РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-2252/2015
г.Тюмень 07 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Башировой А.Х.,
с участием представителей истца Горбунова В.В., Батлер Л.Э., Белослудцевой И. В., действующих на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированной в реестре за №,
представителя ответчика Жукова В.Ф., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2252/2015 по иску Осипова А.И. к Тюменской городской Думе о признании за ним права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Осипов А.И. обратился с требованием о признании за ним право собственности на совместное имущество, а именно: бюджет муниципального образования города Тюмени (местный бюджет). Требования мотивировал тем, что в его владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в его владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, он является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовала в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрел право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавал.
Впоследствии требования уточнил: просил признать за ним право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации (л.д. 18).
В судебное заседание истец Осипов А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – лично в телефонном разговоре, о чем оформлена телефонограмма (л.д. 13), о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представители истца Горбунов В.В., Белослудцева И.В., Батлер Л.С. от пояснений отказались, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства истца об отводе судьи.
Представитель ответчика Жуков В.Ф. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку право решения вопросов местного значения предоставлено истцам Конституцией РФ. Статьей 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но для этого имеются определенные пути, которые предусмотрены частью второй указанной статьи. Кроме того в ст. 132 Конституции РФ говорится о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Кроме того, из исковых требований не понятно, в каком именно из перечисленных путей органами местного самоуправления истцу созданы препятствия в осуществлении своих прав.
Заслушав объяснения представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.ст. 3, 12, 130 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статьи 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.
Российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления население, которое осуществляет решение вопросов местного значения либо самостоятельно, путем проведения выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, либо через выборные органы и иные органы местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.
Главой 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления. В частности это: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Кроме того, право гражданина на личное участие в осуществлении местного самоуправления предусмотрено ст. 33 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации. Суд полагает, что под иными формами участия в осуществлении местного самоуправления, не противоречащими Конституции РФ, предусмотрено права граждан, закрепленное статьей 31 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Таким образом, право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования, при этом, согласно словаря специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.
Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.
Поскольку доказательств того, что права истца на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истца на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истца на осуществление местного самоуправления установлено Конституций РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним и за его несовершеннолетними детьми права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Осипова А.И. к Тюменской городской Думе о признании за ним права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2015 года.
Судья Е.А. Гарипова