66RS0003-01-2018-004279-35
Дело № 2- 4780/2018 Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2018 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре судебного заседания Валюк В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Чебаркульского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу Федерального Государственного учреждения «Центральное жилищно — коммунальное управление» Минобороны России о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Чебаркульского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обосновании которого указано, что проведенной военной прокуратурой Чебаркульского гарнизона совместно со специалистами Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций способных повлечь массовое нарушение прав граждан, заболевания и гибель людей в результате аварии либо остановки котельной ***, расположенной в военном городке *** ***, привести к срыву отопительного сезона 2018-2019 годов, и одновременно нарушить интересы государства по поддержанию обороноспособности, состоящих в обеспечении бесперебойного предоставления коммунальных услуг.
Установлено, что в период с 1975 по 1976 годы введены в эксплуатацию котельная *** и тепловые сети военного городка *** *** протяженностью свыше 60000 п.м.
*** Министром обороны Российской Федерации издан приказ ***, в соответствии с которым создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Функционирование ФГБУ «ЦЖКУ» включает в себя полный цикл мероприятий: от планирования и замещения заказа на поставку топлива до содержания объектов теплоэнергетического комплекса, поставки тепловой энергии потребителю.
Пунктом 8 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что учреждение имеет филиалы, одним из которых является филиал по Центральному военному округу. Структурным подразделением названного филиала является ЖКО ***.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа от *** *** фонд военного городка *** *** закреплен за ЖКО *** филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от *** *** «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» и акта *** от *** правопреемнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России – филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО переданы в оперативное управление объекты теплового хозяйства Минобороны России на территории Челябинской и Курганской областей, в том числе котельная *** и тепловые сети, расположенные на территории военного городка *** ***.
Обязанность по текущей эксплуатации принятых в оперативное управление объектов теплового хозяйства, проведению текущих ремонтов в рамках доведенных бюджетных ассигнований возлагается на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО по средствам жилищно-коммунального отдела ***.
Выполнение работ капитальных ремонтов указанных объектов возлагается на балансодержателя – Министерство обороны Российской Федерации.
По средствам указанной котельной и тепловых сетей обеспечиваются тепловой энергией солдатские общежития и иные здания и сооружения военного городка *** на территории войсковых частей <***>, дислоцированных в ***, а также 49 многоквартирных жилых домов и 2 общежития по ***, 24 многоквартирных дома и 4 административных здания по ***.
Кроме того, на территории военного городка *** *** расположены и обеспечиваются тепловой энергией от этой же котельной детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, а именно детские сады ***, школьные образовательные учреждения ***, а также дом офицеров, являющиеся важными социальными объектами.
В июне 2018 года в ходе проверки проведено обследование котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории казарменной и жилой зоны военного городка *** ***, которым установлено, что названные объекты теплохозяйства не способны обеспечить бесперебойное проведение отопительного сезона 2018-2019 годов.
В частности, здание котельной, кровля крыши, оконные и дверные проемы, отмостка, инженерные системы (электро, водо, теплоснабжение и водоотведение здания) и прилегающая территория находятся в неудовлетворительном состоянии.
Здание имеет разрушение кирпичной кладки, необходима замена кровельного покрытия крыши, оконные проемы требуют замены оконных рам и восстановления остекления, дверные блоки дверных проемов подлежат замене. Отмостка имеет повсеместное разрушение бетона и требует бетонирования. Прилегающую территорию необходимо оборудовать ограждениями.
На фундаменте котельной наблюдаются повсеместные сколы, трещины и выбоины, стены котельной требуют штукатурки и побелки, а полы ввиду наличия выбоин и трещин бетонирования.
Инженерные системы котельной *** имеют критическую степень износа, наблюдается разрушение барботажного колодца, очаговая коррозия трубопроводов, в связи с чем необходима замена внутренних и наружных трубопроводов холодного и горячего водоснабжения, приборов отопления, а также ремонт приточной вентиляции.
На котельной отсутствует материал «фторопласт», который необходим для работы клапанов высокого давления горячего водоснабжения. В случае непринятия мер к его восполнению выйдет из строя вся запорная арматура, что в свою очередь приведет к аварийной остановке котельной и невозможности перекрытия пара и водоснабжения. Последняя поставка данных материальных средств была осуществлена лишь в 2016 году.
Внутрикотельному газопроводам требуется проведение экспертизы промышленной безопасности. Капитальному ремонту подлежит электрооборудование и силовые электрокабели котельной.
Также согласно выводам экспертизы промышленной безопасности требует ремонта и окраски центральная дымовая труба котельной, необходима реконструкция заземления и проведение соответствующих замеров. Непринятие мер может привести к ее скорому обрушению.
Кроме того, на котельной отсутствует резерв котловых агрегатов. В частности, на котле *** установлена автоматика производства фирмы «Агава», которая не может быть запущена ввиду отсутствия специалистов по контрольно-измерительным приборам. Данный котел не прошел режимно-наладочные испытания и пусконаладочные работы. Ввиду несоответствия конструкции происходит занижение производительности котла. Обмуровка котла в результате заводского брака нарушена, что может привести к выбросу рабочей газовоздушной смеси температурой до 1200 градусов. В случае непринятия мер по устранению имеющихся технических неисправностей дальнейшая эксплуатация названного котла невозможна.
Дымосос котла ***, находящийся в работе на данный момент, имеет износ и биение рабочего колеса Д-13,5. Котел требует пусконаладочных работ и проведения ремонтно-наладочных испытаний. В случае непринятия мер к ремонту данного котлоагрегата возможен отрыв рабочего колеса, что приведет к разрушению самого котла и здания котельной, что повлечет гибель рабочего персонала.
Котел *** имеет неисправную автоматику контрольно-измерительных приборов, требует проведения гидравлических испытаний и ревизии запорной арматуры. Рабочее колесо котла имеет биение при работе. Котлоагрегату необходима замена двух блоков питания для работы котлового щита и процессора производства фирмы «Сименс». В результате непринятия мер по устранению указанных нарушений возможен взрыв рабочего котла, что помимо остановки котельной приведет к травматизму и гибели рабочего персонала котельной ***.
Котел *** требует замены по истечению срока эксплуатации, имеет течь экранных труб на значительной рабочей площади. Данному котлоагрегату необходима экспертиза промышленной безопасности и проведение ремонтно-наладочных испытаний. Эксплуатация данного котла опасна для жизни и здоровья, поскольку возможен разрыв трубопроводов и выброс горячего пара под высоким давлением.
Котел *** запустить не представляется возможным ввиду неисправности установленной на нем автоматики безопасности котла производства марки «Моторола». При этом замена автоматики указанной марки на котлоагрегате не приведет к однозначному решению проблемы, поскольку запасные части для нее отсутствуют. В последствии в случае повторного выхода из строя автоматики безопасности имеется вероятность поломки всего котла. В связи с изложенным требуется замена названной системы на систему от иного производителя.
Кроме того, многочисленные технические неисправности имеет тягодутьевое оборудование котельной ***. Капитальному ремонту подлежат вентиляторы *** (износ двигателя) и *** (износ рабочего колеса). Текущий ремонт необходим вентиляторам *** и *** (замена подшипников и ремонт креплений).
Имеющиеся на котельной *** экономайзеры <***> требуют технического обслуживания и гидравлических испытаний.
Питающие котлы насосы <***> по различным причинам (общего износа, износа вала, износа подшипников, пробоя обмотки электродвигателя) требуют замены. Текущий ремонт необходим насосам *** (износ подшипников), *** (износ подшипников) и *** (износ подшипников).
Непринятие мер к ремонту либо замене указанного оборудования приведет к прекращению подпитки рабочих котлов водой и повлечет аварийную остановку котельной.
Необходимые для повседневной жизнедеятельности емкости для резерва холодной водопроводной воды объемом 100 м/куб., бак мерник 7 м/куб. и емкости для подпитки воды в котлы объемом 60 м/куб., в связи с длительной эксплуатацией подверглись воздействию коррозии, имеют многочисленные протечки, в связи с чем находятся в неудовлетворительном состоянии.
Критическую степень износа имеет теплообменное оборудование котельной, включающее в себя подогреватели сетевой воды ***, в связи с чем названное оборудование требует замены. На указанных подогревателях сетевой воды заглушены латунные трубки подогрева воды более 10% на каждом, что приводит к значительным теплопотерям.
Капитальный ремонт необходим оборудованию водоподготовки котельной ***. В частности, фильтры первой и третьей ступени *** требуют восстановления дренажного устройства, а резервный фильтр не может работать в полную силу из-за значительного износа. Резервный диэратор *** длительное время находится в неисправном состоянии вследствие отсутствия насосов, неисправности автоматики и изношенности обмуровки. Основной диэратор *** находится в рабочем состоянии, однако требует ремонта, восстановления обмуровки и водорассеивателя.
В отделе химической водоочистки отсутствуют водоуказательные стекла, что не позволяет осуществлять визуальный контроль за уровнем воды. Бак-мерник готового раствора соли вследствие износа требует замены. При его неисправности невозможно произвести качественную химподготовку воды.
Кроме того, в случае дальнейшего бездействия в вопросах устранения указанных нарушений в систему возможно попадания «сырой» воды, что приведет к кислородной коррозии и разрушению системы отопления. Данные обстоятельства могут повлечь аварийную остановку котельной.
Штат котельной *** не укомплектован необходимым количеством работников, длительный срок вакантны 1 должность начальника теплового хозяйства, 3 должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 0,5 должности токаря и 2 должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Отсутствуют средства защиты от поражения электрическим током и защитная одежда лаборанта лаборатории химводоочистки, что может привести к травмам и гибели среди персонала котельной.
Расходными материалами и рабочим инструментом рабочий персонал котельной *** не обеспечивается в течении двух лет.
В производственных помещениях котельной *** отсутствует надлежащее освещение, что может привести к травматизму рабочего персонала. Рабочие светильники не имеют предусмотренных конструкцией плафонов, что в случае разрыва светильника приведет к травмированию персонала котельной.
Материальное снабжение осветительными приборами не осуществляется. Обе дизельэлектростанции, предназначенные для аварийного электропитания котельной, находятся в неисправном состоянии.
Указанные нарушения пагубно сказываются на рабочем процессе котельной, не позволяют работникам названного объекта теплового хозяйства качественно, в полном объеме и своевременно выполнять возложенную на них трудовую функцию по обеспечению тепловой энергией объектов воинских частей, учреждений и многоквартирных домов Минобороны России, расположенных на территории военного городка *** ***.
Помимо этого установлено, что вследствие значительной изношенности и наличия очаговой коррозии требуют текущего и капитального ремонта тепловые сети котельной ***, которыми осуществляется транспортировка тепловой энергии в солдатские общежития и иные здания и сооружения военного городка *** на территории войсковых частей ***, дислоцированных в ***, а также 49 многоквартирных жилых домов и 2 общежития по ***, 24 многоквартирных дома и 4 административных здания по ***.
С 2016 года в распоряжении работников котельной отсутствует предусмотренный штатом автомобиль со сварочным генератором. Ремонт на теплосетях, ввиду отсутствия материальных средств и запасных частей проводится зачастую кустарно, с использованием подручных средств, что создает предпосылки угрозе жизни и здоровья населения военного городка.
Вследствие изложенного, проводимые в мае 2018 года работы по опрессовке системы теплоснабжения котельной *** путем поочередного подключения к системе пяти участков теплосети казарменной и жилой зоны военного городка *** *** показали, что ни один из них не готов к работе в отопительном сезоне 2018-2019 годов. Проведенные гидродинамические испытания сети трубопроводов выявили высокую степень износа теплосети.
Перечень неисправных тепловых сетей, требующих капитального и текущего ремонта отражен в акте общего весеннего осмотра от ***.
Министерство обороны Российской Федерации и филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО самоустранились от осуществления возложенных на них функций, мер по устранению имеющихся нарушений не принимают.
На основании изложенного, истец просит признать бездействие должностных лиц Министерство обороны Российской Федерации и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО, связанных с непринятием мер по проведению капитального и текущего ремонтов котельной *** и тепловых сетей военного городка *** ***, укомплектованию штата котельной и обеспечением работников необходимыми расходными материалами, рабочим инструментом и спецодеждой, незаконным; обязать Министерство обороны Российской Федерации и филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО провести капитальный и текущий ремонт котельной *** и тепловых сетей военного городка *** ***, укомплектовать штат названной котельной, а также обеспечить работников необходимыми расходными материалами, рабочим инструментом и спецодеждой.
Впоследствии представитель истца уточнил исковые требования, просит признать бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО, связанных с непринятием мер по проведению текущего обслуживания (далее – ТО), капитального ремонта (далее – КР) и текущего ремонта (далее – ТР) котельной *** и тепловых сетей военного городка ***
***, укомплектованию штата котельной и обеспечению работников необходимыми расходными материалами, рабочим оборудованием, инструментом и спецодеждой, незаконным.
Обязать филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО в целях обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в срок до *** осуществить подготовку котельной *** к отопительному периоду 2018-2019 годов, для чего провести: ТО котлов ***, углубленное экспертное обследование специализированной организации для определения степени износа и вида ремонта котла ***, ТО трех экономайзеров ***, ТР дымовых труб и газоходов, ТО насосов ***, ТР насосов ***, ТО тягодутьевого оборудования ***, ТР тягодутьевого оборудования ***, ТО оборудования водоподготовки *** ТР оборудования водоподготовки деаэратора ***, деаэратора ***, фильтра ***, фильтра ***, ТО трубопроводов пара в пределах котельной ***, ТР наружных трубопроводов и арматуры котельной, ТО заземления и молниезащиты котельной, ТО внутрикотельных газопроводов, ТО и ТР электрооборудования и силовых электрокабелей, ТО и ТР насоса ***, ТО и ТР подогревателей ***, ТО и ТР КИПиА и приборов учета, ТР следующих участков тепловых сетей военного городка *** ***: <***>.
Обязать филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО отремонтировать котельную ***, для чего: провести ТР и ТО ограждений (восстановить), ТР стен (оштукатурить, побелить), ТО несущих конструкций, ТР фундамента (оштукатурить, залить бетон), ТР отмостки (бетонирование), ТО перекрытий, ТО окон и дверей (ремонт оконных рам, дверных блоков, частичное остеклённые), ТР полов (бетонирование), а также укомплектовать штат названной котельной и обеспечить работников необходимыми расходными материалами, рабочим оборудованием инструментом и спецодеждой.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в целях обеспечения надежности теплоснабжения потребителей осуществить капитальный ремонт котельной ***, для чего: провести капитальный ремонт кровли крыши котельной *** (смена покрытия), насосного оборудования ***, тягодутьевого оборудования *** оборудования водоподготовки в виде бака мерника 7м?, емкости запаса водопроводной воды 100 м? и емкости запаса подпиточной воды 60 м?, а также капитальный ремонт следующих участков тепловых сетей военного городка *** ***: <***>, а также капитальный ремонт тепловых камер.
Представитель истца старший помощник Военного прокурора Чебаркульского гарнизона Щиголев А.А. в судебном заседании на иске настаивал, поддержал уточнение исковых требований и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО Ковалев А.С., действующий на основании доверенности № 370 от 28.12.2017, просил в удовлетворении исковых требований к филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отказать, поскольку филиал является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица ФГКУ «Приволжско — Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представили.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, представителя соответчика, судом был решен вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ФГКУ «Приволжско — Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России указал, что указанные объекты жилищно — коммунального хозяйства были переданы ФГБУ «ЦЖКУ» от третьего лица на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от *** *** и акта *** от ***. С указанного момента ФГБУ «ЦЖКУ» несет обязательства по содержанию указанного имущества.
Котельная и тепловые сети являются имуществом, предназначенным для осуществления деятельности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от *** *** с *** создано ФГКУ «ЦЖКХ» Министерства обороны Российской Федерации, основными целями деятельности которого являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации свои полномочия в части содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в частности по эксплуатации объектов теплоснабжения, возложило на ФГКУ «ЦЖКХ» Министерства обороны Российской Федерации (т. 3 л.д. 66).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.ст. 1, 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 № 335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от *** *** с *** создано ФГКУ «Центральное жилищно — коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (сокращено — ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
В силу положений Устава ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно — коммунального хозяйства. Основными целями деятельности ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиал ФГБУ «Центральное жилищно — коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), целями и основными задачами указанного филиала является обеспечение безаварийного и качественного предоставления потребителям услуг в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 66 — 84, 130, т. 3 л.д. 21-25).
Приказом врио командующего войсками ЦВО *** от *** за филиалом ФГБУ «Центральное жилищно — коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) закреплены фонды военных городков, в частности, в *** военный городок *** (т. 1 л.д. 86, 97).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации *** от ***, актом приема — передачи объектов недвижимого имущества *** от *** ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России передано на праве оперативного управления недвижимое имущество, в частности, нежилое здание — котельная ***, расположенная по адресу: ***, в/г *** (т. 1 л.д. 146, 196, т. 2 л.д. 9-10, 12).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из анализа указанных правовых норм следует, что право оперативного управления имеет вещный характер, и, следовательно, не только предоставляет правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает обязанности по содержанию имущества.
Как усматривается из материалов дела, нежилое здание - котельная *** и тепловые сети, расположенные на территории военного городка *** *** протяженностью свыше 60000 п.м., введены в эксплуатацию 1975 - 1976 гг. (т. 2 л.д. 185-195).
Военной прокуратурой Чебаркульского гарнизона совместно со специалистами Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно — коммунального хозяйства на предмет технического содержания и эксплуатации котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** в ***.
Перечень дефектов в работе нежилого здания - котельной *** и неисправных тепловых сетей, требующих капитального и текущего ремонта, отражен в акте общего весеннего осмотра котельной ***, в ведомостях о дефектах, заключении *** от *** экспертизы промышленной безопасности на сооружение — кирпичная дымовая труба H=30,0м До=2,0м, акте обследования котельной *** от *** (т. 2 л.д. 14 — 184, т. 3 л.д. 92 - 118).
Таким образом, материалами дело подтверждено и ответчиком не представлено доказательств обратного, что бездействие собственника в отношении закрепленного имущества по не проведению ремонта котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** в ***, противоречит требованиям действующего законодательства и является предпосылками к возникновению чрезвычайных ситуаций способных повлечь массовое нарушение прав граждан, заболевания и гибель людей в результате аварии либо остановки котельной ***, привести к срыву отопительного сезона 2018-2019 годов, и одновременно нарушить интересы государства по поддержанию обороноспособности, состоящих в обеспечении бесперебойного предоставления коммунальных услуг.
С целью устранения выявленных нарушений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключены: *** контракт на поставку средств индивидуальной защиты для нужд филиала (т. 3 л.д 146 — 148), *** контракт *** на оказание услуг по ремонту оборудования парового котла *** военного городка *** *** (т. 3 л.д. 154 — 155), *** контракт *** на оказание услуг по проведению режимно — наладочных испытаний и пуско — наладочных работ парового котла *** военного городка *** *** (т. 3 л.д. 157 — 159).
Вместе с тем, из Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации следует, что учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (т. 3 л.д. 27).
Из положения о филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) следует, что филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции или их часть в соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (т. 3 л.д. 41).
В силу ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 24.06.2008 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Таким образом, в силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России работы по проведению текущего обслуживания и текущего ремонта котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** ***, комплектации штата котельной и работников необходимыми расходными материалами, рабочим оборудованием, инструментом и спецодеждой, должны выполнятся - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Правом на замену ненадлежащего ответчика филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на надлежащего - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, представитель истца не воспользовался, несмотря на разъяснение суда в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцу в исковых требованиях к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о проведении текущего обслуживания и текущего ремонта котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** ***, поскольку требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с п.п. 6, 7 и 8 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, основными задачами Минобороны России являются поддержание необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно п.п. 52 и 68 раздела II названного Положения Минобороны России в соответствии со своими полномочиями организует ремонт имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 68.4 раздела II указанного Положения определено, что Минобороны России организует выполнение работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
При таких обстоятельствах ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей по проведению капитального ремонта имущества - котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** ***, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц по обеспечению бесперебойного предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, исковые требования Военного прокурора Чебаркульского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению капитального ремонта котельной *** и тепловых сетей подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует возложить на ответчика.
В связи с чем, с Министерства обороны Российской Федерации в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Чебаркульского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу Федерального Государственного учреждения «Центральное жилищно — коммунальное управление» Минобороны России о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия, — удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта котельной *** и тепловых сетей, расположенных на территории военного городка *** ***.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в целях обеспечения надежности теплоснабжения потребителей осуществить капитальный ремонт котельной ***, для чего: провести капитальный ремонт кровли крыши котельной *** (смена покрытия), насосного оборудования ***, тягодутьевого оборудования ***, оборудования водоподготовки в виде бака мерника 7м?, емкости запаса водопроводной воды 100 м? и емкости запаса подпиточной воды 60 м?, а также капитальный ремонт следующих участков тепловых сетей военного городка *** ***: <***>, а также капитальный ремонт тепловых камер.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований к филиалу Федерального Государственного учреждения «Центральное жилищно — коммунальное управление» Минобороны России - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Прилепина
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>