Дело № 2-649/2014 .
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г. Чусовой 21 мая 2014 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе:
судьи Башировой А.А,
представителя МУ «Администрация Чусовского городского поселения» Невоструевой Д.А.,
при секретаре Безводинских И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску муниципального учреждения «Администрации Чусовского городского поселения» к отделу судебных приставов по г. Чусовому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
..... в Чусовской городской суд обратилась администрация Чусовского городского поселения с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г. Чусовому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Представитель истца Невоструева Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, суду пояснила, что ..... судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Чусовому УФССП по Пермскому краю Марохонько Н.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №... по исполнительному листу №... от ....., согласно которому МУ «Администрация Чусовского городского поселения» обязана предоставить Д.А.В., П.А.Н., Д.А.А., Д.А.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв.м., отвечающее по степени благоустройства степени благоустроенности жилого помещения по Чусовскому городскому поселению. ..... судебным приставом-исполнителем Марохонько Н.В. вынесено постановление о взыскании с МУ «Администрация Чусовского городского поселения» исполнительского сбора в сумме ... рублей в связи с неисполнением требований исполнительного листа без уважительных причин, при этом был установлен новый срок для исполнения требований-..... Данное постановление поступило в администрацию Чусовского городского поселения ..... В силу ч.2 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Считает, что причина неисполнения требований по исполнительному листу является уважительной, а обстоятельства, послужившие неисполнению решения суда- чрезвычайными и непреодолимыми, что является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Так, исполнение решения суда возможно лишь при наличии в бюджете Чусовского городского поселения средств на исполнение обязательств. У администрации Чусовского городского поселения отсутствует возможность исполнить решение суда о предоставлении семье Д. жилья, так как имеется на исполнении 9 решений суда о возложении обязанности на администрацию Чусовского городского поселения по предоставлению жилья, бюджетных ассигнований на исполнение решений суда, предусмотренных и утвержденных Думой Чусовского городского поселения крайне недостаточно. Кроме того, у администрации отсутствует возможность включения данных обязательств в муниципальную адресную программу, связанную с переселением граждан, в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда внесены изменения, которыми срок расселения перенесен на 2015-2017 годы. Также отсутствуют достаточные бюджетные ассигнования на реализацию решений суда. Просит освободить МУ «Администрация Чусовского городского поселения» от уплаты исполнительского сбора в размере ... рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Марохонько Н.В. от ..... №...
Ответчик Отдел судебных приставов по г. Чусовому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно письменного отзыва, с доводами, указанными в заявлении, не согласны, просят в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку как следует из материалов исполнительного производства, должником не были исполнены требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения пятидневный срок. Кроме того, должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не реализовал свое право на отсрочку либо рассрочку исполнения требований исполнительного документа.
Обсудив доводы сторон, исследовав документы, материалы исполнительного производства, суд считает, что исковые требования администрации Чусовского городского поселения удовлетворению не подлежит, исходя из следующего:
Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда его принудительное исполнение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 2 указанного закона задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (пункт 11 ст. 30 закона).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При этом согласно ч. 2, 3 ст. 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением от ..... судебным приставом-исполнителем был принят к исполнению и возбуждено исполнительное производство № ... по исполнительному листу Чусовского городского суда№ ... от ..... о возложении на администрацию Чусовского городского поселения обязанности по предоставлению Д.А.В., П.А.Н., Д.А.А., Д.А.А. отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее ... кв.м, отвечающую по степени благоустройства степени благоустроенности жилого помещения по Чусовскому городскому поселению, в Чусовском городском поселении.
Должнику установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения решения суда. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должником администрацией Чусовского городского поселения получена ....
Однако, в добровольном порядке решение суда от ..... исполнено администрацией Чусовского городского поселения не было, доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок администрация не представила, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда не обращалась.
..... судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Чусовского городского поселения исполнительского сбора в сумме ... руб., от уплаты которого просит освободить истец.
Суд считает, что судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника, так как администрацией Чусовского городского поселения в добровольном порядке в течение пяти дней со дня получения копии постановления решение суда исполнено не было. Жилье семье Д. не предоставлено до настоящего времени.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления администрации Чусовского городского поселения об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрацией Чусовского городского поселения не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных, чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне ее контроля, препятствующих исполнению решения суда.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П признано не противоречащим Конституции РФ положение п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, - постольку, поскольку федеральный законодатель вправе установить такого рода взыскание в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Доводы жалобы администрации Чусовского городского поселения о том, что исполнение решения суда возможно лишь при наличии в бюджете Чусовского городского поселения средств на исполнение обязательств, возложенных решением суда на администрацию Чусовского городского поселения, а также то, что у администрации Чусовского городского поселения отсутствует возможность исполнить решение суда о предоставлении семье Д. жилья, так как отсутствует свободное муниципальное жилье, наличие более 20 000 кв.м. общей площади жилого фонда, признанного непригодным для проживания и отсутствуют достаточные бюджетные ассигнования на реализацию решений суда, не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе. Данные обстоятельства не должны нарушать право граждан, проживающих в аварийном ( ветхом) жилье, права которых подтверждены соответствующим судебным актом, на незамедлительное обеспечение жильем, гарантированное им федеральным законом. Иное противоречило бы конституционным началам взаимоотношений личности, общества и государства.
Европейский суд по правам человека неоднократно высказывал позицию, в силу которой - отсутствие бюджетного финансирования, достаточного для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения и что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неисполнения решения суда.
При этом суд полагает необходимым отметить, что с момента вступления решения суда в законную силу ( .....) до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора ( ....) прошло более 1,5 лет, что достаточно для добровольного исполнения решения суда или обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения.
Отсутствие у администрации свободных благоустроенных жилых помещений, а также тот факт, что администрация является должником более чем по 20 исполнительным производствам, не являются обстоятельствами чрезвычайного и непредотвратимого характера, находящимися вне контроля администрации. Данные обстоятельства лишь делают затруднительным своевременное и надлежащее исполнение решения суда, вынесенного в пользу взыскателя Д., но не исключают объективную возможность его исполнения, соответственно не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении, а, следовательно, не могут являться основаниями для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что поскольку администрация Чусовского городского поселения добровольно требования исполнительного документа не исполнила, причины, по которым, по мнению должника, невозможно исполнить судебный акт, не являются уважительными, и не свидетельствуют о наличии исключительных, чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, оснований для освобождения МУ «Администрация Чусовского городского поселения» от уплаты исполнительского сбора в размере ... рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Марохонько Н.В. от ..... №..., не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Муниципального учреждения «Администрации Чусовского городского поселения» к Отделу судебных приставов по г. Чусовому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере ... рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Марохонько Н.В. от .... г. №..., отказать.
Решение в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края.
Судья: А.А.Баширова