УИД 10RS0011-01-2021-013619-05
(Дело №5-6159/2021)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 августа 2021 года город Петрозаводск
(Резолютивная часть вынесена и оглашена 11.08.2021)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Карелия «Ресурсный центр развития дополнительного образования» (далее – ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования», Учреждение), <данные изъяты>,
установил:
В период с 09.07.2021 по 15.07.2021 при проведении плановой выездной проверки ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» по адресу: <адрес> выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в части пп.пп. «а», «д» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение), а именно:
1. в нарушение п.п.«а» п.7 Положения здание, используемое Учреждением для осуществления образовательной деятельности по адресу: 185035<адрес> не принадлежит Учреждению на праве собственности или ином законном основании (представлено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 27 января 2014 года №, выданное государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Республики Карелия «Республиканский детский эколого-биологический центр имени Кима Андреева», не переоформленное после процедуры реорганизации, завершенной 26 декабря 2018 года);
2. в нарушение п.п.«д» п.7 Положения отсутствует санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии здания, используемого Учреждением для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> (заключение № от 07.04.2016, выданное государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Республики Карелия «Республиканский детский эколого-биологический центр имени Кима Андреева», не переоформлено после процедуры реорганизации, завершенной 26 декабря 2018 года).
Законный представитель ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» Начинова С.И. в судебном заседании вину во вменяемом правонарушении не признала, указав, что принадлежность здания Учреждению подтверждается выпиской из ЕГРН, выписку административный орган не истребовал, санитарно-эпидемиологическое заключение было переоформлено 21.07.2021 после составления протокола об административном правонарушении.
Министерство образования и спорта Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Региня Е.Н. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав законного представителя Учреждения, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности» утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
Согласно п.7 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию (п.п. «а»); наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию (п.п. «д»).
На основании пункта 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года № 224, санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению, в том числе в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица на основании заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения. При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.
Согласно протоколу об административном правонарушении при осуществлении образовательной деятельности ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» допущены нарушения лицензионных требований: 1) в нарушение п.п.«а» п.7 Положения здание, используемое Учреждением для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> не принадлежит Учреждению на праве собственности или ином законном основании; 2) в нарушение п.п.«д» п.7 Положения отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии здания, используемого Учреждением для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, судья исключает из объема обвинения нарушение Учреждением п.п.«а» п.7 Положения, указанное в п.1 протокола, в части отсутствия правоустанавливающих документов на здание, расположенное по адресу: <адрес>, учитывая представленную законным представителем Учреждения в судебное заседание выписку из ЕГРН, согласно которой указанное здание с 11.04.2019 принадлежит Учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 9 Положения под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.п. «а» - «ж» п. 7 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно ч. 11 ст. 19 ФЗ № 99 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Установленное нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), относится к грубому, поскольку повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Виновность юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения, указанного в п.2 протокола об административном правонарушении, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 15 июля 2021 года, актом выездной плановой проверки №75 от 15.07.2021, решением о проведении выездной плановой проверки №757 от 06.07.2021, выпиской из ЕГРЮЛ, заявлением о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения от 20.07.2021, копией санитарно-эпидемиологического заключения от 21.07.2021, и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков, влекущих недопустимость его использования в процессе доказывания, не содержит.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Уважительных причин, не позволивших ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» соблюсти установленные законом правила и нормы, по делу не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не выявлено.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Данные, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения с учетом общественной опасности допущенного нарушения, которое относится к грубому нарушению требований лицензии, отсутствуют.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и последствия совершенного правонарушения, его обстоятельства, к смягчающим обстоятельствам относит устранение выявленного нарушения, отягчающих ответственность обстоятельств не усматривает, принимает во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, осуществляет обслуживание населения, и приходит к выводу о том, что в отношении ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования» следует применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица судья не усматривает, полагая, что цели наказания возможно достичь путем назначения наказания в виде штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Карелия «Ресурсный центр развития дополнительного образования» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: 40101810500000001901 в Операционный Департамент Банка России г.Москва, 701, ИНН 7701537808, КПП 770201001, БИК 044501002, ОГРН 1047796344111, ОКПО 00083397, ОКОГУ 13242, ОКТМО 45379000, Код дохода (КБК) 07711601191010020140.
При уплате административного штрафа следует представить платежное поручение об оплате в Петрозаводский городской суд, отдел обеспечения судопроизводства по административным делам (185910 г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен