Дело №3а-100/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 сентября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Гришаева Д.А. - Трубицына М.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Гришаева Дмитрия Анатольевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости
установил:
Гришаев Д.А. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная РїРѕ состоянию РЅР° 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР°, значительно превышает его рыночную стоимость, установленную РІ соответствии СЃ отчетом РѕС‚ <дата> в„–, составленным оценщиком Р¤РРћ1 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем затрагиваются права Рё обязанности административного истца, уплачивающего налог, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям, Гришаев Д.А. просил суд установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №, по состоянию на 19 ноября 2015 года, равной его рыночной стоимости, составляющей <...>.
Определением судьи от 18 сентября 2019 года к производству принято заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит считать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области) в лице филиала по Орловской области административным ответчиком по делу.
Административный истец Гришаев Д.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрация Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявляли.
От представителя административного ответчика Правительства Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с письменным отзывом на административное исковое заявление.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Трубицына Рњ.Р’., поддержавшего заявленные требования, показания свидетеля Р¤РРћ1 подтвердившего выводы, изложенные РІ отчете РѕР± оценке рыночной стоимости недвижимого имущества в„– РѕС‚ <дата>, исследовав отзыв РЅР° административный РёСЃРє, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся РїСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂР° РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°, письменные доказательства РїРѕ делу, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєР° РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 приведенного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 ноября 2015 года (л.д. 10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 июня 2019 года, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определенная по состоянию на 19 ноября 2015, составляет <...> (л.д. 110).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Гришаев Д.А. представил суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от <дата> №, согласно которому рыночная стоимость хозяйственной постройки с кадастровым номером: № определена по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере <...> (л.д.12-96).
Допрошенный РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля оценщик Р¤РРћ1 сведения, указанные РІ отчете РѕР± оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, подтвердил РІ полном объеме. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что составленный отчет является достоверным Рё соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё Федеральным стандартам оценки.
Отчет об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком по состоянию на 19 ноября 2015 года, то есть на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
При составлении отчета оценщик применил затратный подход, мотивированно отказался от использования доходного и сравнительного подходов.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от <дата> №, а также свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками и заинтересованным лицом представлено не было. Возражений относительно требований административного истца ими в ходе судебного разбирательства не представлено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлено не было.
Рсследовав отчёт РѕР± оценке рыночной стоимости объекта недвижимости РІ совокупности СЃ иными имеющимися РІ деле доказательствами, оценив показания свидетеля Р¤РРћ1, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что представленные административным истцом доказательства РІ подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, отвечают требованиям относимости, допустимости, РЅРµ вызывают сомнений РІ достоверности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Гришаева Р”.Рђ. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, а датой обращения Гришаева Д.А. в суд является 30 августа 2019 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гришаева Дмитрия Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: хозяйственной постройки, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 19 ноября 2015 года.
Датой подачи заявления Гришаева Дмитрия Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 04 октября 2019 года.
Председательствующий М.А. Угланова
Дело №3а-100/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 сентября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Гришаева Д.А. - Трубицына М.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Гришаева Дмитрия Анатольевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости
установил:
Гришаев Д.А. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная РїРѕ состоянию РЅР° 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР°, значительно превышает его рыночную стоимость, установленную РІ соответствии СЃ отчетом РѕС‚ <дата> в„–, составленным оценщиком Р¤РРћ1 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем затрагиваются права Рё обязанности административного истца, уплачивающего налог, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям, Гришаев Д.А. просил суд установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №, по состоянию на 19 ноября 2015 года, равной его рыночной стоимости, составляющей <...>.
Определением судьи от 18 сентября 2019 года к производству принято заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит считать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области) в лице филиала по Орловской области административным ответчиком по делу.
Административный истец Гришаев Д.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрация Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявляли.
От представителя административного ответчика Правительства Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с письменным отзывом на административное исковое заявление.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Трубицына Рњ.Р’., поддержавшего заявленные требования, показания свидетеля Р¤РРћ1 подтвердившего выводы, изложенные РІ отчете РѕР± оценке рыночной стоимости недвижимого имущества в„– РѕС‚ <дата>, исследовав отзыв РЅР° административный РёСЃРє, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся РїСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂР° РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°, письменные доказательства РїРѕ делу, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєР° РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 приведенного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит хозяйственная постройка, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 ноября 2015 года (л.д. 10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 июня 2019 года, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определенная по состоянию на 19 ноября 2015, составляет <...> (л.д. 110).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Гришаев Д.А. представил суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от <дата> №, согласно которому рыночная стоимость хозяйственной постройки с кадастровым номером: № определена по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере <...> (л.д.12-96).
Допрошенный РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля оценщик Р¤РРћ1 сведения, указанные РІ отчете РѕР± оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, подтвердил РІ полном объеме. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что составленный отчет является достоверным Рё соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё Федеральным стандартам оценки.
Отчет об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком по состоянию на 19 ноября 2015 года, то есть на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
При составлении отчета оценщик применил затратный подход, мотивированно отказался от использования доходного и сравнительного подходов.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от <дата> №, а также свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками и заинтересованным лицом представлено не было. Возражений относительно требований административного истца ими в ходе судебного разбирательства не представлено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлено не было.
Рсследовав отчёт РѕР± оценке рыночной стоимости объекта недвижимости РІ совокупности СЃ иными имеющимися РІ деле доказательствами, оценив показания свидетеля Р¤РРћ1, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что представленные административным истцом доказательства РІ подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, отвечают требованиям относимости, допустимости, РЅРµ вызывают сомнений РІ достоверности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Гришаева Р”.Рђ. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, а датой обращения Гришаева Д.А. в суд является 30 августа 2019 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гришаева Дмитрия Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: хозяйственной постройки, назначение: <...>, площадью <...> кв. м, количество этажей: <...>, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 19 ноября 2015 года.
Датой подачи заявления Гришаева Дмитрия Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 04 октября 2019 года.
Председательствующий М.А. Угланова