Дело №а-270/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2016г. с. Шатой
Шатойский районный суд ЧР в составе:
председательствующего судьи - Алимирзаева А.Г.,
с участием - помощника Шатойского межрайонного прокурора Бисултанова Х.Г.
при секретаре - Каплановой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шатойского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Шикаройского сельского поселения незаконным, обязании ее обеспечить постановку на учет в уполномоченном органе в качестве природопользователя и принять комплекс мер, предусматривающих своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Шатойского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском о признании бездействия администрации Шикаройского сельского поселения незаконным, обязании ее обеспечить постановку на учет в уполномоченном органе в качестве природопользователя и принять комплекс мер, предусматривающих своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, обосновывая свои требования следующим.
Шатойской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Шикаройского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР, по результатам которой выявлено, что, несмотря на то, что Администрация Шикаройского сельского поселения в результате своей деятельности оказывается вредное воздействие наокружающую природнуюсреду, на учете в качестве природопользователя данная организация не состоит и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ плату на негативное воздействие наокружающуюсредуне вносит.
В судебном заседании помощник Шатойского межрайонного прокурора Бисултанов Х.Г. заявленные прокурором требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав мнение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 1 Федерального Закона № 7-ФЗ определено, что воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды является негативным воздействием на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, обязанности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязанности проведения проверки объектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ, определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1,2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ - Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» функции администраторов доходов бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, суд установил, бездействие администрации Шикаройского сельского поселения в данной сфере правоотношений, нарушает права и законные интересы РФ и неопределенного круга лиц, так как указанные платежи не поступают в бюджет, и, следовательно, не используются для финансирования программ по восстановлениюокружающейсреды, на выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Шатойского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Шикаройского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве природопользователя и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, незаконным.
Обязать администрацию Шикаройского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на учет в уполномоченном органе в качестве природопользователя и принять комплекс мер, предусматривающих своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также не позднее вышеуказанного срока сообщить в суд и в Шатойскую межрайонную прокуратуру об исполнении данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда ЧР в течение месяца со дня его вынесения через Шатойский районный суд ЧР.
Решение вступает в законную силу через месяц со дня его вынесения.
Судья
Шатойского районного суда: А.Г. Алимирзаев
Копия верна
Судья: А.Г. Алимирзаев