Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2020 (2-242/2019;) ~ М-250/2019 от 20.11.2019

Дело (2020)

УИД:28RS0-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года      <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Барабаш М.В.,

при секретаре Гливинской Е.В.,

с участием ответчика (истца по встречному иску) ФИО3,

представителя ответчика (истца по встречному иску) ФИО3,

старшего помощника военного прокурора Благовещенского гарнизона Кипоть А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3 о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, и встречному иску ФИО3 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Министерству обороны РФ о признании незаконным статуса служебного жилого помещения на основании записи в ордере, признании незаконным приказа заместителя Министра обороны РФ в части присвоения квартире статуса служебного жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с указанным иском к ФИО3 В обоснование заявленных требований ссылается, что жилое помещение, расположенное по <адрес> имеет статус служебного и было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему ФИО3 на состав семьи из трех человек, в том числе супруге ФИО3 и дочери ФИО3 После расторжения брака ФИО3 выехал из спорного служебного жилого помещения, снялся по указанному адресу с регистрационного учета, проживает постоянно в другом жилом помещении. При проведении проверки использования жилого помещения специализированного жилищного фонда МО РФ (фактического проживания) установлено, что в жилом помещении проживает ответчик ФИО3 (ФИО3) О.В. в отсутствие законных оснований, поскольку наниматель добровольно выехал из спорного жилого помещения и снялся с регистрационного учета, отказавшись от прав и обязанностей по договору найма, расторгнув тем самым в отношении себя договор. Член семьи нанимателя самостоятельное право пользования служебным жильем не приобрела, утратила право пользования им. Считает, что ответчик нарушает права Министерства обороны как собственника спорного жилого помещения по распоряжению им в соответствии с назначением. Просит признать ФИО3 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить из него и снять сведения об ответчике с регистрационного учета по указанному адресу.

Не согласившись с указанным иском, ФИО3 подала встречный иск к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в обоснование которого ссылается, что ордер на спорное жилое помещение был выдан на основании рапорта бывшего супруга, в данном рапорте просьба о выделении служебного жилья отсутствовала, поэтому полагали, что проживают в квартире на условиях социального найма. Считает ордер от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, поскольку в нарушение Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ статус служебного жилого помещения спорной квартире не присваивался, что подтверждается ответом архивного сектора администрации <адрес>. Форма ордера не соответствует приложению указанного Постановления Совета Министров РСФСР, а именно в нем отсутствует запись о том, что квартира имеет статус служебной. Письменный договор найма служебного жилого помещения с ФИО3 или бывшим супругом не заключался. В связи с чем полагает, что в настоящее время квартира не используется как служебная. Также считает незаконным приказ зам. Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о включении спорной квартиры в число служебных, поскольку в силу ст.92 ЖК РФ и п.15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Пунктом 14 указанных Правил предусмотрено направление решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Управление Росреестра по <адрес> такой регистрации не производило. В связи с проживанием на территории закрытого военного городка подлежала отселению, писала об этом заявление. В дальнейшем была принята программа «Государственные жилищные сертификаты». От включения в данную программу уклоняется в связи с незначительной стоимостью сертификатов, несоответствующей реальной стоимости жилья. Просит признать незаконным статус «служебного жилого помещения» <адрес> на основании записи в ордере от ДД.ММ.ГГГГ, выданном администрацией <адрес>; признать незаконным приказ заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ в части присвоения статуса служебного жилого помещения данной квартире.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечено Министерство обороны РФ.

Представители истца (ответчика по встречному иску) ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, третьих лиц ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ЖКС , третье лицо ФИО3, а также представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, согласно письменных ходатайств и принятых судом телефонограмм просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица МО МВД России «Октябрьский», будучи извещенным надлежащим образом, не явился.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц и представителей, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть иск и встречный иск в отсутствие указанных участников процесса.

В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) ФИО3 с иском не согласилась, встречный иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено бывшему супругу ФИО3 в период прохождения им военной службы, с учетом ее самой и дочери. В 2000 году семейные отношения с супругом прекратились, в 2007 году он выехал, в квартире осталась проживать с дочерью, в настоящее время проживает одна. Полагает, что выселению из служебного жилого помещения не подлежит, поскольку имеет трудовой стаж в Вооруженных Силах РФ более 20 лет. Кроме того, совместно с супругом подавали в Екатеринославскую КЭЧ заявление на отселение из закрытого военного городка, а после расторжения брака в 2000 году в ранее поданное заявление об отселении внесла изменения, то есть уже сама состояла в списках на отселение. Решения о включении ее (ФИО3) в программы по обеспечению жильем не принимались, так как не обращалась в уполномоченные органы по данному вопросу.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФИО3 также полагает заявленные ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ требования необоснованными, встречный иск поддерживает, ссылаясь, что ФИО3 пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку в число служебных данная квартира не включалась, ордер был выдан на основании рапорта бывшего супруга ответчицы ФИО3, в рапорте отсутствовала просьба о выделении служебного жилья. То обстоятельство что документы по предоставлению ФИО3 жилья не сохранились, это вина правопреемников войсковой части. В связи с чем полагает, что ордер от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и недействительным в части указания в нем статуса служебного жилья. Надпись «служебное жилье» на нем выполнена от руки, в связи с чем не исключает возможность того, что сотрудница войсковой части, заполняя ордер, сделала эту отметку из ревности. Если, как следует из заявленного иска, квартира в момент вселения в нее семьи ФИО3, имела статус служебной, то присвоение ей повторно приказом заместителя Министра РФ статуса служебной не требовалось. В нарушение норм закона в Управление Росреестра не были направлены сведения о включении спорного жилого помещения в число служебных.

Согласно письменного отзыва представителя ответчика Министерства обороны РФ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева С.Г., просит в иске ФИО3 отказать, удовлетворив исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ссылаясь, что ФИО3 незаконно занимает спорное жилое помещение, нарушая тем самым права Министерства обороны РФ как собственника данного жилого помещения.

Выслушав ответчика ФИО3, ее представителя ФИО3, заключение помощника прокурора, полагавшего первоначальный иск подлежащим удовлетворению, а встречный иск подлежащим оставлению без удовлетворения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.2, 3 ст.101 ЖК РФ наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

При этом в силу ч.3 ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплена за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, приказом заместителя министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям (т.1 л.д.30-35, 39-42, 43).

Указанное жилое помещение было предоставлено прапорщику ФИО3 (военнослужащему в\ч 22269) и членам его семьи (супруге ФИО3, дочери ФИО3) на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией корешка ордера, в котором имеется выполненная рукописным способом запись «служебное», а также ссылка на решение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.44).

Таким образом, анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО3 и членам его семьи в качестве служебного, для временного проживания на период военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО3 и ФИО3 был прекращен, со сменой фамилии ответчиком на ФИО3 (т.1 л.д.82).

В спорном жилом помещении наниматель ФИО3 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с прекращением брака в 2007 году выехал из квартиры и постоянно проживает по другому адресу. ФИО3 (ФИО3) О.В. зарегистрирована в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. (т.1 л.д.46-52, 86).

    Также установлено, что ФИО3 ранее была трудоустроена в войсковой части 21720 <адрес> в должности телефониста, ДД.ММ.ГГГГ уволена по п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, общий стаж работы в Вооруженных силах РФ составляет 20 лет. В настоящее время ответчик на военной службе, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит, участником жилищных программ по линии Министерства обороны РФ не является (л.д.т.1 15, 53, 55, 59).

Рассматривая встречный иск ФИО3, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения исходя из следующего.

В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент вселения Бабенко с семьей в спорную квартиру) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР.

В соответствии со ст. ст. 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (ч.2 ст.105).

В силу ст. 48 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение мог быть признан недействительным в судебном порядке в случаях представления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений (часть 1)

Форма ордера от ДД.ММ.ГГГГ соответствует установленной на момент вселения семьи ФИО3 в спорную квартиру, форме ордера на служебное жилое помещение, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (приложение ).

То обстоятельство, что запись в корешке ордера о статусе жилого помещения «служебное» выполнена рукописным способом, не является основанием для признания ордера недействительным, поскольку данный Порядок запрет на заполнение бланка корешка ордера не печатным способом не содержит. При этом, доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что запись «служебное» выполнена сотрудницей войсковой части из ревности, суд считает надуманными, не подтвержденными соответствующими доказательствами.

Отсутствие письменного договора найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, как и отсутствие решения органа местного самоуправления о включении спорной квартиры в число служебных на момент вселения в нее семьи военнослужащего ФИО3, также не влечет недействительность ордера на служебное жилое помещение и не свидетельствует о возникновении права пользования квартирой на условиях социального найма, поскольку в силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей в период вселения семьи ФИО3, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения военнослужащему ФИО3, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В материалах дела такого решения об обеспечении ФИО3 жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, не имеется, напротив, жилое помещение было предоставлено ему в связи с прохождением военной службы. В отношении ФИО3 (ФИО3) О.В. решение о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма также не принималось.

В силу изложенного, отсутствие у военного городка <адрес> статуса закрытого военного городка на момент предоставления военнослужащему ФИО3 спорного жилого помещения, не влечет признание ордера от ДД.ММ.ГГГГ в части указания статуса жилого помещения «служебное» недействительным.

То обстоятельство, что ФИО3 зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги по открытому на ее имя лицевому счету, не является достаточным доказательством пользования ею указанным помещением на условиях договора социального найма.

Оснований для признания незаконным приказа заместителя Министра обороны РФ №776 от 29 августа 2019 года в части присвоения статуса служебного жилого помещения спорной квартире также не имеется.

Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила).

В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил N 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер.

В соответствии с приведенными положениями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление решения о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.

Учитывая, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, отнесение жилого помещения к специализированному фонду не порождает указанных юридических фактов, т.е. отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как отнесенного к специализированному фонду, на что ссылается представитель ответчика (истца по встречному иску) ФИО3, не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в специализированном жилом фонде.

Поскольку наниматель ФИО3 в связи с прекращением семейных отношений с ответчиком добровольно выехал из служебного жилого помещения, снявшись с регистрационного учета по данному адресу, бывший член семьи нанимателя ФИО3 не приобрела самостоятельного права пользования служебным жилым помещением, следовательно после выезда нанимателя из него, основания для сохранения за указанным ответчиком права пользования спорным жилым помещением отсутствуют.

Оснований для отнесения ответчика к категории лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения в связи с наличием гарантий, предусмотренных ст.108 Жилищного кодекса РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, также не имеется.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены: семьи военнослужащих (п.4); лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (п.6 в редакции, действовавшей до 26 июля 2004 года).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 20.07.2004 года N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР", для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу указанного Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу указанного Федерального закона, сохраняется.

Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, являющиеся малоимущими.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Учитывая, что брак супругов ФИО3 был прекращен в 2000 году, на момент введения в действие ЖК РФ (01 марта 2005 г.) ответчик ФИО3 членом семьи военнослужащего не являлась.

При этом, на момент введения в действие Федерального закона от 20.07.2004 года N 71-ФЗ, ответчик требуемого десятилетнего стажа работы в организациях Министерства обороны РФ не имела, с учетом начала работы в войсковой части 22269 в 1997 году.

Данных о том, что ответчик ФИО3 признавалась в установленном законом порядке малоимущей, материалы дела не содержат, тогда как сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, ФИО3 не относится к категории лиц, указанных в ч.2 ст.103 ЖК РФ, ст.108 ЖК РСФСР, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что она не подлежит выселению, поскольку она имеет право на отселение из закрытого военного городка с предоставлением жилого помещения, судом отклоняются.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Основное мероприятие) установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Основного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 апреля 2017 года № 217 утвержден Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающим ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его иным жилым помещением, а также утраты гражданином связи с военным ведомством.

На учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО3, а также ФИО3 не состояли. Служебная квартира была предоставлена супругу ответчика, который выехал из спорного жилого помещения после прекращения брака с ответчицей, ФИО3 не работает в войсковой части 21720 в настоящее время.

При таких обстоятельствах, ФИО3, которая не состояла на учете и не была признана нуждающейся в жилых помещениях, нельзя отнести к категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, что подтверждается отсутствием решения о включении ответчика в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Материалы дела не содержат также сведений о принятии уполномоченным органом решения об отселении граждан из закрытого военного городка <адрес>.

Кроме того, реализация права граждан на обеспечение жильем, в том числе посредством получения государственных жилищных сертификатов, носит заявительный характер. ФИО3 в обоснование встречного иска ссылается, что из-за незначительной стоимости сертификатов, несоответствующей реальной стоимости жилья, уклонялась от подачи заявления на участие в указанной программе по обеспечению жильем посредством государственных жилищных сертификатов. Доказательства того, что ранее ФИО3 с учетом членов семьи, а в последующем и сама ФИО3 принимались на учет в Екатеринославской КЭЧ в качестве лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка, суду не представлено.

На основании ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Требование о добровольном выселении ответчиком не выполнено.

Поскольку ФИО3 на военной службе и в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не находится, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, участником жилищных программ по линии Министерства обороны РФ не является, самостоятельное право пользования спорным жилым помещением не приобрела, суд приходит к выводу, что ФИО3 утратила право пользования жилым помещением по <адрес> и подлежит выселению из него.

Утрата права пользования жилым помещением, выселение являются основанием к снятию гражданина с регистрационного учета по данному жилому помещению в силу ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать ФИО3, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, утратившей право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>.

Выселить ФИО3 из жилого помещения, расположенного в <адрес>.

Обязать отдел по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» по <адрес> снять по данному адресу с регистрационного учета сведения в отношении ФИО3.

В удовлетворении встречного иска ФИО3 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Министерству обороны РФ о признании незаконным статуса служебного жилого помещения на основании записи в ордере, признании незаконным приказа заместителя Министра обороны РФ в части присвоения квартире статуса служебного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий –

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-5/2020 (2-242/2019;) ~ М-250/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского районна Амурской области
Военный прокурор Благовещенского гарнизона
ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ
Ответчики
Кузнецова (Бабиенко) Ольга Вячеславовна
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Бабиенко Николай Анатольевич
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Закутнев Александр Сергеевич
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "ЦЖКУ" Минобороны РФ по ВВО ЖКС № 7
Отдел по вопросам миграции межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Октябрьский"
Суд
Октябрьский районный суд Амурской области
Судья
Барабаш М.В.
Дело на сайте суда
oktyabrsiy--amr.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
25.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело передано в архив
20.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.06.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее