Решение по делу № 12-9/2020 от 15.01.2020

Дело № 12-9/2020

УИД 25RS0013-01-2020-000034-08

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

    г.Партизанск                                         13 марта 2020 года

Судья Партизанского городского суда Приморского края Шкляр Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «РЖД» на постановление государственной инспекции труда в Приморском крае от <Дата> о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора государственной инспекции труда в <адрес> от <Дата> №___ ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Представитель ОАО «РЖД» не согласился с указанным постановлением, им подана жалоба, в которой он просит отменить указанное постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование указано, что в соответствии с ч.3 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Согласно п.5.6. Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы» заработная плата работнику выплачивается путем перечисления средств на банковскую карту, указанную в заявлении Работника. В силу п.3.1.1. Условий обслуживания клиентов по перечислению денежных средств работникам Клиентов в Банке ВТБ (ПАО) в обязанности банка входит зачислять в соответствии с разделом 4/5 настоящих Условий перечисления денежных средств соответственно поступившие от Клиента денежные средства на банковские счета, открытые Банком работникам Клиента в целях осуществления расчетов по операциям с использованием банковских карт (далее - банковские счета или банковский счет) не позднее следующего рабочего дня в случае поступления в Банк денежных средств и документов, предусмотренных настоящими Условиями перечисления денежных средств, после 16:00 по московскому времени. Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Трудовые отношения с ФИО4 были прекращены на основании приказа и.о. начальника депо ФИО2 от <Дата> №___ лс, а расчет в связи с увольнением и компенсация неиспользованных календарных дней отпуска произведен с работником <Дата>, что подтверждается платежным поручением от №___. Таким образом, расчет с ФИО4 произведен в соответствии с требованиями ст.140 ТК РФ. Выявленные в действиях ОАО «РЖД» возможные нарушения норм трудового законодательства вопреки выводам государственного инспектора труда не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

В дополнениях к жалобе представитель ОАО «РЖД» ссылается на то, что статьёй 29.12.1 КоАП РФ установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении. Приведенная правовая норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования ст.28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и ст.25.1 КоАП РФ гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении В соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств. В силу положений приведенных выше норм, изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений. Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

В судебном заявлении представитель ОАО «РЖД» доводы жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме, дополнил, что согласно реестру почтовых отправлений и отчетам об отслеживании отправлений, Инспекция только <Дата> отправила в адрес ОАО «РЖД» копии определений от об исправлении описок в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении. Вместе с тем, Определение об исправлении описки (опечатки) в протоколе №___ об административном правонарушении было вынесено <Дата>, то есть ответчик уведомил ОАО «РЖД» более чем через месяц после внесения изменений в протокол. Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 своевременно не известила ОАО «РЖД» о времени и месте решения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении Требования ст.28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ОАО «РЖД» не обеспечена. Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и влияют на законность обжалуемого акта, которыми ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения.

Представитель административного органа не явился в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. Из представленных письменных возражений на жалобу следует, что просит постановление оставить без изменения, поскольку государственной инспекцией труда проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства РФ по обращению работника ФИО4 по вопросу не выдачи трудовой книжки и расчета при увольнении. Основанием для привлечения юридического лица - ОАО «РЖД» к административной ответственности явились нарушения трудового законодательства. Приказом №___ лс, <Дата> с ФИО4 прекращены трудовые отношения по ст.81 ч.1 п.6 подп.«а» ТК РФ на основании акта о невыходе на работу <Дата>. Доводы указанные в жалобе о том, что с ФИО4 трудовые отношения были прекращены на основании приказа от <Дата> №___лс, тем самым считая дату приказа <Дата>, являются необоснованными, то есть работодатель нарушил положения ст.140 ТК РФ. Кроме того, к проверке работодателем представлено письменное заявление Рамодина от <Дата>, от <Дата> в котором он просит выдать ему трудовую книжку, расчет при увольнении. Работодатель нарушил положение ст.62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи данного заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. Таким образом, в нарушение указанных норм законодательства ОАО «РЖД» допущена задержка выдачи расчета при увольнении и выдачи трудовой книжки. Наказание юридическому лицу ОАО «РЖД» было назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.5.27 Кодекса для штрафа. Оснований для вынесения предупреждения не имеется, поскольку в силу положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Исходя из характера правонарушения, такая угроза возникла.

Выслушав пояснения представителя ОАО «РЖД», проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, в их совокупности, прихожу к следующему.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается одно из решений, указанных в статье 30.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.

КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).

Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Как видно из материалов Дела об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД», <Дата> главным государственным инспектором государственной инспекции труда в <адрес> составлен протокол №___ согласно которому в действиях юридического лица ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена по ч.6 ст.5.27 КРФ об АП за нарушение положений ст.127 и ст.140 ТК РФ – несвоевременный расчет при увольнении работника (л.д.72-76).

Часть 1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса

Часть 6 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством

В дальнейшем согласно определению от <Дата> об испрапвлении описки (опечатки) в протоколе №___ в данный протокол главным государственным инспектором государственной инспекции труда в <адрес> были внесены изменения в части состава вмененного ОАО «РЖД» административного правонарушения: вместо ч.6 ст.5.27 КРФ об АП правильно считать ч.1 ст.5.27 КРФ об АП, то есть нарушение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих номы трудового права, если иное не предусмотрено ч.2 и 3 ст. 5.27.1 настоящего кодекса.

Из пояснений представителя ОАО «РЖД» следует, что данные изменения внесены в протокол об административном правонарушении без их участия и при отсутствии сведений о его надлежащем извещении об их внесении.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что изменения в протокол №___ об административном правонарушении были внесены в присутствии представителя ОАО «РЖД», а также о его извещении о необходимости явки для внесения изменений в протокол.

Как следует из представленных Инспекцией сведений копия определения об исправлении описки в протоколе об административном правонарушении была направлена в адрес ОАО «РЖД» только <Дата>.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, должностным лицом приняты меры к устранению нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, путем вынесения <Дата> определения об исправлении описки в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 КоАП РФ.

Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям КоАП РФ.

Статьей 29.12.1 названного Кодекса установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Данная норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Требования статьи 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты ОАО «РЖД» не обеспечена.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены главным государственным инспектором государственной инспекции труда в <адрес> с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора государственной инспекции труда в Приморском крае от <Дата> №___ о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Партизанский городской суд Приморского края.

Судья                                                                          Е.А.Шкляр

12-9/2020

Категория:
Административные
Другие
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Партизанский городской суд Приморского края
Судья
Шкляр Елена Александровна
Статьи

5.27

Дело на странице суда
partizansky.prm.sudrf.ru
16.01.2020Материалы переданы в производство судье
04.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
13.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее