Дело № 2а-87/2021 (УИД 36RS0016-01-2021-000019-23)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 04 марта 2021 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием помощника прокурора Калачеевского района Воржева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Чередниченко Евгению Михайловичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калачеевского района Воронежской области, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать Чередниченко Е.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, фактически проживающего по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Калачеевского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10.11.2015 г. Чередниченко Е.М. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 12.05.2019 г. Чередниченко Е.М. фактически освобожден из мест лишения свободы. Решением Панинского районного суда Воронежской области от 27.02.2019 г. в отношении Чередниченко Е.М. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями. Согласно сведениям ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области Чередниченко Е.М. выбыл по адресу фактического проживания: <адрес>. Место фактического проживания Чередниченко Е.М. по указанному адресу подтверждается также иными собранными материалами. Проверкой установлено, что в нарушение требований Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н, после освобождения из мест отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик медицинский осмотр по выявлению туберкулеза не проходил, что подтверждается информацией БУЗ ВО «Калачеевская РБ» (л.д. 3-6).
24.02.2021 г. Калачеевским районным судом Воронежской области вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д. 34).
В судебном заседании помощник прокурора Калачеевского района Воронежской области Воржев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд заявленные прокурором Калачеевского района требования удовлетворить.
Административный ответчик Чередниченко Е.М. надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился (л.д. 35). О причинах неявки не сообщил, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении слушания дела не представил. Возражений относительно заявленных требований суду также не представил.
Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора Калачеевского района Воржева В.В., изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.п. 2, 6 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В силу п. 3 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 № 124н (далее - Порядок), профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Согласно пп. «г» п. 8 Порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста, в частности для взрослых - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
В силу п. 9 Порядка сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к Порядку.
Согласно приложению к Порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год.
Аналогичные требования предусмотрены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 года № 60 (раздел 4).
Из обстоятельств дела следует, что приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10.11.2015 г. Чередниченко Е.М. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ Чередниченко Е.М. фактически освобожден из мест лишения свободы.
Решением Панинского районного суда Воронежской области от 27.02.2019 г. в отношении Чередниченко Е.М. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями (л.д. 8-9).
Согласно представленным материалам, в настоящее время Чередниченко Е.М. фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 10, 12-13, 14).
Из информации БУЗ ВО «Калачеевская РБ» от 15.12.2020 г. следует, что в учреждении отсутствуют данные о прохождении административным ответчиком профилактического медицинского осмотра в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) (л.д.7).
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений требований вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Калачеевского района требования к Чередниченко Е.В. от обязании административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку туберкулез является инфекционным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем от человека к человеку. Уклонение административного ответчика от прохождения медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза ставит под угрозу состояние здоровья окружающих граждан.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден, то с административного ответчика в доход бюджета Калачеевского муниципального района Воронежской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Калачеевского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц требования к Чередниченко Евгению Михайловичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр – удовлетворить.
Обязать Чередниченко Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, фактически проживающего по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н.
Взыскать с Чередниченко Евгения Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Тронев Р.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2021 г.
Судья Тронев Р.А.
Дело № 2а-87/2021 (УИД 36RS0016-01-2021-000019-23)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 04 марта 2021 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием помощника прокурора Калачеевского района Воржева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Чередниченко Евгению Михайловичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калачеевского района Воронежской области, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать Чередниченко Е.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, фактически проживающего по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Калачеевского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10.11.2015 г. Чередниченко Е.М. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 12.05.2019 г. Чередниченко Е.М. фактически освобожден из мест лишения свободы. Решением Панинского районного суда Воронежской области от 27.02.2019 г. в отношении Чередниченко Е.М. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями. Согласно сведениям ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области Чередниченко Е.М. выбыл по адресу фактического проживания: <адрес>. Место фактического проживания Чередниченко Е.М. по указанному адресу подтверждается также иными собранными материалами. Проверкой установлено, что в нарушение требований Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н, после освобождения из мест отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик медицинский осмотр по выявлению туберкулеза не проходил, что подтверждается информацией БУЗ ВО «Калачеевская РБ» (л.д. 3-6).
24.02.2021 г. Калачеевским районным судом Воронежской области вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д. 34).
В судебном заседании помощник прокурора Калачеевского района Воронежской области Воржев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд заявленные прокурором Калачеевского района требования удовлетворить.
Административный ответчик Чередниченко Е.М. надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился (л.д. 35). О причинах неявки не сообщил, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении слушания дела не представил. Возражений относительно заявленных требований суду также не представил.
Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора Калачеевского района Воржева В.В., изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.п. 2, 6 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В силу п. 3 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 № 124н (далее - Порядок), профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Согласно пп. «г» п. 8 Порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста, в частности для взрослых - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
В силу п. 9 Порядка сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к Порядку.
Согласно приложению к Порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год.
Аналогичные требования предусмотрены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 года № 60 (раздел 4).
Из обстоятельств дела следует, что приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10.11.2015 г. Чередниченко Е.М. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ Чередниченко Е.М. фактически освобожден из мест лишения свободы.
Решением Панинского районного суда Воронежской области от 27.02.2019 г. в отношении Чередниченко Е.М. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями (л.д. 8-9).
Согласно представленным материалам, в настоящее время Чередниченко Е.М. фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 10, 12-13, 14).
Из информации БУЗ ВО «Калачеевская РБ» от 15.12.2020 г. следует, что в учреждении отсутствуют данные о прохождении административным ответчиком профилактического медицинского осмотра в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) (л.д.7).
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений требований вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Калачеевского района требования к Чередниченко Е.В. от обязании административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку туберкулез является инфекционным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем от человека к человеку. Уклонение административного ответчика от прохождения медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза ставит под угрозу состояние здоровья окружающих граждан.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден, то с административного ответчика в доход бюджета Калачеевского муниципального района Воронежской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Калачеевского района Воронежской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц требования к Чередниченко Евгению Михайловичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр – удовлетворить.
Обязать Чередниченко Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, фактически проживающего по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти в медицинской организации по месту жительства профилактический медицинский осмотр в форме флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в соответствии с требованиями Порядка проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 г. № 124н.
Взыскать с Чередниченко Евгения Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Тронев Р.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2021 г.
Судья Тронев Р.А.