Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
с участием представителя истца Марычева А.А., его представителя Абисовой Е.Д.,
представителя ответчика УФСИН России по Самарской области Беляевой Е.Г.,
при секретаре Бочкове Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-247/2019 по иску Марычева Александра Александровича к УФСИН России по Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к УФСИН России по Самарской области, в обоснование указав, что 10.07.2018 года обратился в Комиссию УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия).
Решением Комиссии от 08.10.2018 года в постановке на учет отказано по следующим причинам: 1) совершение Марычевым А.А. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно невыполнение условий проживания, повлекших выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. 2) не предоставление в соответствии с требованиями п.5 ч.2 Правил документов по адресу фактического проживания: <адрес>, в период с 10.07.2013 по 19.02.2017г., согласно пп. «б» - копии свидетельств о регистрации по месту пребывания; пп. «з» - выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов.
Указанные выводы истец полагает незаконным, так как действий по ухудшению жилищных условий не совершал, а предоставление за предшествующий пятилетний период копии свидетельств о регистрации по месту пребывания; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов по месту пребывания, не предусмотрено Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
С учетом изложенного истец просил, признать решения незаконным, отменить, возложить обязанность принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
В судебном заседании истец и его представитель доводы иска поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против иска, предоставил письменный отзыв, согласно которому решение об отказе в постановке на учет принято законно и обоснованно. Марычев А.А. совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а также не предоставил в полном объеме документы, необходимые для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных доказательств следует и не оспаривается сторонами, что 10.07.2018 года обратился в Комиссию УФСИН России по Самарской области для рассмотрения вопроса предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Комиссии от 08.102018 года в постановке на учет отказано по следующим причинам: 1) совершение Марычевым А.А. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно невыполнение условий проживания, повлекших выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. 2) не предоставление в соответствии с требованиями п.5 ч.2 Правил документов по адресу фактического проживания: <адрес>, в период с 10.07.2013 по 19.02.2017г., согласно пп. «б» - копии свидетельств о регистрации по месту пребывания; пп. «з» - выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов.
Согласно приложенных Марычевым А.А. к заявлению документам, он снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, 14.12.2016г. на основании решения Красноглинского районного суда г.Самары от 24.10.2016 года.
Комиссия пришла к выводу, что Марычев А.А. нарушал условия проживания, не внося коммунальные платежи, что повлекло выселение. В период с 10.07.2013г. по 14.12.2016г. Марычев А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. <адрес>.
В период 15.12.2016г. по 19.02.2017г. Марычев А.А. не имел регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
В период с 20.02.2017г. Марычев А.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>. Регистрации по месту жительства не имеет.
Копии свидетельств о регистрации по месту пребывания Марычев А.А. Комиссии предоставил, о чем свидетельствует текст протокола заседания Комиссии от 08.10.2018г.
Марычев А.А. с супругой в период с 10.07.2013 по 19.02.2017г. проживали без регистрации по месту пребывания на съемной квартире по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается, так как одной из причин отказа указано непредоставление документов о регистрации по указанному адресу.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно решению Комиссии, а также письменного отзыва ответчика Марычев А.А. не предоставил документов по адресу фактического проживания: <адрес>, в период с 10.07.2013 года по 19.02.2017 года, согласно п.п. «б» - копии свидетельства о регистрации по месту пребывания; п.п. «з» - выписки из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусматривает исчерпывающий перечень документов.
Пункт 5 Правил п.п. «б, з», на который ссылается ответчик содержит обязанность работника предоставить: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
При этом, суд отмечает, что указанный пункт Правил содержит понятия: «место жительства», «место пребывания», «место фактического проживания».
Совершенно очевидно и не случайно при определении требований к перечню документов, Правительством Российской Федерации разделены требования к документам, предоставляемым на «место жительства», «место пребывания».
В соответствии со ст.2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Этой же нормой установлено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Сторонами не оспаривается, что с 21.05.2010 года по 14.12.2016 года истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>.
С 30.08.2017 года истец зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>.Таким образом, на момент подачи рапорта ответчику, истец был зарегистрирован по месту пребывания, предоставив копию свидетельства о регистрации по месту пребывания.
В отличие от пп. «з» п.5 Правил, пп. «б» не содержит требования о предоставлении свидетельства о регистрации по месту пребывания за последний пять лет.
В этой связи требование, ответчика о предоставлении свидетельства о регистрации по месту пребывания с 10.07.2013 года по 19.02.2017 года не соответствует п.п. «б» п.5 Правил.
Истец предоставлял ответчику документы, подтверждающие, что с момента снятия с регистрационного учета по месту жительства (<адрес>, <адрес>), то есть 14.12.2016 года по 30.08.2017 года не имел регистрации ни по месту пребывания, ни по месту жительства.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Ответчик необоснованно расширил перечень документов, предусмотренных п.п. «б» п.5 Правил, требуя свидетельство о регистрации по месту пребывания за 5 лет, в то время как указанной нормой такой период не предусмотрен.
Указанный пункт требует предоставление свидетельства о регистрации по месту пребывания на момент подачи рапорта, что является логичным и обоснованным, поскольку в силу Закона место пребывания предназначено для временного проживания без регистрации по месту жительства (ст.2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Сведения о местах пребывания за последние пять лет никак не влияют на жилищные права Марычева А.А., а требования ответчика вызваны неправильным толкованием п.п. «б» п.5 Правил и приравниванием требований к документам, предоставляемым на «место пребывания» и «место жительства».
Выводы суда подтверждает и тот факт, что Правительство Российской Федерации в этом же п.5 Правил п.п. «з» прямо указало на необходимость предоставления сведений за 5 лет только по месту жительства. Это требование напрямую взаимосвязано с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривающей 5 летний период.
Предоставление свидетельства с места пребывания, предусмотренное п.п. «б» п.5 Правил, необходимо для проверки наличия/отсутствия у заявителя на момент подачи рапорта места жительства. В то время, как предоставление документов, предусмотренных п.п. «з» п.5 Правил, напрямую влияет на результаты проверки соблюдения претендентом ст.53 ЖК РФ, ст.4 ФЗ РФ №283-ФЗ от 30.12.2012 года.
Наличие либо отсутствие регистрации по месту пребывания за последние пять лет никак не влияют на определение нуждаемости, а смена мест пребывания никак не относится к обстоятельствам, влекущим ухудшение жилищных условий.
Требования ответчика о предоставлении документов, предусмотренных п.п. «з» п.5 Правил за период с 10.07.2013 года по 19.02.2017, на жилое помещение по адресу: <адрес>, противоречит положениям Правил.
Подпункт «з» п.5 Правил в силу буквального содержания требует предоставление выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника.
То, что жилое помещение <адрес> не является местом жительства, ответчику было известно из предоставленных истцом документов, что по существу не оспаривается. Более того, ответчик, отказывая истцу, указал о необходимости предоставления свидетельства о регистрации по месту пребывания, что также подтверждает осведомленность ответчика о том, что указанное жилое помещение не является местом жительства истца.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, местом жительства в значении, придаваемом Правилами, не является. В равной степени в отсутствие регистрации по месту пребывания, указанное жилое помещение не может быть отнесено к месту пребывания по смыслу закона.
Указанное помещение относится к месту фактического проживания и, в случае проживания в указанном помещении на момент обращения с рапортом о постановке на учет, ответчик был вправе требовать свидетельство о регистрации по месту пребывания, но по данному делу на момент обращения иное место пребывания.
При этом, отсутствие государственной регистрации договора аренды жилого помещения по адресу: <адрес>, не ограничивает его жилищных прав.
Таким образом, требование ответчика о предоставлении документов, предусмотренных п.п. «з» п.5 Правил на жилое помещение, не являющееся местом жительства, противоречат указанной норме, так как жилое помещение по адресу: <адрес>, не является местом жительства и не являлось таковым в течение 5 лет, предшествующих подаче рапорта, о чем достоверно известно ответчику из предоставленных истцом документов, прилагаемых к рапорту.
Делая вывод о незаконности требований ответчика относительно предоставления дополнительных документов, суд исходит из содержания п.5 Правил, которые не предполагают предоставление свидетельств о пребывании за последние 5 лет, а также выписки из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов с места фактического проживания либо пребывания.
Ссылки истца на сложившуюся судебную практику, в том числе изложенную в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 года №2995-О, Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2018 года №22-КГ17-19, в данном случае ошибочна.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 года №2995-О, вопреки позиции ответчика, также как и настоящее решение суда, не содержит выводов о возможности требовать документы, предусмотренные п.п. «б» п.5 Правил, за последние пять лет.
Ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2018 года №22-КГ17-19, ответчик не учитывает, что указанным Определением признано обоснованным требование УФСИН России по Республике Северная Осетия о предоставлении Кулумбеговым Р.О. сведений о регистрации детей по месту жительства, а не по месту пребывания, как это требовала Комиссия по настоящему делу.
В рассматриваемом судом иске ответчик требует предоставление документов по месту пребывания, а не месту жительства.
Стоит отдельно отметить, что ответчик точно знал и знает, что регистрации по месту жительства по адресу <адрес>, истец никогда не имел.
Истец Марычев А.А. предоставил сведения о своей регистрации по месту жительства за последние пять лет, а отсутствие регистрации в период с 14.12.2016 года по 30.08.2017 как уже указывал суд, не влечет для него негативных последствий.
При этом, ответчику не нужно было делать дополнительные запросы для проверки достоверности представленных документов, так как заявитель приобщал к рапорту документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства до 14.12.2016 года, и регистрацию по месту пребывания с 30.08.2017 года.
Предоставление документов об отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания п.5 Правил не требует, указанный факт следует из копии паспорта истца и предоставленных им документов.
Суд полагает, что истец исполнил требования п.5 Правил, а доводы ответчика о непредставлении необходимых документов основаны на расширительном толковании и отождествлении «места пребывания», «места жительства», «места фактического проживания».
Оценивая доводы ответчика относительно того, что совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий – с невыполнением условий проживания, повлекших выселение из жилого помещения без предоставления другого, суд приходит к следующим выводам.
Основанием для выводов ответчика послужило предоставленное истцом вместе с рапортом решение Красноглинского районного суда г.Самары от 24.10.2016 года.
По мнению ответчика, выводы суда в мотивировочной и резолютивной частях свидетельствуют о невыполнении Марычевым условий проживания, повлекших выселение из жилого помещения без предоставления другого.
Вместе с тем, указанное решение каких-либо выводов о выселении Марычева вообще не содержит. Согласно решению Марычев признан, не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с чем, снят с регистрационного учета.
Содержание решения суда говорит о том, что Марычев не утратил, а никогда не имел права пользования жилым помещением, так как не приобрел такого права и не является членом семьи собственника. Марычев не признавался членом семьи собственника Свидетель №1 Сведений о том, что он был вселен в качестве члена семьи, также не имеется. Тем самым, он не имел равных прав пользования с собственником. Марычев никогда не вселялся в указанную квартиру.
Ссылка истца на апелляционное определение Самарского областного суда от 29.08.2016 года, которым отменено решение Самарского районного суда по аналогичному заявлению Марычева А.А., не может быть принята во внимание, так как на момент принятия указанного Определения семья Марычева состояла из двух человек, а в настоящее время из 4.
Кроме того, судебная коллегия прямо указала, что доказательств утраты права пользования на квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, Марычев не предоставил. В настоящее время таким доказательством является решение суда от 24.10.2016 года, то есть вынесенное после решения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29.08.2016 года.
В соответствии с ч. 8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решение суда от 24.10.2016 года, которым Марычев признан не приобретшим право пользования, по своему смыслу вообще исключает возможность его оценки, как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Невозможно ухудшить то, чего у Марычева не было. Решение суда не прекратило какое-либо право Марычева на жилое помещение, а констатирует, что права пользования у него никогда не было.
Доводы ответчика о совершении каких-либо иных действий (бездействий) ничем не подтверждены и не вытекают из вступившего в законную силу решения суда от 24.10.2016 года. В решении суда отсутствует указание на установление судом таких обстоятельств, как неуплата Марычевым А.А. коммунальных платежей, отказ от их уплаты, предъявление соответствующих требований собственника квартиры к Марычеву А.А.
Даже если допустить, что Марышев не выполнил условия проживания, повлекшие выселение, то применительно к жилому помещению по адресу: <адрес>, <адрес>, такие действия могли заключаться только в невселении в жилое помещение.
Однако, зарегистрирован Марычев 21.05.2010 года, следовательно, право на вселение не было им реализовано 21.05.2010 года. Вместе с тем, с момента указанных бездействий до момента подачи рапорта ответчику прошло более 5 лет, в связи с чем, указанное обстоятельство не может являться препятствием к постановке на учет.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы, как и ч. 8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, препятствием к постановке на учет является совершение действий, влекущих возникновение нуждаемости в жилых помещениях, с учетом установленных норм предоставления.
Вместе с тем, Марычев А.А. до 14.12.2016 года был зарегистрирован в жилом помещении <адрес>, <адрес>, право пользование которым в полном объеме принадлежало собственнику, следовательно, на Марычева приходилось 13,2 кв.м. (26,4/2).
Супруга Марычева А.А. и их двое малолетних детей зарегистрированы по месту жительства (<адрес>, <адрес>76), площадью 48,5 кв.м, где в общем зарегистрировано 6 членов семьи (мать, отец, брат жены истца), то есть на трех членов семьи Марычева в указанной квартире приходится 24,25 кв.м. (48,5/6*3)
Согласно ч. 3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Таким образом, даже с учетом жилого помещения по адресу <адрес>, <адрес>, на семью Марычева из 4 человек по местам жительства приходилось 37,45 кв.м., что менее 60 кв.м., при которых у Марычева и членов его семьи возникает нуждаемость в соответствии с Правилами.
Следовательно, как до, так и после решения суда от 24.10.2016 года, Марычев и члены его семьи были обеспечены площадью менее 15 кв.м. на каждого члена, в связи с чем, снятие Марычева с регистрационного учета по месту жительства не может быть отнесено к действиям, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Позиция суда в указанной части согласуется с выводами, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О, согласно которому сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
Действия (бездействия) Марычева А.А., расцененные Комиссией как повлекшие ухудшение жилищных условий, могли быть основанием для уменьшения выплаты, а не лишения права на ее получение.
При таких обстоятельствах, указанные ответчиком доводы, послужившие основанием для отказа в постановке не учет, не соответствуют фактическим обстоятельствам, вытекающим из предоставленных истцом документов, а также противоречат требованиям Правил, так как ответчиком истребованы документы, предоставление которых Правилами не предусмотрено.
Иных препятствий к постановке Марычева на учет ответчик не указал, не усматривает их и суд с учетом предоставленных доказательств, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Марычева Александра Александровича к УФСИН России по Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08.10.2018 г. об отказе в постановке Марычева Александра Александровича на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Комиссию УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Марычева Александра Александровича на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента обращения с соответствующим рапортом и приложенными к нему документами, а именно с 10.07.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 09.03.2019г.