РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2014 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Пызикова Д.Г.,
при секретаре Фанда Т.Н.,
с участием заявителя Алексеева А.В. и его представителя Чижовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 Алексеева А.В. об оспаривании действий начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение), руководителей Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЗРУЖО») и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту с 1992 года, имеет выслугу более 20 лет, контракт им заключен до достижения предельного возраста по 22 ноября 2016 года и при прохождении военной службы он и члены его семьи были обеспечены служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в городе <данные изъяты>.
В 2013 году он обратился с заявлением в территориальное отделение ФГКУ «ЗРУЖО» с просьбой о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>, но 18 сентября 2013 года решением начальника территориального отделения ему было отказано в принятии на такой учет в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
На основании изложенного в своем заявлении с учетом последующих уточнений Алексеев просит суд, признав за ним и членами его семьи право и нуждаемость в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в городе <данные изъяты> по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, отменить как незаконное решение начальника территориального отделения от 18 сентября 2013 года № 37-25/0064, обязать начальника территориального отделения поставить его на соответствующий учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства и все указанные вышестоящие жилищные органы принять соответствующие меры для включения его в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в городе <данные изъяты>, а также - взыскать с должностных лиц в солидарном порядке судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 17000 рублей.
Ввиду заявленных требований о возмещении судебных расходов к участию в деле был привлечен руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» - финансового органа, на обеспечении которого находятся ФГКУ «ЗРУЖО» и его территориальное отделение в Ивановской области.
В судебном заседании Алексеев поддержал заявление, пояснив, что в сентябре 2013 года за три года до предполагаемого увольнения с военной службы он установленным порядком обратился с заявлением с приложением необходимых документов в территориальный жилищный орган Минобороны России с просьбой признать его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья по избранному постоянному месту жительства в <данные изъяты>, однако, начальником территориального отделения ему необоснованно было отказано в принятии на учет в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Представитель заявителя Чижова М.А. требования Алексеева поддержала и пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения по соответствующим основаниям составляет 10 лет и более в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения военнослужащего с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В связи с тем, что продолжительность службы Алексеева в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет более 20 лет, он подлежит увольнению 22 ноября 2016 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и обратился с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения за три года до увольнения, отказ начальника территориального отделения в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства является незаконным.
Руководители ФГКУ «ЗРУЖО», Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, территориальных отделений жилищного и финансового обеспечения, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Кирьянова И.С., представляющая интересы названного департамента, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях требования заявителя не признала, пояснив, что согласно действующему законодательству военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам семьи, предоставляются жилые помещения по избранному месту жительства при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более. В связи с тем, что заявитель не относится к данной категории военнослужащих, до увольнения с военной службы ему предоставлено служебное жилое помещение по месту службы. После увольнения с военной службы Алексееву и членам его семьи будет предоставлено жилое помещение по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления жилого помещения.
Начальник территориального отделения ЗРУЖО Досягова И.Г. также ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных объяснениях, не признав требования заявителя, указала, что Алексеев не обращался для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для постоянного проживания по месту службы, но так как первый контракт о прохождении военной службы был им заключен в 1992 году и в настоящее время он не увольняется с военной службы, то в данный момент он не может состоять на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания в избранном им месте жительства. Также Досягова И.Г. просила суд отказать в удовлетворении требований заявителя в связи с пропуском срока подачи заявления для обжалования действий должностного лица.
Представитель вышеуказанного территориального управления финансового обеспечения по доверенности Москаленко А.В. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и в своих возражениях относительно заявления Алексеева в части взыскания судебных расходов требования заявителя не признал, обращая внимание, что размер расходов на оплату услуг представителя не соответствует критерию разумности.
Заслушав заявителя, его представителя и исследовав письменные доказательства, гарнизонный военный суд приходит к выводу о том, что заявление Алексеева удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Алексеев с заявлением от 13 февраля 2014 года, названным им исковым, но фактически, исходя из характера рассматриваемых правоотношений и состава сторон, являющегося заявлением об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, обратился в гарнизонный военный суд 17 февраля 2014 года, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения с заявлением в суд при оспаривании таких действий, поскольку о состоявшемся решении начальника территориального отделения жилищного обеспечения он узнал 5 ноября 2013 года.
Вместе с тем, как видно из представленных в суд документов, сначала Алексеев 3 февраля 2014 года аналогичное заявление подал в Октябрьский районный суд города Иваново, полагая, что указанный спор относится к подсудности данного суда. Однако заявление было ему возвращено в связи с неподсудностью дела районному суду и рекомендовано обратиться в гарнизонный военный суд, что он и сделал.
Из объяснений заявителя следует, что, по его мнению, срок на подачу заявления в суд он не пропустил, так как своевременно обратился в судебные органы, и одновременно просил восстановить этот срок, пропущенный по уважительной причине.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Алексеев действительно в установленный законом срок обратился за защитой своих прав в районный суд, а после возврата заявления подал заявление по подсудности в гарнизонный военный суд, следует прийти к выводу о пропуске им трехмесячного срока обращения в суд с заявлением по уважительной причине и необходимости в восстановлении данного срока для рассмотрения заявления по существу.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно данному пункту Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, гарантированно предоставление жилого помещения для постоянного проживания именно по месту службы, а по избранному месту жительства - при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В судебном заседании установлено, что Алексеев контракт о прохождении военной службы заключил в 1992 году, то есть до 1 января 1998 года, а поэтому он имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания только по месту прохождения военной службы, так как в настоящее время он не подлежит увольнению с военной службы с учетом заключенного контракта по 22 ноября 2016 года - день достижения предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждено и сообщением командира войсковой части 00000.
Причем, с ходатайством о постановке на учет для обеспечения жилым помещением по месту военной службы заявитель не обращался, а просил принять на учет исключительно для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в другом регионе.
Изложенную правовую оценку не может изменить то обстоятельство, что по месту службы Алексеев обеспечен жилым помещением из служебного жилищного фонда в военном городке в городе <данные изъяты>, не являющимся закрытым, поскольку препятствий для обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по месту военной службы на общих основаниях не усматривается.
С учетом изложенного решение начальника территориального отделения жилищного органа об отказе в принятии Алексеева на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства основано на законе, каких-либо прав заявителя не нарушает и в удовлетворении заявления Алексееву надлежит отказать.
Что касается ссылки стороны заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 о возможности постановки на очередь на получение жилых помещений не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, то действительно пунктом 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей.
К рассматриваемым правоотношениям эта норма не относится, так как заявитель обеспечивается жилым помещением в другом порядке и не органами местного самоуправления.
Поскольку заявление Алексеева о признании незаконным решения начальника территориального отделения жилищного обеспечения удовлетворению не подлежит, несостоятельными являются требования к другим должностным лицам и в возмещении понесенных заявителем судебных расходов.
Руководствуясь статьями 98, 194 - 199 и 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
РЕШИЛ:
Алексееву А.В. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.Г. Пызиков