Дело № 2-1226/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года г. Можга УР
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дериглазовой Л.С.,
при секретаре Мардашовой М.Ф.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Акборисова К.В.,
ответчика Шлыкова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Шлыкову Григорию Владимировичу о прекращении действия права лица на управление транспортным средством,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Шлыкову Г.В. с требованием прекратить действие права Шлыкова Г.В. на управление транспортными средствами категории «А,А1,В1,М» до получения им медицинского заключения о годности по состоянию здоровья к управлению транспортным средством.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения установлены факты управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания на данный вид деятельности.
А именно, Шлыков Г.В. имеет водительское удостоверение №***, выданное на период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, предоставляющее ему право на управление транспортными средствами категории «А,А1,В1,М». При этом он состоит на диспансерном учете в наркологическом диспансере <***> с диагнозом: «<данные изъяты>». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у Шлыкова Г.В. на сегодняшний день наличествует медицинское психиатрическое противопоказание для деятельности по управлению транспортными средствами.
Обращение прокурора с иском в суд предусмотрено ст. 45 ГПК РФ и обусловлено тем, что водители, имеющие право управлять автомобилями и приобретшие в течение срока действия водительских прав серьезные заболевания, в том числе наркотическую зависимость, создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Акборисов К.В. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Шлыков Г.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска указав, что <данные изъяты> он не страдает, имеет стойкую ремиссию с дд.мм.гггг о чем представил справку.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, РЭО ГИБДД ГУ «Можгинского отдела МВД России «Можгинский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав истца, ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в г. Вене 08.11.1968 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
На основании ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Как следует из ст. 3 указанного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 того же Федерального закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в ч. 1 ст. 26 определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, а их использование - к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В данном Перечне приведены общие медицинские психиатрические противопоказания для работ и видов профессиональной деятельности, которыми являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Кроме того, в нем указаны дополнительные противопоказания. Так, для водителей автомобилей с категорией "А", "В", "С", "Д", "Е" дополнительными противопоказаниями являются пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития, эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания и токсикомания. При этом переосвидетельствование должно производиться индивидуально через три года или при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше постановлением также установлено, что управление транспортным средством категории "В", "С", "Д", "Е" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, а при водителей, имеющих категорию "Е" наличие алкоголизма является медицинским противопоказанием даже при наличии стойкой ремиссии после специального лечения, отсутствия деградации личности, и предоставления положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о проведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хронических алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний", утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704, срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Согласно п. 2 Инструкции, снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной межрайонной Можгинской прокуратурой Удмуртской Республики, в сфере безопасности дорожного движения, выявлены обстоятельства нарушающие права граждан на безопасное передвижение на дорогах Российской Федерации.
Так, по информации ОГИБДД МО МВД России от дд.мм.гггг Шлыков Г.В. дд.мм.гггг года рождения имеет водительское удостоверение №*** на право управления транспортными средствами категории «А,А1,В1,М», выданное дд.мм.гггг, сроком действия до дд.мм.гггг.
Согласно заключения заведующего наркологическим диспансером БУЗ УР «<***> больница МЗ УР» от дд.мм.гггг Шлыков Г.В. состоит на диспансерном учете у нарколога с диагнозом «<данные изъяты>». В настоящее время Шлыков Г.В. имеет в своем заболевании ремиссию более <данные изъяты> года, но не более <данные изъяты> лет.
Из справки наркологического диспансера БУЗ УР «<***> больница МЗ УР» следует, что Шлыков Г.В. регулярно является на контроль в соответствии с правилами динамического наблюдения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имеются медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, указанное заболевание, в соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами с целью соблюдения принципов обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц, установленных и гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
Довод ответчика, о том, что он не страдает <данные изъяты> является не состоятельным, поскольку материалами дела не подтвержден, заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной о снятии его с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) суду не представлено.
Исходя из изложенного, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шлыкову Григорию Владимировичу о прекращении действия права лица на управление транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права Шлыкова Григория Владимировича, дд.мм.гггг года рождения, на управление транспортными средствами категории «А,А1,В1,М» до получения им медицинского заключения о годности по состоянию здоровья к управлению транспортным средством.
Взыскать с Шлыкова Григория Владимировича госпошлину в доход муниципального образования «Город Можга» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2017 года.
Судья Дериглазова Л.С.