Дело №2-2503/2014 09 июля 2014 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Гуцал М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об обязании принять на баланс автомобильные дороги, произвести их паспортизацию, зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги,
установил:
заместитель прокурора Приморской межрайонной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее - ответчик, администрация) об обязании принять в срок до <Дата> на баланс следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области: <***>, протяженностью 8 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>. Также просит обязать администрацию произвести паспортизацию каждой из перечисленных выше автомобильной дороги в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общество пользования» в срок до <Дата> и обязать в срок до <Дата> зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета требования, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования «Лявленское».
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной Приморской межрайонной прокуратурой, выявлены нарушения, связанные с отсутствием паспортов на дороги общего пользования местного значения. Постановлением главы администрации от <Дата> № <№> включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области следующие дороги: <***>, протяженностью 8 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>. Ссылаясь на положения ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 210, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), п. 10 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150, п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» просит обязать ответчика принять на баланс перечисленные выше автомобильные дороги, произвести их паспортизацию и зарегистрировать в установленном порядке на них право муниципальной собственности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета требования, на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
В ходе рассмотрения дела исполняющий обязанности заместителя прокурора Лось Д.С., действующий на основании приказа от <Дата>, поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации Долгодворова А.В., действующая на основании доверенности от <Дата>, согласилась в судебном заседании с заявленными требованиями. Пояснила, что действительно перечисленные дороги включены постановлением главы администрации в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области, однако не выполнена паспортизация на них, не оформлены эти дороги в собственность и не приняты на баланс, поскольку требуется выделение денежных средств из бюджета муниципального образования на осуществление этих действий, указанные в иске сроки считает разумными.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как полагает истец, спорные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования, находятся вне границ населенных пунктов, но в границах муниципального образования, а потому должны быть приняты на баланс муниципального образования, в отношении них должна быть произведена паспортизация, осуществлено оформление в муниципальную собственность.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», а также п. 5 ч. 2 ст. 6 Устава муниципального образования «Приморский муниципальный район» к вопросам местного значения относят дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что организация дорожной деятельности вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. При этом содержание и ремонт дорог является обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, а также лиц, которым автомобильные дороги, как объекты вещного права, переданы с целью их содержания.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации от <Дата> № <№> утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район», куда включены и следующие дороги: <***>, протяженностью 8 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>; <***>, протяженностью 6 км, идентификационный номер <№>.
Таким образом, перечисленные дороги фактически должны находиться на балансе муниципального образования «Приморский муниципальный район», что не выполнено последним.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит и оформление права собственности.
В нарушение указанных норм ответчик не выполнил возложенных на него обязательств, не принял на баланс названные дороги, не оформил в установленном порядке на них право собственности на основании постановления от <Дата> № <№>. Следовательно, в этой части требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильных дорог» раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 17 указанного закона предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», согласно подп. 4 п.9 которой определено, что в работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодром РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ № ОС-28/1270-ис от 17.03.2004.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России № 150 от 27.08.2009, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Из анализа данных норм во взаимосвязи со ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами. В связи с чем обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с требованием об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог является также законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Обязывая ответчика устранить выявленные нарушения, суд считает необходимым установить разумный срок для выполнения указанных действий, а именно: по требованию об обязании администрации принять на баланс автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов муниципального образования «Приморский муниципальный район» установить срок - до <Дата>, по требованию - об обязании администрации произвести паспортизацию каждой автомобильной дороги в соответствии с Ведомственными строительными нормами <***> «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» - до <Дата>, по требованию об обязании администрации зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области - в срок до <Дата>.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:исковые требования заместителя прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об обязании принять на баланс автомобильные дороги, произвести их паспортизацию, зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» принять в срок до <Дата> на баланс следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области:
<***>
<***>
<***>
Обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» произвести паспортизацию в соответствии с Ведомственными строительными нормами <№> «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общество пользования» в срок до <Дата> следующих автомобильных дорогиобщего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области:
<***>
<***>
<***>
Обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» в срок до <Дата> зарегистрировать в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории Приморского района Архангельской области:
<***>
<***>
<***>
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий С.В. Поликарпова