Дело № 2 – 709/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Канске и Канском районе Красноярского края об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с исковым заявлением Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Канске и Канском районе Красноярского края с требованием о перерасчете размера страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что в ноябре 2014 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, при сдаче документов истец не предъявила, среди прочих документов, справку о её заработной плате в период работы в ОАО «Кантекс» с 1989 по 1993 гг., поскольку специалист, принимавший от неё документы, пояснил, что указанная справка не нужна для расчета пенсии. Летом 2017 г. истец узнала, что расчет размера её страховой пенсии сотрудниками ответчика произведен неверно, и, по предъявлении указанной выше справки, ей был произведен перерасчет, но с ДД.ММ.ГГГГ, в перерасчете пенсии за период с ноября 2014 г. по июня 2017 г. ей было отказано. На основании изложенного, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии за период с ноября 2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ, на основании сведений о её заработной плате в ОАО «Кантекс» в период работы с 1989 г. по 1993 г. включительно.
Материальный истец ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что перед подачей заявления в Пенсионный фонд о назначении пенсии, она обратилась к ответчику за предварительным анализом своих прав в части пенсионных отчислений, при этом, сотрудником Пенсионного фонда, на основании имеющихся у неё документов, и данных, имеющихся в Пенсионном фонде, ей было разъяснено, что справку о размере ее заработной платы в период работы в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г. ей предоставлять не нужно, поскольку пенсия будет хорошая в любом случае, все необходимые данные есть в базе.
По этой причине, ФИО6 только летом 2017 г., встретив бывшую коллегу по работе в ОАО «Кантекс», узнала, что пенсия у той больше, чем у неё, что послужило для истицы поводом для обращения в Пенсионный фонд с просьбой пересчитать размер пенсии, при этом, с учетом представленной справки о размере ее заработной платы в период работы в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г., она была пересчитана, но не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, с чем истица не согласна, и что послужило причиной обращения в суд с указанным иском.
Представитель истца – адвокат Канского филиала КрККА Казаков В.П. (на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании заявленные исковые требования также подержал в полном объеме, ссылаясь на то, что обязанность по истребованию указанной справки от ФИО6 лежала на сотрудниках Пенсионного фонда при принятии ими документов и заявления о назначении пенсии в 2014 г., не отрицая факт того, что справка, как таковая, в принципе не представлялась истицей при подаче документов на назначение пенсии, вместе с тем, полагал, что согласно действующему законодательству, в частности, регламентирующему деятельность Пенсионного фонда при принятии документов от граждан в целях назначении им пенсии, это не умаляет вины ответчика, в связи с чем полагает законными и обоснованными требования истицы в части перерасчета пенсии не с ДД.ММ.ГГГГ, а с момента первоначального назначения ФИО6 пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ).
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края Груне Н.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), суду пояснила, что исковые требования ответчик не признает, назначение пенсии, равно как и пересчет пенсии, носят заявительный характер, непредставление спорной справки на момент обращения за назначением пенсии в 2014 г. со стороны ФИО6 являлось её волеизъявлением, что подтверждается тем, что указанную справку истица не приложила к документам, передаваемых ею при назначении пенсии.
При этом, ничем со стороны истца не доказано, что ей от сотрудников Пенсионного фонда были даны категоричные рекомендации относительно отсутствия необходимости в предоставлении указанной справки, база Пенсионного фонда содержит данные лицевых счетов, начиная с 1998 г., информация относительно иных периодов подтверждается другими способами, в том числе, и справками о заработной плате, оформленным надлежащим образом, ФИО6 в системе государственного пенсионного страхования зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, сведения за 1989 – 1993 г. туда не вносились, это известно всем сотрудникам пенсионного органа, в связи с чем пояснения ФИО6 о том, что ей при консультировании сообщили, что вся необходимая информация имеется в базе данных Пенсионного фонда, не соответствует действительности.
Суд, выслушав участников процесса, в том числе, свидетельские показания сотрудника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Канске и Канском районе Красноярского края Толкачевой Е.А., пояснившей, что до принятии заявления от ФИО6 в ноябре 2014 г., она занималась подготовкой макета решения в отношении её пенсионных прав, работая при этом с документами, представленными ФИО6, которые в полном объеме в сканированном виде имелись в деле ФИО6, и среди которых указанной справки не было, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Исходя из ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе. Данное положение также содержится в ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015 года) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу пп. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ при установлении ему трудовой пенсии.
В силу п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 года № 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно п.п.8 ст. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В настоящее время, в связи с изменением порядка определения размера страховой пенсии по старости указанный перечень предусмотрен Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных услуг, положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа - документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
Согласно п. п. 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. приказом Министерства труда и социального развития РФ от 17.11.2014 г.а № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Аналогичные положения содержались в пункте 28 Правил обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, и утративших силу с 01.01.2015 года.
По смыслу закона, эти Правила не ущемляют пенсионные права граждан, напротив, закрепленный в указанной норме срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее перерасчете, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии.
Как установлено в судебном заседании, в ноябре 2014 г. ФИО6 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, решением УПФР в г. Канске и Канском районе № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении ФИО6 трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в размере 10 253,14 руб., с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно. При этом, расчетный размер пенсии истца был определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как более выгодный вариант.
При обращении за назначением пенсии, ФИО6 предоставила все необходимые, по её мнению, документы для назначения и расчета пенсии, справка о ее заработной плате в период работы в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г. в комплект данных документов истцом приложены не была, что подтверждается копией расписки-уведомления о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32). Довод стороны истца, что при предварительном анализе имеющихся документов, сотрудник Пенсионного фонда пояснила, что данная справка не нужна для расчета размера начисляемой пенсии и не повлияет на размер пенсии, и именно поэтому ФИО6 указанную справку не стала прикладывать к документам, представленным для назначения пенсии, за отсутствием надлежащих и достоверных доказательств этого, судом не принимается.
Кроме того, даже при вероятности такого факта, при наличии указанной справки на руках у ФИО6, никто не препятствовал ей в приложении указанной справки к испрашиваемым документам при подаче заявления о назначении пенсии, доказательств того, что в отношении указанной справки имел место быть факт именно отказа в её принятии, как при предварительном консультировании сотрудниками пенсионного органа, так и при официальном обращении ФИО6 за назначением ей пенсии, материалы дела не содержат.
Факт того, что указанная справка, датированная 2002 г., именно с этого времени находилась в наличии у ФИО6, выводов суда не опровергает, поскольку свидетельствует лишь о том, что в 2002 г., обратившись в архив ОАО «Кантекс», ФИО6 указанную справку получила на руки, и с этого момента она находилась в распоряжении истицы.
Летом 2017 г. ФИО6 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, представив справку о размере заработной платы в период работы в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г. Перерасчет пенсии был произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ, пенсия была увеличена на 2 518 рублей 34 копейки, таким образом, свое право на перерасчет размера пенсии, при предоставлении обосновывающих это право документов, ФИО6 было реализовано, при этом, в перерасчете пенсии за период с ноября 2014 г. по июнь 2017 г., истице было отказано
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также руководствуясь приведенными положениями закона суд полагает, что требование истца о перерасчете размера пенсии с более ранней даты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании соответственно невыплаченной пенсии за указанный период, являются необоснованным по следующим основаниям.
При назначении истцу соответствующей пенсии Пенсионный фонд располагал всеми необходимыми документами для принятия положительного решения о назначении. В дальнейшем перерасчет размера пенсии был связан с получением дополнительных сведений о заработной плате истца. Право на перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер. При этом, Пенсионному фонду должны быть предоставлены документы, свидетельствующие о наличии оснований для перерасчета. В соответствии с изложенными требованиями закона, ответчик производил перерасчет размера пенсии ФИО6 в сторону увеличения с первого числа месяца, следующего за тем, в котором поступили указанные документы, как основание для перерасчета, о чем в адрес ФИО6 были даны соответствующие разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на поступившие от неё обращения (л.д. 31 – 35).
Как уже упоминалось выше, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что расчет пенсии при ее назначении впервые был произведен ответчиком на основании представленных ФИО6 документов. Перерасчет размера назначенной пенсии был произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства с первого числа месяца, следующего за месяцев, в котором последовало обращение, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете размера пенсии до июня 2017 года истец не обращалась, без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может, поэтому предусмотренных законом условий для перерасчета размера страховой пенсии за период с 24.11.2014 г. по 30.06.2017 г., с учетом справок о заработной плате за период работы истицы в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г., у суда не имеется. Доводы истца о том, что изначально расчет пенсии был произведен неверно, суд считает не состоятельными, поскольку обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии. При обращении за назначением пенсии по старости в 2014 г., истица не предоставляла сведения о размере полученного ею заработка в период в ОАО «Кантекс» с 1989 г. по 1993 г., и не просила назначить пенсию, исходя из заработка за 60 любых месяцев подряд, с учетом именно этой справки. По этим же причинам ссылка стороны истца на ненадлежащее исполнение сотрудниками пенсионного органа п. 8. Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 № 1521н (действовавшем до 08.12.2014 г.), согласно которому при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам приема и регистрации заявлений об установлении пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять информацию по вопросам, в том числе, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы приема и регистрации заявлений об установлении пенсий; о перечне документов, необходимых для установления пенсии; о сроках приема и регистрации заявлений об установлении пенсий; об основаниях отказа в приеме заявления о перерасчете пенсии; чего в случае с ФИО6 не имело место быть, судом также не принимается во внимание.
Из анализа указанных положений закона следует, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно, определяется день и период перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета, а также обязательно должна быть установлена вина органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в несвоевременной выплате пенсионеру причитающихся сумм. Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением, т.е., заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
С учетом изложенного, суд считает, что поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что истица ФИО6, получая в 2002 г. в архиве бывшего работодателя спорную справку, уже тогда определила для себя необходимость наличия у себя указанных сведений, вместе с тем, данный документ, в принятии которого ей никто по сути не отказывал, она представила в пенсионный орган только в июне 2017 г., при этом, уважительных причин невозможности представить спорный документ ранее указанного срока, в 2014 г., при первичном обращении за назначением пенсии, судом не установлено, убедительных доказательств, что имела место недоработка сотрудников пенсионного органа при консультировании и принятии документов от ФИО6 в 2014 г., суду также не представлено, перерасчет пенсии обоснованно произведен с ДД.ММ.ГГГГ, по факту обращения с соответствующим заявлением и документами, его обосновывающими.
На основании всего изложенного, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО6 о перерасчете пенсии с даты ее назначения – с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Канске и Канском районе Красноярского края об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23 марта 2018 года.
Судья А.М. Блошкина