Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шлома О.А.,
с участием помощника военного прокурора Благовещенского гарнизона Журбина А.П.,
ответчика Медведева В.А.,
специалиста органа опеки и попечительства Шакель И.А.,
при секретаре Рыбальченко Е.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» к ФИО1, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, к МО МВД России «Октябрьский» об обязании снять ФИО1, ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) обратилось в суд с указанным иском к ответчикам.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора найма служебного жилого помещения № предоставлялось жилое помещение, расположенное в <адрес>. Совместно с ФИО1 в спорное жилое помещение вселены в качестве членов ее семьи дети ФИО3, ФИО2 Согласно поквартирной карточке ответчики зарегистрированы по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ год в ходе проверки законности проживания и использования квартир специализированного жилищного фона Министерства обороны РФ установлено, что фактически проживают в спорном жилье ФИО1, супруга ФИО4, сын ФИО3, дочь ФИО2 Согласно сообщения командира войсковой части 21720 ФИО1 в трудовых отношениях с войсковой частью 21720 не состоит. При таких обстоятельствах, ответчики утратили право пользования жилым помещением. До настоящего времени ответчики жилье не освободили и продолжают незаконно удерживать спорную квартиру, принадлежащую Министерству обороны РФ, полномочия по управлению которой переданы ФГКУ «Востокрегионжилье», и ответчики, не освобождая жилое помещение, препятствуют в распоряжении жилым фондом и реализации прав собственника в полном объеме, что также нарушает права других военнослужащих на предоставление им жилого помещения на время прохождения военной службы.
Представитель истца ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Сергачёва А.А, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просит рассматривать дело без ее участия, на требованиях, указанных в иске, настаивает в полном объеме.
Ответчик ФИО10 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, при этом пояснил, что являлся военнослужащим в период с 1996г по 2006 г, с 2008 года работал в КЭЧ <адрес>, в настоящее время отношения с МО РФ не имеет. В 2003 году ему на основании ордера предоставлено служебное жилье, заключен договор служебного найма. В спорную <адрес> вселен был с супругой ФИО11и ее сыном, в настоящее время с ней брак расторг, проживает с другой супругой ФИО4, в спорную квартиру вместе с ним вселены в качестве членов его семьи их несовершеннолетние дети ФИО2 и ФИО3, также с ними проживает и несовершеннолетняя дочь ФИО4 - КоченкоО.Е. 2008 года рождения. Супругу ФИО4 не включил в договор служебного найма, поскольку ему было в этом отказано ФГКУ «Востокрегионжилье». Сейчас в спорном жилом помещении они проживают впятером. В 2015 году обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» с целью реализации своих жилищных права, на что ему было письменно отказано. Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до достижения младшим ребенком трех летнего возраста, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ФИО4в предыдущем судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. С показаниями ФИО1 согласилась. Подтвердила, что в спорной квартире проживает ее несовершеннолетняя дочь ФИО12
Представитель ответчика МО МВД России «Октябрьский» в судебное заседание не явилась, представили отзыв, из которого следует, что требования истца в части обязании МО МВД РФ «Октябрьский» снять ответчиков с регистрационного учета не признает, просит в указанной части требования оставить без удовлетворения в виду прямого указания закона, обязывающего ответчиков самостоятельно сняться с регистрационного учета. Просит рассмотреть дело без своего участия.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть иск при данной явке.
Выслушав доводы ответчика, заключение помощника прокурора, заключение специалиста органа опеки и попечительства, полагавших, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом отсрочки исполнения решения до достижения ФИО2 полутора лет, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Жилищного Кодекса РФ (далее-ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилого фонда, относятся служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).
Согласно ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.
Частью 3 статьи 104 ЖК РФ установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Права членов семьи нанимателя служебного жилого помещения производны от прав нанимателя, соответственно, при прекращении права нанимателя на жилое помещение подлежат прекращению и права членов его семьи, что влечет за собой необходимость выселения из жилого помещения.
Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации.
Согласно договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Екатеринославской КЭЧ предоставлено служебное жилое помещение площадью 33,25 кв.м по <адрес> военного городка № <адрес> в для временного проживания в нем.
Из п.18 раздела IV договора найма следует, что его прекращение осуществляется в связи с истечением срока пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или выборной должности.
Как установлено п.19 раздела IV договора, в случае его расторжения или прекращения в связи с истечением срока трудового договора, окончанием военной службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Из буквального содержания договора найма следует, что жилое помещение ФИО1 и членам его семьи предоставлено для временного проживания в нем. Выписка из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Из справки врио начальника штаба войсковой части следует, что ФИО4 в трудовых отношениях с войсковой частью не состояла и не состоит.
Спорная <адрес>, расположенная в <адрес> имеет статус служебной, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № о включении спорной квартиры в число служебных.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17.12.2010 года «Екатеринославская КЭЧ» реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, в который входит военный городок в Октябрьском районе с. Екатеринославка.
На основании Приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 1045 от 27 апреля 2018г спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДальТУИО» МО РФ.
Приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года функции жилищного обеспечения возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ, являющийся центральным органом военного управления и осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, к числу которых отнесено ФГКУ «Востокрегионжилье».
Пунктами 19,20 Устава ФГКУ «Востокрегионжилье» на истца возложены полномочия, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ, в том числе заключение, изменение, и расторжение договоров найма жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что в целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчиков направлялось требование об освобождении служебного жилого помещения, которое ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и не исполнено до настоящего времени.
Между тем, согласно адресным справкам МО МВД России «Октябрьский» следует, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Согласно поквартирной карточке, выписки из лицевого счета <адрес> числится нанимателем и оплачиваются коммунальные услуги ФИО1 из расчета 3 человека.
Акт проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 проживают в спорной квартире, что сторонами не оспаривается. Также указанное обстоятельство подтверждается актом обследования условий жизни гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной от администрации Екатеринославского сельсовета справки следует, что ответчики в списках граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не значатся.
Также, согласно уведомления ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от 13.12.2016г, ответчику ФИО1 отказано во включении в состав участников подпрограммы по категории – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил», поскольку отсутствуют основания для обеспечения ФИО1 государственным жилищным сертификатом.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имеющиеся (имевшиеся) у ФИО1, ФИО3, ФИО2 объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по <адрес>.
Учитывая данные обстоятельства, указанные положения договора, а также исходя из того, что ответчики не состоят в трудовых отношениях с войсковой частью №, суд приходит к выводу, что имеются основания для расторжения договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, он и члены его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Ответчики не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ ответчики не доказали факт законности проживания в спорном жилом помещении. Кроме того, права членов семьи нанимателя производны от прав основного нанимателя ФИО1 и прекращают свое действие прекращением прав основного нанимателя.
Согласно ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Таким образом, суд приходит к выводу о выселении ответчиков из спорного жилого помещения.
Довод представителя МО МВД РФ «Октябрьский» об отказе в иске в части их обязании снять ответчиков с регистрационного учета в виду того, что данное требование наступает в силу действующего законодательства, судом не принимается во внимание, поскольку только истцу принадлежит законное право по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему права, способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Поскольку истцом заявлено указанное требование, оснований для отказа в иске у суда не имеется на основании следующего.
Факт регистрации ФИО1, ФИО3, ФИО2 в жилом помещении не порождает право на эту квартиру, является административным актом, и не может служить согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с п. «а» ст.31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). В связи с чем, исковые требования об обязании ответчиков сняться с регистрационного учета по указанному адресу подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчиком ФИО1 заявлено ходатайство о предоставлении срока исполнения обязательства до достижения малолетней ФИО2трехлетнего возраста, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, обстоятельств дела, суд находит возможным предоставить ответчикам срок для исполнения обязательства до достижения ФИО2полутора лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению суда, является разумным, не приведет к нарушению прав истца, позволит обеспечить баланс интересов истца и ответчика, и не будет противоречить общим целям правосудия.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 утратили право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны РФ подлежат удовлетворению в полном объеме с предоставлением ответчику необходимого срока для выполнения требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ удовлетворить.
Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, и признать ФИО1, ФИО3, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>. Сохранить за ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО2 право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Выселить ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МО МВД РФ «Октябрьский» снять ФИО1, ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Амурского областного суда в течение месяца, начиная с 06 ноября 2018 года.
Председательствующий О.А.Шлома
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2018 года