселившихся с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, регулируется Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан.
Согласно ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 г. пенсия гражданам государств- участников Содружества Независимых Государств назначается по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.
Согласно статье 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях, гражданам государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время вступления в силу данного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Таким образом, применительно к переселенцам из государств-участников Соглашения государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в ином государстве - участнике Соглашения.
Согласно статье 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В соответствии с вышеназванным международным соглашением пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства), предусматривает положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
С 01.01.1998 года в Республике Казахстан был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, и пенсия назначается по достижению соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях. При этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
Юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является соблюдение одновременно следующих условий: работа в необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями- страхователями страховых взносов по дополнительным тарифам; наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда; достижение соответствующего пенсионного возраста; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Данный вопрос является общим для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, работа с особыми условиями труда которых осуществлялась в соответствующих организациях этих государств, в том числе до момента отмены института досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, либо до переселения на территорию Российской Федерации.
В целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках соглашений по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.
В силу ч.3 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ от
г. «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 вышеуказанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, основным документом для назначения трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то дополнительные документы не требуются. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 15), следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Из трудовой книжки Корнеева С. В. усматривается, что он был принят
г. в Костанайский областной онкологический диспансер, а уволен
<данные изъяты> г. работал врачом – анестезиологом - реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации на территории Республики Казахстан в Костанайской областной больнице. В последующий период времени Корнеев С. В. уже находился на территории Российской Федерации и осуществлял трудовую деятельность в ГБУЗ Ставропольского края «Родильный дом» города-курорта Кисловодск в отделении анестезиологии и реанимации, что подтверждается записями трудовой книжки истца. Льготный стаж истца также подтверждается представленными в пенсионное дело справками, уточняющими характер работы истца.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшей засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях. Пункт 16 того же Постановления гласит, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЭ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в нашем государстве охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Государственные пенсии, как важнейший элемент социального обеспечения в соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Таким образом, спорные периоды работы истца с <данные изъяты> г. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере и с <данные изъяты> г. - работа врачом - анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан продолжительностью 15 лет 9 месяцев 2 дня в государстве - участнике Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», должны быть учтены в соответствии с законодательством Российской Федерации в стаж (общий (страховой) и в стаж работы по медицинской деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30-31 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», ввиду наличия схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости.
На основании вышеизложенного, истец считает, что действия ответчика являются неправомерными, поскольку доказательствами обоснованности включения указанных периодов работы в специальный страховой стаж является трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, архивная справка и иные справки с места работы, а сам факт работы в указанные периоды времени на территории республики Казахстан не оспаривается сторонами.
Также не подлежит оспариванию тот факт, что медицинский стаж - это количество лет или месяцев выполнения трудовой деятельности в определенной должности в учреждении, которое ведет лечебную деятельность. Как уже говорилось ранее, перечень должностей, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, а также Постановлением Правительства № 665 от 2014 года. При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы только в тех должностях и учреждениях, которые предусмотрены в Списке, в частности, льготный порядок исчисления специального стажа применяется по отношению к врачам анестезиологам- реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. В соответствии с пунктом 2 данного Постановления один год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за один год и 6 месяцев. Корнеев С. В. выполнял должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией врача анестезиолога- реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации, а также пользовался всеми дополнительными льготами, которые положены врачу анестезиологу- реаниматологу отделения анестезиологии-реанимации, что подтверждается трудовой книжкой и архивными справками. Таким образом, льготный стаж Корнеева С. В., рассчитанный согласно данным нормам законодательства, составил 36 лет и 13 дней.
Кроме того в Решении об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Корнееву С. В., вынесенном Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации допущена грубая техническая ошибка, повлекшая за собой нарушение в подсчете трудового стажа. При подсчете периодов, исключаемых из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, была допущена ошибка в виде неверного указания срока. Так, ГУ- Управление ПФР указывает, что в период с <данные изъяты>. Корнеев С. В. находился в отпуске без сохранения заработной платы. Логично предположить, что этот факт вряд ли имел реальное существование, что и подтверждается архивной справкой из Костанайского областного онкологического диспансера от 27.02.2017 г. № 37, в которой указано, что согласно приказа № 12-к § 3 от 14.01.1994 г. Корнеев С. В. находился в отпуске без сохранения заработный платы с 11 по 16 января 1994 г. Истец просит суд обратить внимание на этот факт, говорящий о невнимательном отношении комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по отношению к выносимому решению, поскольку ошибок в процедуре подсчета стажа быть не должно, ведь это влечет за собой довольно серьезные последствия, в виде как финансовых потерь для истца, который по настоящий момент не имеет возможности получения заслуженной им в полной мере пенсии, так и в виде причинения истцу морального вреда из за сложившейся ситуации.
Истец просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы: с <данные изъяты> г. - осуществление медицинской деятельности в Центральной городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Кустаная в должности фельдшера; с <данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере в должности врача анестезиолога-реаниматолога; с <данные изъяты> г. - работа врачом - анестезиологом-
реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан в целях перерасчета размера пенсии.
А также учесть период работы врачом-анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» не по 29.11.2016 года (на момент подачи заявления) а по настоящее время, т.е. 10.01.2018 года.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу- курорту Кисловодску Ставропольского края обязан был назначить Корнееву С. В. трудовую пенсию с момента обращения за ее начислением от 30.11.2016 года, однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил конституционное право истца на получение пенсии.
В связи с вышеизложенным, истец просит суд признать решение комиссии Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края от 02.06.2017 г. за № 7 в назначении страховой пенсии незаконным. Включить периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно:
<данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Центральной городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Кустаная в должности фельдшера;
<данные изъяты> г. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере в должности врача анестезиолога-реаниматолога;
с <данные изъяты>. - работа врачом - анестезиологом- реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан в целях перерасчета размера пенсии.
Изменить ранее учтенный период работы врачом-анестезиологом- реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» с <данные изъяты> г. Для назначения льготной пенсии зачесть Корнееву С. В. 36 лет и 13 дней льготного трудового стажа.
В судебное заседание истец Корнеев С.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Корнеева С.В. по доверенности Вишневская А.П., доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить исковые требования Корнеева С.В. в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, а также в письменном отзыве на возражения представителя ответчика.
Представителем ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края начальником управления ПФР Мержановой С.Г. представлены письменные возражения на исковые требования Корнеева С.В., в которых указано, что согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (далее - Постановление № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781 и Правила № 781).
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ правом на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основанные на территориальном принципе Соглашение о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств о области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение о гарантиях граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения), согласно которому пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства), предусматривает положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенных на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений.
Данное соглашение по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества. Соглашение, как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников содружества обязательств.
В соответствии со статьями 4 и 10 данного Соглашения о гарантиях граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения Государства -участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении и берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Соглашение о гарантиях граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения было принято в целях реализации статей 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств”.
Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств" Высокие договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Также, Высокие Договаривающиеся Стороны договорились развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства, с необходимым заключением соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
За период времени, прошедший с момента вступления в силу Соглашения, законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках соглашения претерпело существенные изменения. Так, например. Республикой Казахстан был отменен институт досрочных пенсий и пенсии назначаются по достижении соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях. При этом, возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
При определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств-участников соглашений, в которых институт досрочных пенсий отменен, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств до даты отмены института досрочных пенсий.
Согласно представленным копиям писем Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области от 28.02.2017 и от 01.03.2017 пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, врачам и другим медицинским работникам, непосредственно занятым на лечебной работе, устанавливались на основании статьи 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» (утратил силу с 1 января 1998 года), действие которой приостановлено с 27.07.1996. С 1 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16.07.1996 № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, периоды работы в должности учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, врачей и других медицинских работников, непосредственно занятых на лечебной работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до даты отмены института досрочных пенсий, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Согласно представленным документам Корнеев С.В. в периоды с <данные изъяты> осуществлял врачебную деятельность в Костанайском областном онкологическом диспансере, протекавшую на территории Республики Казахстан.
В соответствии с нормами международного права и Российского законодательства в льготный стаж могут быть включены периоды работы истца до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан, то есть до 01.01.1998 года поэтому Управлением периоды осуществления Корнеевым С.В. врачебной деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере с <данные изъяты> не включены в льготный стаж.
Что касается определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации в связи с работой граждан в государствах-участниках соглашений, в которых продолжает в настоящее время действовать институт досрочных пенсий, то периоды такой работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30-31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости, и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
В том случае, если условия назначения досрочных пенсий по старости в государствах-участниках соглашений отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, например, институт досрочных пенсий был отменен то рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации до даты отмены института досрочных пенсий, и также при обязательном подтверждении компетентным органом государства-участника соглашения, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.
При этом следует отметить, что вышеуказанные международные соглашения содержат положение о том, что в случае, если законодательством государства по новому месту жительства не предусмотрено назначение пенсии по данному основанию, выплата назначенной пенсии пенсионерам продолжается по прежнему месту жительства пенсионера до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения.
По данному вопросу позиция судов неоднообразна, однако, включение в льготный стаж периодов работы, протекавших на территории Казахстан после отмены института досрочных пенсий, в судебной практике не имеют место быть (апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовии от 28.11.2017 № 33-2371/2017, апелляционное определении Волгоградского областного суда от 15.12.2017 №33-20168/2017 и апелляционное определение Курганского областного суда №33-1763/2017).
Что касается того, что периоды истца с <данные изъяты> не включены в страховой стаж поясняет следующее.
Управлением не рассматривалась продолжительность страхового стажа истца, так как данный вид пенсии назначается независимо от продолжительности страхового стажа, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Однако, институт досрочных пенсий отменен в Республике Казахстан с
истец, при осуществлении трудовой деятельности в спорные периоды уже не мог рассчитывать на то, что указанные периоды будут включены в льготный стаж.
Согласно записи трудовой книжки Корнеев С.В. в период с <данные изъяты> значится выездным санитаром психиатрической бригады Цетропункта, выездным фельдшером центрального п/с.
Учитывая, что не вся работа истца в указанный период подлежит включению в льготный стаж (работа в качестве выездного санитара включению в льготный стаж не предусмотрена Списками № 781), а записи в трудовую книжку внесены с нарушением норм, предусмотренных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на день внесения записей в трудовую книжку (утверждена постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162), таких как, позднее заведение трудовой книжки, нарушение последовательности в нумерации и хронологии последовательности внесения периодов работы, Управлением неоднократно сделаны запросы в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области об истребовании справки о работе истца в Карагандинской городской станции скорой медицинской помощи городской клинической больницы № 1 г.Караганды. Ответ на запрос в Управление не поступил. Истцом справка о работе в вышеуказанный период также не представлена, поэтому данный период не подлежит включению как в льготный стаж так и в страховой.
Заявление о назначении досрочной страховой пенсии Корнеевым С.В. подано 30.11.2016 года соответственно и продолжительность льготного стажа определена на период обращения (по 29.11.2016). Определение продолжительности стажа носит заявительный характер. Для определения продолжительности стажа на соответствующих работах на сегодняшний день Корнееву С.В. необходимо повторно обратиться в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. При рассмотрении заявления будет определена продолжительность его льготного стажа на момент обращения и вынесено соответствующее Решение Управления.
На основании вышеизложенного, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края считает требования Корнеева С.В изложенные им в исковом заявлении от 18.01.2018 необоснованными и неправомерными, считает, что правовых оснований для удовлетворения указанных требований Корнееву С.В не имеется и просит суд Корнееву С.В. в удовлетворении его исковых требований отказать.
Представитель ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края по доверенности Гущина Е.П., в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Корнеева С.В. в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие истца Корнеева С.В., руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив по правилам ст. ст. 12,56,67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п.п.2,3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях » Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях " право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях " страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (далее - Постановление № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781 и Правила № 781).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Судом установлено, что Корнеев С.В. с 1961 года по 05.04.2017 года являлся гражданином Республики Казахстан.
Паспорт гражданина Российской Федерации получил 05.04.2017 года.
30.11.2017 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
До момента обращения в Управление, истец не являлся получателем пенсии по возрасту в Республике Казахстан.
По результату рассмотрения представленных истцом документов, 02.06.2017 года ответчиком было вынесено решение №7 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости так как, по мнению ответчика, указанные периоды медицинской деятельности работы Корнеева С.В. на территории республики Казахстан в Костанайском областном онкологическом диспансере с <данные изъяты> год и в Костанайской областной больнице с <данные изъяты> год врачом-анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации, приобретенные по законодательству Республики Казахстан, в котором институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитывается как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах, с 01.01.1998 года, со дня вступления Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 № 137-1 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан».
Истец просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы:
- с <данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Центральной городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Кустаная в должности фельдшера.
Однако из трудовой книжки <данные изъяты> выданной на имя истца установлено, что 01.06.1983 г. принят в порядке перевода выездным санитаром психиатрической бригады центральной подстанции, <данные изъяты> г. переведен выездным фельдшером центрального п/с, при этом работа в качестве выездного санитара включению в льготный стаж не предусмотрена Списками № 781, в связи с чем исковые требования истца о включении периода с <данные изъяты> г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка № 781 и Правил № 781 удовлетворению не подлежат.
Исковые требования истца о включении в страховой стаж периоды работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 01.02.2000 г. по 10.01.2010 г. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере в должности врача анестезиолога-реаниматолога и с 11.01.2010 по 21.10.2014 г. - работа врачом - анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан в целях перерасчета размера пенсии также не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (в ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., включая стаж до распада СССР, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г. без истребования сведений о льготном характере работы, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 г. и по найму с 1 января 2002 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при наличии доказательств уплаты единого социального налога и (или) страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, а также сведений о наличии льготного стажа, то есть по аналогии с гражданами РФ, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, трудовая деятельность которых протекала на территории РФ.
Таким образом, в данном случае период работы Корнеева С.В. с <данные изъяты> года мог быть включен в страховой стаж при условии соблюдения требований, изложенных в вышеуказанных Рекомендациях Пенсионного фонда РФ, то есть при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение. Между тем, истцом данных сведений представлено не было.
Из решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 02.06.2017 года №7 следует, что в стаж на соответствующих видах работ Управлением засчитаны периоды работы:
с <данные изъяты> — врачом анестезиологом в Комсомолькой ЦРБ (календарно);
с <данные изъяты> — врачом-анестезиологом-реаниматологом в Кустанайской областной больнице (календарно);
<данные изъяты> — врачом анестезиологом в Кустанайском межобластном онкологическом центре (календарно);
<данные изъяты> ( до даты подачи заявления о назначении пенсии) — врачом-анестезиологом- реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» (в льготном исчислении, как год и шесть месяцев).
Таким образом, по представленным истцом документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка № 781 и Правил № 781, составляет 12 лет 0 месяцев 11 дней, вместо требуемых 30 лет, в связи с чем, оснований для зачесть Корнееву С.В. 36 лет и 13 дней льготного трудового стажа для назначения льготной пенсии не имеется.
В силу положений ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии 30.11.2016 года, соответственно и продолжительность льготного стажа определена ответчиком на период обращения по 29.11.2016 год, поскольку определение продолжительности стажа носит заявительный характер, в связи с чем исковые требования об изменении ранее учтенного периода работы врачом-анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» с <данные изъяты> г. удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, исковые требования Корнеева С.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края о признании решения комиссии Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края от 02.06.2017 г. № 7 в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно: с <данные изъяты> - осуществление медицинской деятельности в Центральной городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Кустаная в должности фельдшера; с <данные изъяты> осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере в должности врача анестезиолога-реаниматолога; с <данные изъяты> - работа врачом - анестезиологом- реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан в целях перерасчета размера пенсии, изменении ранее учтенного периода работы врачом-анестезиологом- реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» с <данные изъяты> г., зачета для назначения льготной пенсии Корнееву Сергею Васильевичу 36 лет и 13 дней льготного трудового стажа удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении исковых требований Корнеева Сергея Васильевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края о признании решения комиссии Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края от 02.06.2017 г. № 7 в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно: с <данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Центральной городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Кустаная в должности фельдшера; с <данные изъяты>. - осуществление медицинской деятельности в Костанайском областном онкологическом диспансере в должности врача анестезиолога-реаниматолога; с <данные изъяты> г. - работа врачом - анестезиологом- реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации в Костанайской областной больнице на территории Республики Казахстан в целях перерасчета размера пенсии, изменении ранее учтенного периода работы врачом-анестезиологом- реаниматологом в отделении анестезиологии - реанимации ГБУЗ СК «Кисловодский межрайонный родильный дом» с <данные изъяты> г<данные изъяты> зачета для назначения льготной пенсии Корнееву Сергею Васильевичу 36 лет и 13 дней льготного трудового стажа – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья Е.А. Зыбарева
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2018 года.
Судья Е.А. Зыбарева