РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1528/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Лещикову Сергею Александровичу о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лещикову Сергею Александровичу о взыскании задолженности в сумме 11083,10 руб., в том числе:
-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 1956.6 руб. за 2017-2019 год.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 9126.5 руб. за 2017-2019 гг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Поскольку задолженность по страховым взносам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 12.05.2022г. мировой судья судебного участка № Самарского судебного района <адрес> вынес судебный приказ о взыскании с ФИО2 суммы неуплаченного налога. ДД.ММ.ГГГГ. мировой судья судебного участка № Самарского судебного района <адрес> вынес определение об отмене судебного приказа, поскольку от ФИО2 поступили письменные возражения, в которых он просил судебный приказ отменить. В связи с этим налоговый орган обратился в районный суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 вышеуказанной задолженности по страховым взносам пени за 2017-2019гг. на общую сумму 11 083, 10 руб.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, в которых в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объёме.
Заинтересованные лица МИФНС России № по <адрес>, МИФНС № по <адрес>, МИФНС № по <адрес> и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание, не явились, извещены надлежащим образом, предоставили письменные пояснения по вышеуказанному делу.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой же статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено этой же статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением КС РФ от 17.12.1996 г. №20-П, определения КС РФ от 04.07.2002 № 2002 № 200-о, пунктами 19, 20 постановления ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Судом установлено, что согласно информационного ресурса ФИО2 (ИНН № являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по 25.12.2018г. и Межрайонной ИФНС № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета как ИП-19.06.2019г.
Межрайонной ИФНС № по <адрес> были произведены начисления фиксированных страховых взносов за 2017,2018гг. по ОПС в размере 49 945 руб. ( в том числе за 2017г.-23 400 руб., за 2018г.-26 545 руб.), ОМС 10 430 руб. ( в том числе за 2017г.- 4590 руб., за 2018г.-5840 руб.)
Межрайонной ИФНС № по <адрес> были произведены начисления фиксированных страховых взносов за 2019гг. (по дату закрытия ИП - 19.06.2019г.) ОПС в размере 13780.07 руб., ОМС 3231.66 руб.
Сумма неоплаченных фиксированных страховых взносов начисленных в Межрайонной ИФНС № по <адрес> перенесена в текущую КРСБ налогоплательщика (Межрайонную ИФНС № по <адрес>).
Сведения о том, что ФИО2 не являлся ИП в Инспекции отсутствуют. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Налогового органа и материалах настоящего дела, ФИО2 состоял на налоговом учете в Межрайонной МФНС России № по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с налогового учета в связи с изменением места жительства.
Поскольку налогоплательщик выбыл ДД.ММ.ГГГГ с налогового учета Инспекции, задолженности, сформировавшиеся на момент выбытия, переданы в налоговый орган по месту учета физического лица в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> (код НО 6317).
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя ОГРНИП №, а следовательно вопреки доводов административного ответчика, в силу действующего законодательства он признается плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 430 НК РФ за неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Фиксированные платежи начисляются авансами, без предоставления расчетов (деклараций), в соответствии со ст. 430 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившие в действие с 01.01.2017, Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации», полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) с 01.01.2017 налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Переходными положениями, которые определены в Федеральном законе № 243-Ф3 и Федеральном законе № 250-ФЗ, между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Статьей 20 Федерального закона № 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Инспекцией 16.02.2017 принята недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 121 299,36 рублей, 39 422,76 задолженность по пени. В связи с изменением места жительства налогоплательщика недоимка в размере 7 655,52 рублей, 66 143,25 рубля - пени передана по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области.
Инспекцией 16.02.2017 принята недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 17 317,74 рублей - налог, 5 914,29 - пени. В связи с изменением места жительства налогоплательщика недоимка в размере 12 243,65 рубля, 6 657,05 рубля задолженность по пени передана по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области.
Инспекцией 16.02.2017 принята недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 7 495,20 рублей, 2 472,41 рубля - пени. В связи с изменением места жительства налогоплательщика недоимка в размере 7 495,20 рублей, 3 191,83 рубль задолженность по пени передана по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области.
Инспекцией начислены суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 рублей, 2 057,86 рублей - пени, за 2018 год в размере 26 545 рублей, 299,55 рублей - пени.
В связи с изменением места жительства налогоплательщика недоимка в размере 49 945 рублей, 3 956,94 рублей задолженность по пени передана по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области.
Инспекцией начислены суммы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год в размере 4 590рублей, 403,67 рубля- пени, за 2018 год в размере 5 840 рублей, 61,87 рубль - пени.
В связи с изменением места жительства налогоплательщика недоимка в размере 10 430 рублей, 845,28 рублей задолженность по пени передана по месту учета в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области.
Межрайонной ИФНС №18 по Самарской области были произведены начисления фиксированных страховых взносов за 2019гг. (по дату закрытия ИП - 19.06.2019г.) ОПС в размере 13780.07 руб., ОМС 3231.66 руб.
Ссылки административного ответчика на ответ Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №@ об отсутствии задолженности, судом отклоняются, поскольку в указанном ответе Налогового органа сообщается об отсутствии открытых налоговых обязательств налогоплательщика на момент обращения.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов дела следует, что ФИО2 было выставлено налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени на образовавшуюся недоимку по указанным налогам.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 69 НК РФ и его получение адресатом.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные страховые взносы ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) МИФНС России № по <адрес> в установленный шестимесячный срок обратилась к мировому судье судебного участка № Самарского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-1588/2022.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с возражениями на судебный приказ, в связи с чем, судебный приказ 2а-1588/2022 был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Самарский районный суд <адрес>. Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.
Вместе с тем, разрешая заявленные МИФНС России № по <адрес> требования, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа по страховым взносам за 2017-2018 год. В районный суд с исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № по <адрес> не обращалась.
За 2019 год по страховым взносам мировым судьей вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а-1480/20, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с возражениями ответчика. В районный суд с исковым заявлением Инспекция не обращалась.
Согласно пункту 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме ( п. 5 ст. 75 НК РФ)
В постановлении от 17.12.1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "о федеральных органах налоговой полиции" По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 8 февраля 20007 года № 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 налогового кодекса российской федерации и части 4 статьи 200 арбитражного процессуального кодекса российской федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательство и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способе обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации" положения Налогового кодекса Российской Федерации, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременны приняты меры к принудительному взысканию сумма налогам.
Материалы административного дела не содержат доказательств, того что налоговым органом своевременно были приняты меры к принудительному взысканию страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: за 2017-2019 гг., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): за 2017-2019 гг..
Таким образом, по настоящему делу административным истцом заявлены ко взысканию пени при отсутствии требований о взыскании суммы налога и отсутствии доказательств реализации налоговым органом мер к принудительному взысканию страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в испрашиваемые периоды, соответственно не может быть признано обоснованным взыскание пеней, начисленных на такие недоимки.
С учетом вышеизложенного, заявленный административный иск удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание отказ судом в административном иске, остальные доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, не влияют на итоговое решение.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Лещикову Сергею Александровичу (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>, ИНН № паспорт № выдан ГУ МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ., к/п: № о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 1956,6 руб. за 2017-2019 год; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 9126, 5 руб. за 2017-2019 год, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Самарский районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2022г.
Судья: Е.А.Волобуева