Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2012 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Тихановой А.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 513\2012 года по иску ЗОП, ЗАЕ, ЗПЕ, ЗДЕ, ЗДаЕ, ЗАлЕ к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МП ЭСО г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковыми требованиями к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МП ЭСО г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что они проживают в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>. Лицевой счет открыт на ЗОП Дано жилое помещение было предоставлено на основании распоряжения администрации Красноглинского района от 08.05.2003 года и ЗОП был выдан ордер. В настоящее время они решили комнату приватизировать, но им отказали, поскольку является общежитием. С данным отказом они не согласны, поскольку считаю, что статус общежития был утрачен после передачи жилого помещения в муниципальную собственность. Просят признать за ними право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19,50 кв.м. жилой площадью 19,50 кв.м., кроме того прочая 2,0 кв.м. по 1\6 доли за каждым.
В судебном заседании представитель истцов, по доверенности ЛАМ исковые требования поддержала, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердила, пояснила суду, что жилое помещение не отвечает признакам общежития и данный статус был утрачен после передачи жилого помещения в муниципальную собственность от ОАО «Электрощит».
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ГОС исковые требования истцов не признала, пояснила суду, что спорное жилое помещения является общежитием и в силу закона приватизации не подлежит.
Представитель МП ЭСО г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
ЗЕВ в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав представителя истцов, ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Жилой дом расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр муниципального имущества 20.09.1994 года на основании Постановления Главы Администрации Самарской области от 20.09.1994 года № 453. данный объект недвижимости передавался от акционерного общества «Электрощит». При этом в перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий, передаваемых в муниципальную собственность города Самары объект указан как «Общежитие» без указания адреса. Распоряжением администрации Красноглинского района от 06.08.2007 года № 262 общежитию присвоен почтовый адрес <адрес>. Какого либо решения об отнесении вышеуказанного дома к специализированному жилищному фонду не принималось.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года « О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
В силу ст. 7 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского ( за исключением городов районного подчинения) районного ( за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение ( на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из указанных норм закона, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. После передачи вышеуказанного дома от завода Электрощит в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось.
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Судом установлено, что предоставленное истцам жилое помещение по вышеуказанному адресу не отвечает признакам общежития, поскольку никакой мебелью и прочими предметами не укомплектовано.
Судом установлено, что ЗОП является нанимателем жилого помещения – комнаты 78 площадью 19,5 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании лицевого счета №, несовершеннолетние ЗАЕ, ЗПЕ ЗДЕ ЗДЕ ЗАЕ являются членами семьи нанимателя, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время, производят оплату за свою комнату. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения. ЗЕВ от участия в приватизации спорного жилого помещения отказался.
Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальный жилищный фонд, на которое распространяется действие норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года « О введении в действие ЖК РФ», имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.
В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Право собственности на объект недвижимости, комната <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилое помещение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов, оснований к отказу в иске не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ЗОП, ЗАЕ, ЗПЕ, ЗДЕ, ЗДаЕ, ЗАлЕ удовлетворить.
Признать за ЗОП, ЗАЕ, ЗПЕ, ЗДЕ, ЗДаЕ, ЗАлЕ право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19,50 кв.м. жилой площадью 19,50 кв.м., кроме того прочая 2,0 кв.м. по 1\6 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 18 апреля 2012 года.
Председательствующий: