Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7312/2017 ~ М-7492/2017 от 30.10.2017

Дело №2а-7312/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.11.2017 г.Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе

судьи Е.В. Лазаревой

при секретаре А.А. Куценко

с участием

представителя административного истца Р.Ю. Тойвонена, действующего на основании доверенности от 27.10.2017

представителя административного Д.В. Черепанова, действующего на

ответчика основании доверенности от

23.01.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шоева О. А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании незаконными решений: о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 25.10.2017, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче патента от 25.10.2017 и о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации от 20.10.2017

У С Т А Н О В И Л:

Шоев О. А. (далее – истец, заявитель, мигрант) обратился в суд с требованиями к Министерству внутренних дел по Республике Карелия (далее – Министерство, ответчик государственный орган) о признании незаконными решений от:

– 20.10.2017, которым на основании пп. 1, 3 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) был сокращен срок пребывания мигранта в Российской Федерации до 20.10.2017 (далее – решение от 20.10.2017)

– 25.10.2017, которым на основании пп. 12 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ) был неразрешен въезд в Российскую Федерацию сроком до 18.10.2020 (далее – решение о неразрешении);

– 25.10.2017, которым было отказано в выдаче патента (далее – решение об отказе в выдаче патента),

указывая на допущенные нарушения порядка принятия оспариваемых решений, их несоразмерность, а также нарушение прав мигранта на уважение частной и семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации на законном основании проживает его брат.

В судебное заседание истец не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Его представитель настаивал на требованиях по доводам, подробно изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства полагал требования необоснованными.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель, родившийся ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> гражданства Российской Федерации не имеет, является гражданином Республики Таджикистан, в связи с чем в соответствие с п. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000, имеет право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Российской Федерации без виз.

Истец 02.06.2017 въехал на территорию России в целях работы по найму, однако каких-либо разрешений на право осуществления трудовой деятельности, равно как иных документов, легализующих его правовое положение и продляющих срок пребывания в Российской Федерации, им получено не было.

Постановлением от 26.07.2017 мигрант был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. (далее – постановление от 26.07.2017), данных об обжаловании которого и отмене не имеется.

Заявитель 03.09.2017 выехал с территории Российской Федерации, после чего повторно въехал в Россию 29.09.2017, где до настоящего времени пребывает. При въезде в миграционной карте и последующем уведомлении о прибытии он указал срок своего пребывания на территории России до 29.12.2017.

Истец 12.10.2017 подал заявление об оформлении патента (далее – заявление от 12.10.2017), в ходе рассмотрения которого должностными лицами Министерства 13.10.2017 были получены сведения о нарушении мигрантом режима пребывания на территории Российской Федерации, поскольку он в период с 02.06.2017 по 03.09.2017 непрерывно в течение 94 дней, а также начиная с 29.09.2017 находится на территории Российской Федерации свыше установленного срока пребывания (более 90 суток в течение периода 180 суток), чем допустил нарушение ст. 5 Закона № 115-ФЗ. По данному факту мигрант постановлением от 18.10.2017 был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 2000 руб., который был уплачен 18.10.2017.

Кроме того, установив данные обстоятельства, компетентные должностные лица Министерства 20.10.2017 на основании п. 3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ приняли решение от 20.10.2017, которым срок временного пребывания мигранта на территории Российской Федерации сокращен до 20.10.2017. С решением от 20.10.2017 административный истец был ознакомлен 24.10.2017.

Помимо этого, компетентными должностными лицами административного истца 25.10.2017 на основании пп. 12 ч. 1 ст. 27 Закона № 114-ФЗ было принято решение о неразрешении, с учетом которого в этот же день на основании п. 9.1 ст. 18 Закона № 115-ФЗ было принято решение об отказе в выдаче патента.

Копии решений о неразрешении и об отказе в выдаче патента были получены административным истцом 26.10.2017, а с настоящим административным иском он лично обратился в суд 30.10.2017.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствие с ч. 3 ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, порядок принятия которого и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 12 части первой статьи 27 Закона № 114 ФЗ установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации в случае, если он в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Указанное нормативное предписание соотносится с абз. 1 и 2 п. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ и, по сути, является мерой реагирования со стороны государства в связи с существенным неуважением мигранта к указанным требованиям миграционного законодательства, установленным федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Во исполнение предписания ч. 3 ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 № 12 утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – Правила № 12), согласно п. 2 которого решение о неразрешении въезда принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств, который, имея ввиду факт выявления 13.10.2017 нарушения срока выезда в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации, при вынесении решения о неразрешении не пропущен.

Поскольку мигрант в период с 02.06.2017 по 03.09.2017 находился в Российской Федерации в течение 94 суток в течение любого периода в сто восемьдесят суток, полностью включающего указанный период, чем нарушил установленное абз. 1 и 2 п. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ ограничение, после чего, выехав с территории Российской Федерации, 29.09.2017 вновь въехал в Россию, у Министерства, установившего данный факт в ходе проведения проверки по заявлению от 12.10.2017, имелись фактические и правовые основания для принятия решения о неразрешении.

Вопреки утверждению истца, положения ст. 27 Закона № 114-ФЗ (в отличие от ст. 26), исходя из своего буквального содержания обязывают компетентный орган принять решение о неразрешении, что следует и из ч. 3 ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ.

Решая вопрос о соблюдении порядка принятия решения о неразрешении, суд приходит к выводу, что оно принято компетентным органом (п. 1 Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 № 12), в порядке, предусмотренном пп. 1 и 2 Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного Приказом ФМС России от 02.06.2015 № 284 (далее – Порядок № 284), принятым во исполнение предписаний п. 8 Правил № 12).

Решая вопрос о законности оспариваемого решения в аспекте заявленных в качестве основания административного иска нарушения права мигранта на уважение частной и семейной жизни, суд отмечает следующие обстоятельства.

Ни на момент принятия решения о неразрешении, ни на момент рассмотрения настоящего дела, обстоятельства, являющиеся основанием для применения положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) истцом в надлежащей форме не доказаны (ч. 2 ст. 62 КАС РФ), поскольку отчество заявителя и Шоева В.А., в том числе, в документах, оформленных на русском языке властями Республики Таджикистан, имеют различия. Документы (копии свидетельств о рождении) как истца, так и лица, указываемого им в качестве родного брата, не представлены.

Кроме того, суд отмечает, что большая часть родственников заявителя живет на родине, а лицо, указываемое им в качестве брата, зарегистрировано и состоит на миграционном учете в Республике Саха (Якутия).

Вместе с тем, истец обратился за выдачей патента в Республике Карелия, что само по себе (в том числе, с учетом абз. 17 ст. 2 Закона № 115-ФЗ) обязывает мигранта осуществлять трудовую деятельность только на территории Республики Карелия, имея ввиду и то обстоятельство, что патент, в первую очередь, предоставляет право временно осуществлять трудовую деятельность, лишь следствием чего в силу абз. 2 п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ является продление срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия патента.

Указанное само по себе свидетельствует не только о раздельном проживании истца и лица, указываемого им в качестве брата, но и на расстоянии, значительно большем, чем расстояние от родины заявителя до места жительства Шоева В.А. и, как следствие, отсутствие между ними тесных семейных уз, защищаемых ст. 8 Конвенции. Это же явствует из того обстоятельства, что лицо, указываемое заявителем в качестве брата, с 30.12.2013 имеет вид на жительство в Российской Федерации, проживая в Республике Саха (Якутия), тогда как лишь по 2014 г. истец состоял на миграционном учете в указанном субъекте, а с 2015 г. – в Республике Карелия.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности факта наличия тесных семейных уз с лицом, указываемым им в качестве брата.

Однако даже наличие родственных отношений с Шоевым В.А., а также семейных уз с ним (притом, что срок вида на жительства у него истекает 30.12.2018) не может являться безусловным основанием для отмены решения о неразрешении, имея ввиду как продолжительность нарушения требований абз. 1 и 2 п. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ, так и сведения, характеризующие личность заявителя.

Истец на момент принятия решения о неразрешении, вступившим в законную силу постановлением от 26.07.2017 уже был привлечен к ответственности за нарушение порядка осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что свидетельствует о грубом игнорировании заявителем требований миграционного законодательства, нелояльности к правопорядку Российской Федерации и, как следствие, соразмерности указанного решения, в том числе, применительно к правовой позиции, содержащейся в п. 5.1 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 № 5-П.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что Министерством неверно определен срок, на который мигранту неразрешен въезд в Российскую Федерацию решением о неразрешении (до 18.10.2020), тогда как в соответствие с буквальным предписанием п. 12 ч. 1 ст. 27 Закона № 114-ФЗ таковым (с учетом выезда из Российской Федерации 03.09.2017) является 03.09.2020, в связи с чем решение о неразрешении подлежит изменению.

Решая вопрос о разумности указанного срока, суд также отмечает как факт привлечения мигранта к административной ответственности по постановлениям от 26.07.2017 и 18.10.2017, так и положения п. 11 ч. 1 ст. 27 Закона № 114-ФЗ, в силу которого въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности, в случае, если он неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

С учетом взаимосвязанных положений пп. 2 п. 22 ст. 13.3, п. 9.1 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, решение об отказе в выдаче патента, как производное от решение о неразрешении, является законным, а с учетом вышеизложенных обстоятельств, соразмерным допущенным заявителем нарушениям миграционных правил.

В соответствие с взаимосвязанными положениями абз. 1 и 2 п. 1, п. 2-4 ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания мигранта, не превышающий девяносто суток (в том числе, суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, а в случае непрерывного срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток) в отсутствие оснований для его продления может быть сокращен в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом на основании решения, принимаемым территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и установлен Приказом Федеральной Миграционной службы от 29.06.2015 № 321 (далее приказ № 321), распространяющего свое действие на Министерство внутренних дел РФ в силу п. 2 ч. 1 ст. 35 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Согласно приказу № 321 срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях (п. 14), если: иностранный гражданин превысил срок пребывания в Российской Федерации в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток (п. 14.1), а также в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26, 27 Закона № 114-ФЗ (п. 14.2).

В силу п. 15 приказа № 321 решение о сокращении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктами 14.1 - 14.5 Порядка.

Суд приходит к выводу, что само по себе то обстоятельство, что указанный срок истек 18.10.2017, а решение было вынесено 20.10.2017, не свидетельствует о его незаконности, поскольку указанный не является пресекательным, а организационным.

Кроме того, судом учитывается, что решение от 20.10.2017 в настоящее время не нарушает права заявителя, поскольку следствием его принятия в силу пп. 1 и 3 ст. 31 Закона № 115-ФЗ является обязанность иностранного гражданина выехать из Российской Федерации в течение трех дней, а в случае неисполнения указанной обязанности – он подлежит депортации.

Вместе с тем, в силу взаимосвязанных положений чч. 4 и 5 ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ и пп. 1 и 3 ст. 31 Закона № 115-ФЗ следствием принятия решения о неразрешении являются те же правовые последствия.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что после ознакомления с решением о неразрешении истец находится в том же правовом положении, что и после ознакомления с решением от 20.10.2017, последнее самостоятельно какие-либо иные права заявителя не нарушает, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в части указанного решения, поскольку отсутствует совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств.

Так как о принятии оспариваемых решений истец был уведомлен 24.10.2017 и 26.10.2017, а в суд обратился 30.10.2017, им не пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.

Меры предварительной защиты, принятые определением от 30.10.2017, подлежат сохранению до вступления настоящего решения в законную силу.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом следует отнести на истца в полном объеме, поскольку, несмотря на изменение, вносимые судом, в решение от 20.10.2017 года, полностью указанное решение не отменяется, а в удовлетворении остальных требований судом принимается решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Изменить срок неразрешения въезда, указанный в решения Министерства внутренних дел по Республике Карелия от 25.10.2017 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Шоева О. А., с указанного «18.10.2020 года» на «03.09.2020 года».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2017

Последний день подачи апелляционной жалобы – 28.12.2017

2а-7312/2017 ~ М-7492/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шоев Оятулло Алоевич
Ответчики
МВД по РК
Другие
Тойвонен Роман Юрьевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
30.10.2017Регистрация административного искового заявления
30.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2017Дело оформлено
09.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее