Дело № 2-4831/2017
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Екатеринбург 24.08.2017
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Ибрагимовой Э. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермякова В.М. к Пермякову А.В., 510 военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании членом семьи военнослужащего, установлении факта нахождения на иждивении, внесении записи в личное дело,
У С Т А Н О В И Л:
Пермяков В. М. к Пермякову А. В., Войсковой части 510 ВП с требованием о признании членом семьи военнослужащего.
В обосновании иска указано, что Пермяков В. М. является <***> В связи с тем, что по состоянию здоровья он не может осуществлять уход за собой, вынужден проживать вместе с семьей сына Пермякову А.В., который является военнослужащим.
Поскольку Пермяков А. В. не обеспечен служебным жильем, вся семья проживает в арендованной квартире по адресу: ***. В связи с чем, истец не имеет возможности зарегистрироваться для получения мер социальной поддержки по месту жительства.
Обращение о включении в число членов семьи военнослужащего оставлено без удовлетворения.
В связи с чем, просит суд признать его членом семьи военнослужащего Пермякову А.В., находящегося на его иждивении и внести соответствующую запись в личное дели военнослужащего.
Впоследствии, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации
Истец Пермяков В. М. в ходе выездного судебного заседания пояснил, что признание членом семьи военнослужащего необходимо для регистрации по месту жительства, и получения услуг по ОМС, поскольку в настоящее время ему необходимо постоянное медицинское сопровождение.
Ответчик Пермяков А. В. в судебном заседании пояснил, что разрешение этого вопроса необходимо для внесения записи в личное дело военнослужащего и последующей регистрацией по месту нахождения воинской части.
Представители ответчика Войсковой части 510 ВП, Министерства обороны РФ, третьи лица Военный комиссариат Свердловской области, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представили.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что Пермяков А. В. проходит службу в 510 Военном Представительстве Министерства Обороны Российской Федерации.
Истец Пермяков В. М. согласно свидетельству о рождении является отцом Пермякова А. В.
При этом, согласно представленному суду паспорту, Пермяков В. М. зарегистрирован по месту жительства в ***.
Справкой № *** от *** подтверждается факт регистрации по указанному адресу, с указанием, что с *** Пермяков В. М. находился в доме сестринского ухода, так как по состоянию здоровья ухаживать за собой не может.
Согласно пояснениям ответчика Пермякова А. В. с *** Пермяков В. М. проживает совместно с его семьей, состоящей из супруги О. несовершеннолетнего ребенка С., а также совершеннолетней дочери П. по адресу: *** ***.
Пермяков А. В. с семьей зарегистрирован по месту дислокации 510 Военное Представительство Министерства Обороны Российской Федерации – ***.
Между тем, поскольку Пермяков А. В. с семьей проживает в арендованной квартире, Пермяков В. М. не имеет невозможности зарегистрироваться по месту пребывания, что влечет невозможность получения медицинских услуг по ОМС.
Обращение Пермякова В. М. в 510 Военное Представительство Министерства Обороны Российской Федерации о включении в число членов семьи военнослужащего оставлено без удовлетворения, что вынудило истца обратиться в суд.
Принимая во внимание, что 510 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации не обладает процессуальной правоспособностью и не вправе быть ответчиком в суде, суд полагает, что надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации.
Порядок внесения сведений о членах семьи военнослужащих в их личные дела регулируется Правилами составления и ведения личных дел (Приложение N 5 к Наставлению по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 года).
К членам семьи военнослужащего, сведения о которых подлежат внесению в его личное дело, относятся лица, названные в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Запись сведений о членах семьи производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГС или решений судов.
Поскольку статья 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 N 76-ФЗ не раскрывает понятие "нахождение ни иждивение", применению при разрешении дела в силу части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит Закон Российской Федерации 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Положением статьи 31 вышеприведенного Закона предусмотрено, что, члены семьи военнослужащего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
По смыслу данной нормы под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи в данном случае получают содержание только от военнослужащего, то есть они не получают материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования.
Из указанной нормы также следует, что законодателем предусмотрено и второе условие для признания иждивения: помощь военнослужащего членам семьи является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь военнослужащего членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, носящая регулярный характер.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Данный перечень не содержит указание на родителей, следовательно в данном случае необходимо устанавливать факт нахождения на иждивении военнослужащего.
Закон не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем подпункта "б" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам необходимо руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" также разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из представленной справки СМЭ № 5386745 следует, что Пермякову В. М. установлена <***>, что также установлено в ходе выездного судебного заседания.
Согласно представленной справке 2-НДФЛ за 2017 год, сумма дохода Пермякова А. В. за 7 месяцев составила 749753,75 рублей, супруга ответчика О. будучи сотрудником ООО «Респект», за 6 месяцев 2017 года получила доход в размере 150000 рублей. Таким образом, принимая во внимание наличие несовершеннолетнего ребенка, совершеннолетней дочери, проходящей обучение в ВУЗе, а также истца, и вычета сумм за аренду квартиры, размер содержания семьи составляет по 24991,79 рублей на каждого.
При этом, в материалы дела представлена документация, подтверждающая необходимость постоянного медицинского контроля в отношении истца. Так, только в августе 2017 года на медицинское обслуживание истца затрачено 13928,30 рублей.
Пермяков В. М. является пенсионером по старости и получает пенсию в значительно меньшем размере ежемесячного дохода Пермякова А. В.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Пермяков В. М. находится на иждивении Пермякова А. В., то есть получает помощь, которая носит систематический характер и является основным и постоянным источником средств существования истца.
Таким образом, принимая во внимание, что Пермяков В. М. ведет с Пермяковым А. В. совместное хозяйство, находясь на его иждивении, суд приходит к выводу, что истец может быть признан членом семьи Пермякова А. В. в целях получения социальных гарантий.
Следовательно, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пермякова В.М. к Пермякову А.В., Министерству обороны Российской Федерации о признании членом семьи военнослужащего, установлении факта нахождения на иждивении, внесении записи в личное дело - удовлетворить.
Признать Пермякова В.М., *** года рождения, членом семьи военнослужащего Пермякову А.В.. Внести соответствующие сведения в личное дело военнослужащего Пермякову А.В..
Исковые требования Пермякова В.М. к 510 военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья подпись Е. В.Самойлова