Дело № 2 – 484/ 2014 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2014 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего 564 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, капитана Рощенко А.А. об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу»), связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Рощенко А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанные с отказом в выплате денежной компенсации за наём жилого помещения, обязав ФКУ «УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» выплатить указанную компенсацию за период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года из расчета 3600 рублей за каждый месяц.
Одновременно Рощенко А.А. просил суд обязать ответчика возместить расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 01 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены начальник 1059 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации и начальник территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебное заседание заявитель Рощенко А.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не прибыл, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
Начальник ФКУ «УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», начальник 1059 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации и начальник территориального отделения по Архангельской области –
г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не прибыли, своих представителей не направили, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известили. Начальник территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в письменных возражениях пояснил, что Рощенко А.А. в период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по месту службы, такое заявление поступило от заявителя 03 апреля 2014 года и уведомлением от 13 мая 2014 года он был включен в список нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения службы в городе Северодвинске Архангельской области с 03 апреля 2014 года.
Суд, в соответствии со ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрел при имеющейся явке.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к следующим выводам.
По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в статье 15 которого закреплены основы государственной политики в области жилищного обеспечения военнослужащих.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты указанной компенсации и ее размер определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Пунктом 2 указанного постановления Правительства установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при условии, если совместно с военнослужащим проживают 3 и более членов семьи.
На основании пункта 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №909, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года №235 (далее Инструкция) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.
Из пункта 14 Инструкции, следует, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются:
- дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания);- наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение;
- обязательство сообщить командиру воинской части о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 в данном военном ведомстве после 9 ноября 2010 года установлен порядок обеспечения жильем военнослужащих, согласно которому деятельность жилищных комиссий воинских частей не предусмотрена, а разрешение жилищных вопросов и ведение Единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включение военнослужащих в список на предоставление служебных жилых помещений и предоставление военнослужащим служебных жилых помещений отнесено к исключительной компетенции иного уполномоченного органа Министерства обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года №1550 утверждена «Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», согласно которой таким уполномоченным органом определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
При этом на территории Архангельской области указанный уполномоченный орган осуществляет свои полномочия через свое структурное подразделение - территориальное отделение по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
В соответствии с п.2 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа.
Следовательно, в силу вышеперечисленных правовых актов руководитель территориального отделения по Архангельской области – город Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ наделен полномочиями и вправе рассматривать вопрос о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, а также служебных жилых помещений и предоставлении этих жилых помещений военнослужащим и, соответственно, основанием для предоставления жилого помещения (в т.ч. служебного) военнослужащим Министерства обороны РФ является решение данного уполномоченного органа.
Таким образом, вышеуказанные нормативные акты предусматривают ряд условий, при которых военнослужащим может выплачиваться вышеуказанная компенсация. К таким условиям относится: прибытие военнослужащего и членов его семьи на новое место военной службы, отсутствие у них по новому месту службы жилых помещений для постоянного или временного проживания, признание их нуждающимися в получении таких жилых помещений и отсутствие возможности у командования предоставить служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из материалов дела усматривается, что Рощенко А.А. проходил военную службу по контракту в 1059 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированном в городе Северодвинске Архангельской области.
В период с 04 марта 2013 года по 30 июня 2014 года заявитель нанимал жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данные факты подтверждаются договором найма жилого помещения от 04 марта 2013 года, заключенного между Рощенко А.А. и Устименко М.К.
Приказом начальника 1059 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации № 117 от 03 июля 2014 года, заявителю установлена выплата денежной компенсации за наём жилого помещения за период 04 марта 2013 года по 30 июня 2014 года в размере 3600 рублей за каждый из месяцев.
Однако выплата Рощенко А.А. денежной компенсации за наем жилья в период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года не была произведена. При этом 31 июля 2014 года ответчиком направлен отказ в выплате компенсации за наём жилого помещения за указанный период времени с указанием в качестве причины отказа в выплате на то, что Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, введённой в действие приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235 не предусмотрена выплата денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим, не состоящим в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Поскольку заявитель был включен в указанный список с 03 апреля 2014 года, оснований для выплаты компенсации за наем жилья за период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года не имеется.
Согласно ответу на запрос суда начальника 1059 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации
№ 1059/1744ф от 29 сентября 2014 года, а также ответу на запрос суда начальника территориального отделения по Архангельской области –
г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 29-12/2943 от 26 сен6тября 2014 года, Рощенко А.А. включен в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения с 03 апреля 2014 года. В период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года заявитель на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения не состоял.
Поскольку в судебном заседании было установлено, что Рощенко А.А. уполномоченным органом в период прохождения военной службы с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, то есть он не был внесен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280, предусмотренное законодательством обязательное условие о возможности выплаты заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения в период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года у Рощенко А.А. не возникло.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что законных оснований для выплаты заявителю денежной компенсации с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года не имеется, а требования Рощенко А.А. не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований заявителя судом отказано, основания для возмещения Рощенко А.А. судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Рощенко А.А. об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанных с отказом в выплате компенсации за наём жилого помещения за период с 04 марта 2013 года по 02 апреля 2014 года, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу – судья (подпись) М.В. Феоктистов
Верно:
Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
08.10.2014