Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9/2019 (2-261/2018;) ~ М-280/2018 от 09.10.2018

Дело (88RS0-49)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2019 года                         <адрес>

Илимпийский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,

при секретаре Ботулу В.Г.,

с участием представителя ответчика-Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> Щетинина И.Е., действующего согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес>, Республики Хакасия и <адрес> об обязании в солидарном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в с.<адрес>ю 10 га вдоль зимней автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» 550 метров,

                     у с т а н о в и л:

Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> обратилось в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес>, Республики Хакасия и <адрес> об обязании в солидарном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в с.<адрес>ю 10 га вдоль зимней автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» 550 метров.

В обосновании требований истец указал, что в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> обратился председатель Совета некоммерческой организации субъектов традиционного хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера» Коптелко В.А. с заявлением, что на территории <адрес> на северо-востоке от <адрес>, на расстоянии 1 200 м от реки Подкаменная Тунгуска на местности с ориентировочными координатами: 66.40.15 северной широты, 96.27.45 восточной долготы вдоль зимней автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» протяженностью 500-550 метров на площади около 10 га, обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления с очагами возгорания. К заявлению Котелко В.А. приложил фотоматериалы. Согласно информации, размещенной в сети Интернет, государственная собственность на земельный участок, где расположена несанкционированная свалка, не разграничена. Согласно сведениям из программы Гугл Планета, размещенной в свободном доступе в сети Интернет, в месте расположения данной несанкционированной свалки имеются отходы производства и потребления. Поскольку собственность на земельный участок, где расположена несанкционированная свалка, не разграничена, истец полагает, что осуществление мероприятий, связанных с охраной земельных участков, находящихся на территории сельских поселений, собственность на которые не разграничена, и входящих в состав соответствующего муниципального образования, возлагается на орган местного самоуправления района. Несанкционированная свалка расположена вблизи от автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» непосредственно в границах полосы её отвода. Согласно сведениям из публичной кадастровой карты зимняя автодорога «Тура-Байкит-граница <адрес>» относится к землям лесного фонда и предназначена для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов. Земли лесного фонда находятся в пользовании Российской Федерации, а правомочия собственника такими землями на территории <адрес> осуществляет федеральный территориальный орган агентства по управлению государственным имуществом. Мероприятия, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, обязано осуществлять территориальный орган агентства Росимущества. На этом основании просит суд возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки солидарно на муниципальный орган местного самоуправления-Администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес> и территориальный орган по управлению государственным имуществом в <адрес>-Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и Республики Тыва.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство уточнило свои исковые требования в части месторасположения несанкционированной свалки, просило суд обязать в солидарном порядке Администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес>, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и Республики Тыва ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (металлолом, мусор, пятна, разливы, лужи и озера горюче-смазочных материалов, масляничной жидкости темного цвета и т.д.), расположенную в селе Байкит на северо-восток от <адрес>, находящуюся на расстоянии 1 200 метров от водного объекта реки Нижняя Тунгуска, координаты: 61 40 15 северной широты, 96 27 45 восточной долготы, площадью 10 га, протяженность вдоль зимней автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» 550 метров.

В судебное заседание Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика-Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> Щетинин И.Е. требования истца не признал, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором обнаружена свалка, относится к землям муниципального образования «сельского поселения <адрес>». Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между органом местного самоуправления «сельское поселение <адрес>» и Администрацией Эвенкийского муниципального района, полномочия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора переданы сельскому поселению села Байкит. Порядок сбора отходов на территории поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов (мест размещения отходов) производится только на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Земельный участок, расположенный вблизи села Байкит на северо-восток от <адрес>, используется сельским поселением для размещения твердых бытовых отходов. Кроме этого, обращает внимание на то, что в пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения относится только участие органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов. В настоящее время в соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в <адрес> на 2018-2035 г.г., в которой предусмотрены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации отходов. В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральным законом. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования Эвенкийский муниципальный район, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно п.3 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительным нормативами отчислений, в течение двух из трех последний отчетных финансовых лет превышает 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют право устанавливать и исполнить расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Учитывая, что в настоящее время к полномочиям органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных районов относится только участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов считает, что на Администрацию Эвенкийского муниципального района не могут быть возложены обязанности по ликвидации свалки, указанной в исковом заявлении. Отмечает, что в рамках исполнения п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Эвенкийского муниципального района ведется организационная работа с органами местного самоуправления по отведению земельных участков под места (контейнерные) площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) из земель населенных пунктов для последующего оформления реестра мест (контейнерных) площадок накопления ТКО района. Определен и направлен в Министерство экологии и природопользования <адрес> перечень ответственных лиц (по каждому поселку) ответственных за реализацию перехода на новую систему обращения с ТКО. С учетом указанного просит суд в удовлетворении исковых требований к Администрации Эвенкийского муниципального района министерству отказать.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> (далее-МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>) своего представителя в суд не направил, в письменном отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ указало, что предметом спора является несанкционированная свалка, расположенная на землях лесного фонда, следовательно, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти-Федеральное агентство лесного хозяйства. На этом основании просят исключить их из числа ответчиков.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков привлечена Администрация сельского поселения «<адрес>» <адрес>.

Администрация сельского поселения «<адрес>» <адрес> с исковыми требованиями Министерства не согласилась, указав в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ на то, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному казенному предприятию (далее-МКП) «Коммунальник» был предоставлен в постоянное(бессрочное) пользование земельный участок из категории земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 88:02:0170001:187 общей площадью 1966/-49 кв.м, адрес (описание местоположения): Российская Федерация, <адрес>, с разрешенным использованием-специальная деятельность (временное размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления). Таким образом, на территории <адрес> отсутствует «свалка», о котором говорится в исковом заявлении, а имеется земельный участок для временного размещения отходов производства площадью 2 га, а не 10 га как указано в исковом заявлении.

В последствие Администрация села Байкит дополнительно указала, что земли, принадлежащие муниципальному органу и на котором организовано размещение отходов, имеют совершенно иные координаты; участок, прилегающий к зимней дороге «Тура-Байкит-граница <адрес>» 550 метров, относится к землям лесного фонда, соответственно за свалки, размещенные на этих землях, несут ответственность Министерство лесного хозяйства <адрес> и иные организации, в ведении которых они находятся.            

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков привлечены Краевое государственное бюджетное учреждение «Байкитское лесничество», Министерство лесного хозяйства <адрес>, муниципальное казенное предприятие «Коммунальник» администрации поселка Байкит ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;<адрес>, Управление автомобильных дорог Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>. Краевое государственное бюджетное учреждение «Байкитское лесничество», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия их представителя, предоставив заявление, в котором Учреждение указало, что на основании карты градост

Краевое государственное бюджетное учреждение «Байкитское лесничество», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия их представителя, предоставив заявление, в котором Учреждение указало, что на основании карты градостроительного зонирования территориальных зон муниципального образования «сельское поселение <адрес> муниципальный район <адрес>» земельные участки для эксплуатации поселковой свалки и строительства полигона (складирования и изоляции ТБО) располагаются в «зоне санитарно-защитных свалок, отстойников «специального назначения». На основании публичной карты России, размещенной в свободном доступе сети Интернет, земельные участки для эксплуатации поселковой свалки и строительства полигона (складирования и изоляции ТБО) расположены и относятся к землям населенных пунктов. Зимняя автодорога «Тура-Байкит-граница <адрес>» находится за пределами села Байкит (территориальной зоны муниципального образования «сельское поселение <адрес> муниципальный район <адрес>»).

Министерство лесного хозяйства <адрес>, муниципальное казенное предприятие «Коммунальник» администрации поселка Байкит †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† <адрес>, Управление автомобильных дорог Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> своих представителей в суд не направили, отзывы на иск не предоставили. В соответствии с части 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Принимая во внимание доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с части 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Принимая во внимание доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено право каждого на благоприятную среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью

В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

По смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Под охраной окружающей среды согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее- Федеральный закон об охране окружающей среды) понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Положениями ст.ст.3, 5-7 указанного закона закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 16, статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду.

Такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №503-ФЗ)(далее-Федеральный закон об отходах производства и потребления) регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №503-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно пункту 2, 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: 1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; 2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; 3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Частью 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №357-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9, 10,123, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, части 1 статьи 33 части настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного части 1 статьи 23 настоящей статьи) (ч.3 ст.14). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. (ч.4 ст.14).

По смыслу положений статьи 14 (части 1, 3, 4) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов к вопросам местного значения сельских поселений не относятся, однако установлено, что Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений эти полномочия могут быть закреплены за сельскими поселениями.

Так, пунктом «л» части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в частности, вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Материалами дела и судом установлено, что в Министерство экологии и природопользования <адрес> обратился с заявлением председатель некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйственных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера» Коптелко В.А. с требованием провести проверку и принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с очагами возгорания, расположенной на территории <адрес> к северо-востоку от <адрес>, на расстоянии 1 200 м от реки Подкаменная Тунгуска на местности с ориентировочными координатами: 66.40.15 северной широты, 96.27.45 восточной долготы вдоль зимней автодороги «Тура-Байкит-граница <адрес>» протяженностью 500-550 метров на площади около 10 га, в подтверждение чему заявитель приложил фотографии, из которых видно, что в указанном месте хаотично складированы коммунальные и промышленные отходы: металлолом (части автомобилей, тракторов, труб), стройматериалы, картонные упаковки из-под товаров, продуктов, деревянные ящики, целлофановые пакеты, пленки, использованная бытовая техника, вышедшая из употребления мебель, порубочные остатки, растительные остатки, бочки, цистерны и т.д.

Данные отходы согласно снимков спутника Google и публичной кадастровой карты России, размещенной в свободном доступе сети Интернет, располагаются на земельном участке с кадастровым номером 88:02:0170001:183:2, категория земель-земли поселений (земли населенных пунктов) для эксплуатации поселковой свалки, земельный участок по адресу: <адрес>, северо-восток от <адрес>, выделенная площадь 29 590,56 кв.м, а также вдоль зимней автодороги, ведущей из села Байкит в <адрес> в сторону границы <адрес>.

На расположенном рядом с ним земельном участке с кадастровым номером 88:02:0170001:184, категория земель-земли населенных пунктов, виды разрешенного использования-специальная деятельность (временное размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления) общей площадью 19799+/-49 кв.м по адресу: <адрес>, северо-восток от <адрес>, предоставленного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному предприятию <адрес> «Коммунальник», а также на участке земель лесного фонда с кадастровым номером 88:02:0000000:614, категория земель-земли лесного фонда для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (для строительства зимней автодороги Тура-Байкит-граница <адрес> площадью 5 933 708 кв.м по адресу: <адрес>, Эвенкийский муниципальный район, Байкитское лесничество, Байкитское участковое лесничество, квартал 118 (часть выдела 8,18,19,37…), то есть в полосе отвода автодороги, свалки отходов отсутствуют.

Согласно карты градостроительного зонирования территориальных зон муниципального образования «сельское поселение <адрес> муниципальный район <адрес>» земельные участки с кадастровыми номерами 88:02:0170001:183:2 и 88:02:0170001:184 расположены в «зоне санитарно-защитных свалок, отстойников «специального назначения» и относятся к землям населенных пунктов-сельского поселения «<адрес>» Эвенкийского муниципального района <адрес>, предназначены для эксплуатации поселковой свалки и строительства полигона (складирования и изоляции ТБО).

Зимняя автодорога «Тура-Байкит-граница <адрес>» находится за пределами села Байкит (территориальной зоны муниципального образования «сельское поселение <адрес> муниципальный район <адрес>»).

Таким образом, судом установлено, что собственником и пользователем земли, на которых обнаружена свалка (складирование) твердых бытовых отходов и мусора является муниципальное образование «сельское поселение «<адрес>». Данный участок земли имеет специальное назначение- предназначен для эксплуатации поселковой свалки. На указанном объекте не определен класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Фактический объем поступления отходов не установлен.

Согласно ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (ч.1 ст.21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22).

В соответствии с Федеральным законодательством в области охраны окружающей среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Полигоны для твердых бытовых отходов должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым Санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В частности, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, должны гарантировать санитарно- эпидемиологическую безопасность населения.

Поскольку бытовые отходы и мусор располагаются на землях сельского поселения «<адрес>» в специальном отведенном для этого месте их сбора, то лицом, ответственным за осуществление мероприятий по организации сбора, вывоза, накопления твердых бытовых отходов и мусора, отвечающим санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в силу наличия заключенного с Эвенкийским муниципальным районом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, является муниципальное образование «сельское поселение «<адрес>».

Из представленных снимков на фото усматривается, что накопления твердых коммунальных отходов и мусора организованы с нарушением санитарных правил и требований, условий и способов накопления: место накопления не огорожено, отходы по степени опасности н окружающую среду не классифицированы, находятся в хаотичном порядке, что указывает на ненадлежащее выполнение сельским поселением «<адрес>» возложенных законом обязанностей по содержанию принадлежащих ему земельных участков, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о ликвидации отходов производства и потребления (металлолом, мусор, пятна, разливы, лужи и озера горюче-смазочных материалов, масляничной жидкости темного цвета и т.д.), обнаруженных в селе <адрес> в северо-восточном направлении от <адрес>.

Вместе с тем, ошибочно утверждение министерства, что данная свалка отходов является несанкционированной.

Как установлено судом, отходы расположены на землях, принадлежащих муниципальному образованию сельское поселение «<адрес>» со специальным назначением- для эксплуатации поселковой свалки.

Таким образом, обязанность по приведению земель, на которых расположена данная свалка отходов, должна быть возложена на данное муниципальное образование.

Пунктом 18 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «сельское поселение «<адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) определено, что к вопросам местного значения сельского поселения «<адрес>» относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют представительный орган- Байкитский сельский Совет депутатов, глава сельского поселения -Глава села Байкит, администрация-Администрация села Байкит, контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.22 Устава).

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация села Байкит. Глава сельского поселения по должности возглавляет местную администрацию на принципах единоначалия. Администрация обладает правами юридического лица (ст.30 Устава).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «сельское поселение «<адрес>» Эвенкийского муниципального района <адрес>» и Эвенкийским муниципальным районом заключено Соглашение о передаче друг другу части своих полномочий.

Из данных Соглашений следует, что в 2018 году, а также на 2019 год Эвенкийский муниципальный район свои полномочия в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передал сельскому поселению «<адрес>».

Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ исполнение данного полномочия обеспечивается сельским поселением «<адрес>» за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета Эвенкийского муниципального района. Объем субвенций, необходимый для осуществления переданных полномочий, определяется сторонами ежегодно. Формирование, перечисление и учет субвенций, предоставляемых на реализацию переданных полномочий, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию села Байкит обязанности по проведению мероприятий по надлежащему содержанию земельного участка с кадастровым номером 88:02:0170001:183:2,, площадь 29 590,56 кв.м, категория земель-земли поселений (земли населенных пунктов) для эксплуатации поселковой свалки, расположенного по адресу: <адрес>, северо-восток от <адрес>, приведению поселковой свалки в соответствии с требования санитарных правил, устранению захламления бытовыми отходами и мусора участка дороги, пролегающей из <адрес> в сторону <адрес> до начала границы участка с кадастровым номером 88:02:0000000:614, используемой для организации зимней автодороги Тура-Байкит-граница <адрес>.

При этом, с учетом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием «сельское поселение «<адрес>» Эвенкийского муниципального района <адрес>» и Эвенкийским муниципальным районом <адрес>, исполнение этих мероприятий должно быть обеспечено за счет субвенций бюджета Эвенкийского муниципального района.

На иные органы и учреждения, привлеченные к участию в деле, проведение мероприятий по ликвидации свалки отходов возложены быть не могут в силу вышеприведенных положений действующего законодательства.

Доводы представителя Администрации Эвенкийского муниципального района Щетинина И. Е. о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.

Также несостоятельна ссылка представителя Щетинина И.Е. на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами.

Как установлено судом Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Эвенкийского муниципального района <адрес>, заключенное между выбранным региональным оператором ООО «Ростех» и Министерством экологии и рационального природопользования, расторгнут, срок ввода новой системы обращения с отходами на территории Эвенкийского муниципального района перенесен до 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> с учетом уточнений о ликвидации свалки отходов, обнаруженной на территории села Байкит Эвенкийского муниципального района <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию села Байкит Эвенкийского муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по надлежащему содержанию земельного участка с кадастровым номером 88:02:0170001:183:2, площадью 29 590,56 кв.м, категория земель-земли поселений (земли населенных пунктов) для эксплуатации поселковой свалки, расположенного по адресу: <адрес>, северо-восток от <адрес>, привести поселковую свалку в соответствии с требования Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , ликвидировать захламление бытовыми отходами и мусора участка дороги, пролегающей из <адрес> в сторону <адрес> до начала границы участка с кадастровым номером 88:02:0000000:614, используемой для организации зимней автодороги Тура-Байкит-граница <адрес>.

Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес> обеспечить исполнение решения суда в части возложения на Администрацию села Байкит Эвенкийского муниципального района <адрес> мероприятий по приведению земельного участка и поселковой свалки в надлежащее состояние за счет субвенций бюджета Эвенкийского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ).

Судья Л.Н.Джимбеева

2-9/2019 (2-261/2018;) ~ М-280/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Тыва
Другие
Администрация п. Байкит
Суд
Илимпийский районный суд Красноярского края
Судья
Джимбеева Людмила Николаевна
Дело на странице суда
ilimpiysky--tur.sudrf.ru
09.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2018Передача материалов судье
09.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2018Судебное заседание
09.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Судебное заседание
07.06.2019Судебное заседание
28.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2019Дело оформлено
25.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее