дело № 2- 920/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 17 июля 2019 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска» к Печерской ФИО7 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с указанным иском, Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Енисейска» (далее – КГКУ «ЦЗН г. Енисейска») просит взыскать с Печерской Н.А. денежные средства в размере
76440 рублей, предоставленные ей по договору «О предоставлении единовременной финансовой помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств краевого бюджета, для организации предпринимательской деятельности в виде «Создание свинофермы».
Требования мотивированы тем, что указанная финансовая помощь предоставлена ответчику в соответствии с «Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службызанятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении», утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 г. № 429-п.
В соответствии с п. 2.1.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи», заключенного с Печерской Н.А., не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет гражданина, гражданину необходимо представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
Специалисты центра занятости неоднократно звонили ответчику, чтобы предупредить о том, что срок предоставления отчетных документов истекает ДД.ММ.ГГГГ, Печерская Н.А. обещала вернуть финансовую помощь в январе 2019 г., но не вернула, перестала отвечать на телефонные звонки, либо телефон был недоступен.
Заказным письмом ей было направлено уведомление «О возврате единовременной финансовой помощи», согласно которого ответчик должен добровольно вернуть финансовые средства в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, в противном случае они будут взысканы в судебном порядке.
До настоящего времени ответчик в центре занятости не появилась, финансовые средства не возвращены, отчетные документы не представлены.
В соответствии с п.п. «б» п.3.1 договора «О предоставлении единовременной финансовой помощи» гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
Истец КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Заместитель директора Алимова Т.В. просила о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представила соответствующее заявление.
Ответчик Печерская Н.А., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, сведений о причине неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, возражений относительно заявленных требований не представила.
Учитывая, что ответчик Печерская Н.А. о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В соответствии со ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Установление порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 01.12.2011 г. N 13-6604"О содействии занятости населения в Красноярском крае", относится к полномочиям Правительства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 г. N 429, утвержден Порядок, условия, размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, условия ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи.
Предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п.1.2). Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в течение 5 лет. (п.1.3).
В соответствии с п. 2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются в следующих размерах:
единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края; единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
Единовременная финансовая помощь предоставляется получателю на основании договора, заключаемого между центром занятости населения и получателем. Договор оформляется центром занятости населения в 2-х экземплярах, один из которых направляется получателю для рассмотрения. В случае отсутствия у получателя замечаний к тексту договора договор заключается в течение 10 дней со дня получения центром занятости населения положительного экспертного заключения по бизнес-плану.
В договор включается условие, устанавливающее обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.5).
Получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.6). После регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек) (п. 2.7).
Выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащие сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности, запрашиваются центром занятости населения в Федеральной налоговой службе либо предоставляются по желанию получателя. Если с даты внесения записи о государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ не истекли 30 календарных дней, центр занятости населения не позднее 10 календарных дней издает приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам.
Согласно п. 2.8 Порядка единовременная финансовая помощь перечисляется получателю на лицевой счет, открытый в кредитной организации Российской Федерации, при поступлении из Федеральной налоговой службы выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащей сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности или ее предоставлении получателем, на основании приказа центра занятости населения и не позднее 15 календарных дней с момента его принятия.
Подпунктом 5 пункта 4.1 Постановления Правительства Красноярского края установлено, что в случае фактического неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ "Центр занятости населения г. Енисейска" и Печерской Н.А. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи №, предметом которого является предоставление Печерской Н.А. финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 77240 руб.
По условиям договора Печерская Н.А. приняла на себя обязательство в течение
30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном им бизнес-плане – ОКВЭД 01.46.1 – «Создание свинофермы» и представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ, а также документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации по указанному виду деятельности; произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электро-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса); не позднее 90 календарных дней, с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, представить в ЦЗН копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ, расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (пп. 2.1.1 - 2.1.4).
В свою очередь, Центр занятости населения обязался не позднее 10-ти календарных дней после предоставления Печерской Н.А. в Центр занятости населения или поступления из ФНС выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, издать приказ о выплате единовременной финансовой помощи, с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо фермерского хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам; не позднее 15-ти календарных дней с момента издания приказа о выплате единовременной финансовой помощи перечислить на лицевой счет Печерской Н.А., единовременную финансовую помощь за счёт средств краевого бюджета, в размерах, указанных в приказе (пункты 2.2.1-2.2.2).
ДД.ММ.ГГГГ директором КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» ФИО4, был издан приказ №Ф14/1806 о предоставлении Печерской Н.А. единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 76440 руб. Одновременно с этим, также издан приказ №Ф15/1806 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов для советующей государственной регистрации в размере 800 рублей. С данными приказами Печерская Н.А. была ознакомлена и согласна.
Во исполнение принятых на себя обязательств КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» ДД.ММ.ГГГГ перечислило на лицевой счет Печерской Н.А. денежные средства в общем размере 77240 рублей, их которых: 76440 руб. - в качестве единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и 800 рублей – как единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, что подтверждено копиями платежных поручений № и №.
Согласно п.п. "б" п. 3.1 договора Печерская Н.А. обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей усматривается, что Печерская Н.А. зарегистрирована в МИФНС России № по <адрес> качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом ее экономической деятельности является деятельность по выращиванию и разведению свиней по коду ОКВЭД – 01.46.1.
Между тем, свои обязательства по предоставлению копий документов, указанных в п. 2.1.4 договора, подтверждающих целевое расходование полученной финансовой помощи в течение 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на ее лицевой счет, Печерская Н.А. до настоящего времени не исполнила, обратного в материалы дела не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заказным письмом было направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи (исх. №).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признаёт установленным факт того, что Печерская Н.А., получив единовременную финансовую помощь для осуществления предпринимательской деятельности «Создание свинофермы» в сумме 76440 руб., в нарушение условий договора не представила документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что единовременная финансовая помощь предоставляется из краевого бюджета в целях реализации мероприятий, направленных на защиту граждан от безработицы, а Печерская Н.А. в нарушение условий договора не представила документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи, суд приходит к выводу, что единовременная финансовая помощь, предоставленная Печерской Н.А. в размере 76440 руб., подлежит возврату в бюджет Красноярского края.
Требование о взыскании с ответчика денежных средств, предоставленных на подготовку документов для соответствующей регистрации, в размере 800 руб., истцом не заявлено.
Согласно пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиковосвобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчика Печерской Н.А. в доход бюджета муниципального образования
г. Енисейска подлежит взысканию государственная пошлина размере 2493 руб. 20 коп.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска», удовлетворить.
Взыскать с Печерской ФИО8 в пользу бюджета Красноярского края сумму единовременной помощи 76440 рублей (семьдесят шесть тысяч четыреста сорок) рублей.
Взыскать с Печерской ФИО9 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2493 рубля 20 копеек.
Ответчик вправе подать в Енисейский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 г.
Судья Н.М. Ларионова