УИД 28RS0008-01-2019-001195-94
дело № 2-841/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 27 августа 2019 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Болдыревой С.Ю.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Зейского района Булава М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района и администрации Зейского района Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Зейского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района (далее - МБОУ Огоронская СОШ) и администрации Зейского района, указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что указанному образовательному учреждению по результатам обследования и категорирования присвоена 3 категория, при этом выявлены нарушения требований законодательства: объект (территория) учреждения системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован. В соответствии с действующим законодательством исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления, несоблюдение указанных норм создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
Просит обязать МБОУ Огоронская СОШ устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать объект (территорию) учреждения по адресу: Зейский район, с.Огорон, ул.Первостроителей, 22 системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обязать администрацию Зейского района профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности МБОУ Огоронская СОШ.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Булава М.С. на удовлетворении иска настаивал, просит установить срок устранения нарушений – до 1 декабря 2019 года.
Ответчики МДОУ Огоронская СОШ, администрация Зейского района, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел образования администрации Зейского района, финансовое управление администрации Зейского района в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Согласно отзыву третьего лица отдела образования администрации Зейского района во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений Зейского района отделом образования Зейского района в организации, осуществляющие установку и обслуживании е средств охранной сигнализации направлены запросы коммерческих предложений на оборудование образовательных учреждений системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; 15 августа 2019 года состоялось совещание при главе Зейского района по вопросу исполнения требования прокуратуры Зейского района, были определены первоначальные мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений указанными системами экстренного оповещения; учитывая необходимость получения сведений об возможных подрядных организация о стоимости выполнения работ, решения вопроса о финансировании данных работ, а также отдаленность и труднодоступность образовательных учреждений, просит предоставить срок выполнения антитеррористических мероприятий до 1 декабря 2019 года.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.
Выслушав участника процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6)
Согласно п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п.6 ст.3 Закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3).
Согласно п.3.1 ст.5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации
В соответствии с пп. «л» п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории) (пункт 28 Требований).
Согласно п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно Уставу МБОУ Огоронская СОШ является общеобразовательным учреждением, основным видами деятельности учреждения являются, в том числе: реализация основных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализация дополнительных общеразвивающих программ; организация работы групп продленного дня, лагеря дневного пребывания (п. 2.4).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в МБОУ Огоронская СОШ Зейского района отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
20 февраля 2018 года утвержден акт обследования и категорирования объекта (территории), МБОУ Огоронская СОШ г. Зеи присвоена 3 категория опасности, 1 октября 2018 года утвержден паспорт безопасности указанного учреждения.
Согласно указанным документам учреждению рекомендовано, в том числе установить автономную систему оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта, не связанную с ретрансляционными технологическими системами.
24 января 2019 года прокурором Зейского района директору МБОУ Огоронская СОШ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере терроризма, о несовершеннолетних.
В ответ на представление 13 февраля 2019 года директор общеобразовательного учреждения направила в адрес прокурора Зейского района сообщение, из которого следует, что учреждением направлен запрос в организации о предоставлении коммерческого предложения, однако отсутствуют плановые финансовые ассигнования, предусмотренные на оборудование образовательных учреждений системой экстренного оповещения, в адрес главы Зейского района готовится ходатайство о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели.
Из сообщения отдела образования администрации Зейского района от 25 июля 019 года № 2280 также следует, что образовательные учреждения Зейского района не оборудованы системами экстренного оповещения, лишь направлены запросы на получение коммерческого предложения об оборудовании объектов.
Сторонами и третьими лицами не оспаривается, что системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации МБОУ Огоронская СОШ не оборудовано до настоящего времени.
Несмотря на то, что 12-месячный срок для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности, исчисляемый с даты утверждения паспорта безопасности, не истек, менее чем за два месяца до его истечения (до 1 октября 2019 года) мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность объекта, фактически не осуществлялись, сделаны лишь запросы в организации на предоставление коммерческих предложений, после получения которых на 16 сентября 2019 года запланировано рабочее совещание при главе Зейского района, мероприятия не профинансированы, из отзыва отдела образования Зейского района следует, что в установленный срок мероприятия выполнены быть не могут, предполагаемый срок исполнения – 1 декабря 2019 года, кроме того, требования прокурора направлены в соответствии со ст. 12 ГК РФ на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем, следовательно, обращение в суд с настоящим иском до 1 октября 2019 года не является основанием для отказа в удовлетвори исковых требований.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава МБОУ Огоронская СОШ учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Зейский район.
Согласно свидетельству о регистрации права муниципальное имущество закреплено за МБОУ Огоронская СОШ на праве оперативного управления.
Исходя из перечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию Зейского района по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с оборудованием МБОУ Огоронская СОШ системой экстренного оповещения за счет средств бюджета муниципального образования Зейского района, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательных организациях и работников этих образовательных организаций.
Отсутствие системы экстренного оповещения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
Для установки системы экстренного оповещения общеобразовательное учреждение необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось.
Недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования на выполнение данных мероприятий не могут быть основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, а отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
Учитывая соблюдение в школе минимальных обязательных требований по безопасности, осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что для исполнения обязанности по оборудованию МБОУ Огоронская СОШ системой экстренного оповещения требуется проведение дополнительных мероприятий, учитывая, что рекомендации по выполнению данного мероприятия, направленного на антитеррористическую защищенность, внесены комиссией в акт обследования и категорирования объекта 1 октября 2018 года, позицию о недостаточности средств в бюджете Зейского района на рассматриваемые цели, суд считает возможным возложить на ответчиков обязанности по финансированию и оборудованию учреждения системой экстренного оповещения в срок до 1 декабря 2019 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района в срок до 1 декабря 2019 года оборудовать объект (территорию) учреждения, расположенного по адресу: Амурская область, Зейский район, п.Огорон, ул.Первостроителей, 22, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области в срок до 1 декабря 2019 года обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Зейский район финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объекта (территории) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района, расположенного по адресу: Амурская область, Зейский район, п.Огорон, ул.Первостроителей, 22, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 27 августа 2019 года
Судья Е.В. Охотская