Дело №2-2-638/2021
УИД 24RS0032-01-2020-003921-72
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 26 июля 2021 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Сахаровой Д.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Щит» о возложении обязанности обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО УК «Щит» о возложении обязанности обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами по обращению руководителя Департамента регионального оператора ООО «РостТех» Потриденного В.А., по результатам которой установлено, что в 7 метрах от дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске со стороны хозяйственных корпусов расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, очаговые скопления твердых коммунальных отходов на площади равной 10 метров х 10 метров. Очаговый навал мусора размещен, в том числе, на асфальтовой площадке, не имеющей ограждений и контейнеров для мусора. Таким образом, в ходе проведенной проверки установлен факт отсутствия места для накопления твердых коммунальных отходов для жителей дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Энергетиков, д. 44, управление которым с 01 февраля 2021 года осуществляет ООО УК «Щит», в связи с чем просит возложить обязанность на ООО УК «ЩИТ» обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, признании незаконным бездействия по созданию мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома.
Процессуальный истец – старший помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Сахарова Д.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в уточненном исковом заявлении, указав, что ООО УК «Щит» требования, указанные в уточненном иске, не выполнены.
Ответчик ООО УК «Щит», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений на исковое заявление, ходатайств об отложении рассмотрении дела либо рассмотрении дела в отсутствие его представителя в адрес суда не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» Лазарева Е.А., действующая на основании доверенности № 15 от 01 января 2020 года, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв на иск, в котором просит уточненные исковые требования прокурора удовлетворить, ссылаясь на то, что ООО «РостТех является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны, в том числе на территории Ленинского района г. Красноярска. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в указанном районе оказывается региональным оператором с 01 января 2019 года. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также правил благоустройства муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. Прямого указания на то, что в каких случаях обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов ложится на иных лиц, а не на ОМСУ, законодательство не содержит. В состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок, в лице управляющей компании могут создавать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, несут собственники помещений в многоквартирном доме, если указанные площадки расположена на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в доме, органы местного самоуправления муниципальных образований, если площадки не входят в состав общего имущества собственников помещений в доме и иное не установлено законодательством РФ. Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку обеспечивает обслуживающая организация (УК, ТСЖ, ТСН и пр.). Под термином «организация» в данном случае предполагается обустройство площадок. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ленинского района г. Красноярска Анисимова Н.В., действующая на основании доверенности № 66011207-23 от 12 января 2021 года, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно по неизвестным суду причинам, в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв на иск, в котором просит уточненные исковые требования прокурора удовлетворить, ссылаясь на то, что создание и согласование места размещения твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 22 апреля 2019 года № 245 «О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра». В администрацию Ленинского района г. Красноярска заявок на согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от управляющей компании многоквартирного дома №44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске ООО УК «Щит» не поступало. Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года № 1300 путем выдачи специальных разрешений.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Таким образом, суд с учетом положений ст. 167, 233-235 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при объявленной явке в отсутствие не явившихся лиц, порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Сахарову Д.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2.2.5 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26 февраля 2007 года № 46-р, контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района закреплен за администрациями районов в городе.
Согласно положениям Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ органы местного самоуправления с 01 января 2019 года наделены полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определению схемы размещения мест твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест твердых коммунальных отходов на территории города Красноярска.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, 26 марта 2020 года (исх. №2020/1608) руководителем департамента регионального оператора ООО «РостТех» Потриденным В.А. в адрес прокуратуры Ленинского района г. Красноярска направлено обращение о том, что ООО «РостТех» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны, в которую в том числе входит Ленинский район г. Красноярска, оказывающей данную услугу потребителям в Ленинском районе г. Красноярска с 01 января 2019 года. ООО «РостТех» производит вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной на муниципальной земле по адресу: г. Красноярск, ул. Энергетиков, д. 44 ежедневно, на которой отсутствуют два ранее установленный контейнера объемом 0,75 куб.м., в связи с чем жителями складируется мусор на землю и отгрузка твердых коммунальных отходов с данной площадки осуществляется региональным оператором вручную с дополнительным привлечением специальной техники. Данная информация доводилась ООО «РостТех» до сведения управляющей организации управления многоквартирным домом ООО «Энергия Сибири», а также администрации Ленинского района г. Красноярска. Поскольку органами местного самоуправления и управляющей организацией ООО УК «Энергия Сибири» меры к оборудованию площадки для сбора твердых коммунальных отходов необходимым количеством контейнеров не приняты, жители продолжают складировать отходы на земельный участок около дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске, просит оказать содействие в решении сложившейся ситуации и принять меры к ООО УК «Энергия Сибири» и администрации Ленинского района г. Красноярска.
Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска на основании вышеуказанного обращения руководителем департамента регионального оператора ООО «РостТех» Потриденным В.А. проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой было выявлено, что ООО УК «Энергия Сибири», управляющей на момент проведения проверки многоквартирным домом № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске, было выявлено, что в 7 метрах от многоквартирного д. 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске, со стороны хозяйственных корпусов расположены несанкционированные свалки, очаговые скопления твердых коммунальных отходов размещены на площади 10 метров х 10 метров на прилегающей территории данного многоквартирного дома. Очаговый навал мусора размещен на асфальтовой площадке, не имеющей ограждений и контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. Места для накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярска отсутствует, что подтверждается актом проверки от 15 апреля 2020 года и приложенных к нему фотографиями.
По результатам проверки в адрес ООО УК «Энергия Сибири» направлено требование о предоставлении информации и документов № 214ж-2020 от 01 апреля 2020 года, каким образом организовано и содержится место и контейнеры для сбора отходов для жителей дома № 44 по ул. Энергетиков г. Красноярска, осуществляется уборка мест накопления твердых коммунальных отходов с приложением соответствующих актов.
В ответ на вышеуказанное требование прокурора ООО УК «Энергия Сибири» указало, что на муниципальной территории вблизи многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков г. Красноярска на протяжении более десяти лет существует обустроенная муниципальная мусорная площадка для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, крупногабаритная мусорная мульда, на которой до марта 2020 года находилось два контейнера, вывезенные со слов жителей на мусоровозе ООО «РостТех», после чего уборку данной площадки осуществлял ООО «РостТех». ООО УК «Энергия Сибири» была подана заявка в ООО «РостТех» на установку мусорных контейнеров для их размещения на муниципальной мусорной площадки, в чем им было отказано. Договор на вывоз мусора между ООО УК «Энергия Сибири» и ООО «РостТех» не заключался, в связи с принятием собственниками многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске прямых договоров с поставщиками коммунальных услуг. От жителей данного многоквартирного дома не поступало обращений по поводу ненадлежащей уборке мусора с мусорной площадки. В тарифы на услуги ООО «РостТех» внесены расходы по установке мусорных контейнеров, а, следовательно, на ООО «РостТех» лежит обязанность по их установке.
24 апреля 2020 года исполняющей обязанности прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А. в адрес директора ООО УК «Энергия Сибири» было вынесено представление об устранений нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными услугами, которое ООО УК «Энергия Сибири» не выполнило, указав в ответе от 25 мая 2020 года, что на территории многоквартирного дома по ул. Энергетиков, д. 44 в г. Красноярске отсутствуют мусорные площадки, так как территория многоквартирного дома не позволяет разместить на ней мусорную площадку исходя из санитарных норм. Возложение обязанности приобретения мусорных контейнеров для размещения их на мусорной площадке, не являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома, не соответствует действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела собственники многоквартирного дома №44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске 26 декабря 2020 года с ООО УК «Щит» заключен договор управления указанным многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания по заданию собственника за плату, указанную в разделе 4 договора, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг (п.1.1 договора).
С 01 февраля 2021 года данный многоквартирный дом внесен в реестр лицензий ООО УК «Щит».
Таким образом, в обязанности ООО УК «Щит» входит, в том числе содержание общего имущества многоквартирного дома, а также осуществление иной деятельности, направленной для достижения целей управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту д (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно пункту 26(1) Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290 работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4).
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин (пункт 3.7.5).
Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 3.7.6).
Аналогичные нормы содержатся в п.4.1-4.5, 4.8, 4.9 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов №В-378 от 25 июня 2013 года.
Согласно п. 3 правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ №1039 от 31 августа 2018 года места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Согласно п. 4 Правил в случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Создание и согласование места размещения твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска №245 от 22 апреля 2019 года «О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра».
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отход (п. 24); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами (п. 25).
Согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Администрация района в г.Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города и действует на основании Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска №46-р от 26 февраля 2007 года.
Согласно п. 2.2.3 Положения в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация: осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; осуществляет согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №1039 от 31 августа 2018 года «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Таким образом, требования прокурора создать / организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома, основаны на нормах действующего законодательства.
Отсутствие возможности оборудовать специальную площадку для сбора мусора с учетом соблюдения норм законодательства, ввиду отсутствия соответствующей придомовой территории, судом отклоняются.
Правила № 170 предусматривают обязанность управляющей организации содержать придомовую территорию в надлежащем санитарном состоянии, что подразумевает организацию сбора отходов в оборудованных в установленном порядке местах, уборку придомовой территории, организацию своевременного вывоза отходов.
Факт того, что площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, недостаточно для соблюдения требований действующего законодательства, не свидетельствует о невозможности размещения мусоросборника в ином, соответствующем требованиям Правил № 170, месте.
Постановлением администрации города Красноярска от 22 апреля 2019 года №245 «О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра» утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления твердых коммунальных отходов и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 45 Устава города Красноярска определена компетенция администрации города Красноярска. Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
Распоряжением администрации города Красноярска от 01 июля 2011 года № 84-р утверждено положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска.
Согласно пункту 3.12.6 Положения, департамент принимает решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Красноярска в соответствии с Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25 июня 2013 года № В-378, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иною законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 2 Постановления администрации города Красноярска от 22 апреля 2019 года № 245, администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами, были направлены уведомления о том, что необходимо организовать работу по согласованию существующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для последующего их включения в реестр и в схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории города.
Согласование уполномоченными органами создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется на основании заключения органов Роспотребнадзора.
В силу пункта 2.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных 05 августа 1988 года Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В заявке на согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов предусмотрено необходимое требование об указании сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. К таким элементам относятся контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенная для обслуживания жителей многоквартирного жилого дома, расположена на территории общего пользования без правовых оснований, управляющим компаниям необходимо организовать работу по получению в установленном порядке соответствующего разрешения либо ее переносу на придомовые территории многоквартирных домов, с учетом санитарных норм и правил.
Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым, в том числе, отнесены контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов. Выдача разрешения на размещение объектов благоустройства осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги, утвержденным распоряжением администрации города от 17 октября 2017 года № 297-р на основании заявления заинтересованного лица.
Данный регламент определяет порядок предоставления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления. Право использования земельного участка для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов возникает у заявителя с момента получения разрешения на размещение элементов благоустройства - контейнерного оборудования.
Как следует из материалов дела ни от предыдущей управляющей компании ООО УК «Энергия Сибири», ни от ООО УК «Щит», получившей уточненное исковое заявление, осуществляющей в настоящее время управление многоквартирным домом №44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске, в администрацию Ленинского района г. Красноярска заявок на согласование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не поступало.
Как следует из материалов дела ООО «Щит» по настоящее время не организовано место сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, ответчик не представил в судебное заседание доказательств опровергающие предмет и основание заявленных уточненных исковых требований, в частности обеспечения мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в соответствии с установленными требованиями и согласовании создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления - администрацией Ленинского района в г. Красноярске.
С учетом изложенных обстоятельств, требование прокурора об обязании ООО УК «Щит», осуществляющего управление спорным многоквартирным домом, обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, соответствует требованиям, как жилищного законодательства, так и законодательства в сфере обращения с отходами и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в бюджет муниципального образования.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в соответствии п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика ООО УК «Щит» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 22, ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Щит» о возложении обязанности обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, признании незаконным бездействия по созданию мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющую компанию «Щит» обеспечить создание мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 44 по ул. Энергетиков в г. Красноярске в соответствии с установленными требованиями, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Щит» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп. /шесть тысяч рублей 00 копеек/.
Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Шевцова