Дело № 5-22/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Краснотуранск 15 мая 2020 года
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт А.А., изучив материал и протокол об административном правонарушении в отношении Анохина Сергея Александровича, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
15 мая 2020 г. в Краснотуранский районный суд Красноярского края для рассмотрения и принятия решения по существу поступил протокол № об административном правонарушении с прилагаемыми материалами в отношении Анохина Сергея Александровича, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно положению п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящегоКодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Пунктом 1 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо обязано предоставить возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, воспользоваться правами, предоставленными ему ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе по даче каких-либо объяснений по обстоятельствам административного правонарушения по факту которого составляется протокол об административном правонарушении или воспользоваться правами предоставленными, в том числе ст. 51 Конституции Российской Федерации и отказаться свидетельствовать против себя лично.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении было установлено, что при составлении 12.05.2020 г. старшим ОУУП и ПДН МО МВД России «Краснотуранский» м-ом полиции Леонтьевым Е.А. протокола № об административном правонарушении в отношении Анохина Сергея Александровича, должностным лицом последнему не была предоставлена возможность дать какие-либо пояснения по обстоятельствам дела, что следует как из самого вышеуказанного протокола об административном правонарушении, где в графе «Объяснения лица …..» указано :»Объяснение на отдельном листе» и отсутствует подпись Анохина С.А., при этом отсутствуют иные записи, в том числе о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности отказалось от дачи каких-либо пояснений, а также из прилагаемых к протоколу материалов, в частности имеется светокопии объяснений Анохина С.А., данных 13.04.2020 г. (то есть до момента составления вышеуказанного протокола об административном правонарушении) иному должностному лицу.
Кроме того частью 2 ст. 28.8 КоАП РФ предусмотрено, что протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу абзаца 2 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, должно быть осуществлено судьей в день поступления такого материала в суд и только с личным участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и при наличии составленного в отношении данного лица протокола об административном правонарушении.
Статьей 6.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Как следует из представленных на рассмотрение суда материалов, лицо, привлекаемое к административной ответственности в Краснотуранский районный суд Красноярского края одновременно с протоколом об административном правонарушении не представлюсь. При этом отсутствуют сведения о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности (Анохину С.А.) должностным лицом, составившим протокол № об административном правонарушении были реализованы требования положений п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ и п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, суд лишен возможности вынесения в отношении Анохина С.А. постановления предусмотренного в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по итогам рассмотрения административного материала по существу, прихожу к выводу о том, что административным органом при направлении материала об административном правонарушении в суд ненадлежащим и неполным образом составлены материалы дела, поскольку в них отсутствуют обязательные сведения, необходимые для рассмотрения дела по существу.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление либо о назначении административного наказания (п.п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), либо о прекращении производства по делу (п.п. 2 ч. 1 т. 29.9 КоАП РФ).
Поскольку при отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности в день поступления материала дела в суд, а также при нарушении положений ст. 25.1 КоАП РФ и предоставлении материала на рассмотрении суда без самого лица, привлекаемого к административной ответственности, суд лишен возможности вынесения в отношении Анохина С.А. постановления предусмотренного в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что административным органом при направлении материала об административном правонарушении в суд ненадлежащим и неполным образом составлены материалы дела, поскольку в них отсутствуют как сведения о предоставлении лицу привлекаемому к административной ответственности дать какие-либо объяснения по существу составленного в отношении него протокола об административном правонарушении (по сути предъявленному обвинению о совершении административного правонарушения), так и обязательные сведения, необходимые для рассмотрения дела по существу.
При этом, с учетом ограниченных сроков рассмотрения дела об административных правонарушениях указанной категории, установленных ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, допущенные административным органом (должностным лицом) нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, поскольку для устранения данных нарушений необходим значительный период времени.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что протокол № об административном правонарушении и материал об административном правонарушении в отношении Анохина Сергея Александровича подлежит возвращению в административный орган для устранения допущенных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 29.1, 29.4 и 29.9 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол № об административном правонарушении и материал об административном правонарушении от 12 мая 2020 г. в отношении Анохина Сергея Александровича, в действиях которого усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, возвратить Врио начальника полиции МО МВД России «Краснотуранский» майору полиции Кучерганову В.А. для устранения препятствий рассмотрения судом данного дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии определения.
Судья А.А. Швайгерт