Дело № 2-77/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., истца Новоселовой И.В., ее представителя Лаврененко У.М., представителя ответчика Кокунина Р.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Новоселовой И.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения с прекращением на него права собственности,
установил:
Новоселова И.В. обратилась в суд с иском к МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором с учетом уточнения исковых требований просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей (истцу) вне очереди равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13,3 кв.м. в пределах города Томска по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> с зачетом его стоимости; прекратить ее (Новоселовой И.В.) право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> общей площадью 13,3 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником квартиры <адрес обезличен>. Многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. Требованием от 16.04.2013 администрация Ленинского района г. Томска предложила ей (истцу) совместно с другими собственниками в течение шести месяцев со дня получения требования произвести снос многоквартирного дома. Постановлением от 18.03.2016 администрация Города Томска приняла решение об изъятии для муниципальных нужд помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. В настоящее время ее (истца) семья проживает в спорной квартире, поскольку не имеет другого жилья и денежных средств для его приобретения. Распоряжением администрации Томской области дом по адресу: <адрес обезличен> включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы как подлежащий расселению до 31.12.2020. Она (истец) неоднократно обращалась в администрацию Ленинского района г.Томска с заявлением о предоставлении ее семье другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры.
Истец Новоселова И.В., действующая также как законный представитель несовершеннолетнего третьего лица ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в настоящее время проживает с семьей в аварийном доме, всех остальных жильцов расселили, полагает, что существует угроза обрушения дома.
Представитель истца Лаврененко У.М., действующая на основании ордера адвоката № 19/61 от 10.08.2019 и по устному ходатайству истца, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что дом, в котором в настоящее время проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, его физический износ по состоянию на 2012 год уже составлял 64%, в настоящее время состояние жилого дома еще больше ухудшилось. Истец включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем в силу положений Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» истец имеет право на предоставление ей другого жилого помещения взамен аварийного или на получение выкупной стоимости принадлежащего ей жилого помещения. Администрация г. Томска каких-либо действий по выкупу у истца аварийного жилого помещения не производит. Истец воспользовалась своим правом и просит предоставить ей другое жилое помещение взамен аварийного.
Представитель ответчика администрации г. Томска Кокунин Р.О., действующий на основании доверенности № 7923 от 18.11.2019 сроком действия на 1 год, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что постановление администрации г. Томска от 12.02.2013 о признании дома по адресу: <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу не содержит сроков по отселению лиц, проживающих в квартирах, являющихся частной собственностью. Жилищные права собственника жилого помещения в аварийном доме подлежат реализации в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры. Однако истец по вопросу заключения соглашения о выкупной стоимости принадлежащего ей жилого помещения в администрацию Ленинского района г. Томска не обращалась. Кроме того, стороной истца в материалы дела не представлено доказательств, что проживание в жилом помещении несет угрозу жизни и здоровью. Дополнительно в судебном заседании указал, что администрацией Города Томска в ноябре 2019 года подавалось исковое заявление в суд о выкупе у истца жилого помещения, однако иск был возвращен. Полагал, что истец после отказа в требовании самостоятельно снести дом должна была обратиться в администрацию Ленинского района г. Томска по вопросу согласования выкупной стоимости принадлежащего ей жилого помещения путем назначения соответствующей экспертизы.
Третье лицо Родионова Е.В., действующая также как законный представитель несовершеннолетнего третьего лица ФИО2, третьи лица Безносов С.В., Лазарев О.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Думлер Ю.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П. Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании, истец Новоселова И.В. является собственником жилого помещения – однокомнатной квартиры площадью 13,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен> Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 02.04.2018 №70/097/002/2018-1325.
Администрацией Города Томска 12.02.2013 принято постановление № 109, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № 845 от 25.12.2012 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания многоквартирный дом по <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. Экспертом МБУ «Проектно-сметное бюро» установлено: физический износ здания составляет 64%, выявленные деформации свидетельствуют о снижении несущей способности конструктивных элементов и эксплуатационных характеристик; для приведения в работоспособное состояние строительных конструкций необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ, включающих замену и усиление отдельных конструктивных элементов.
Таким образом, суд считает, что износ здания в 64% уже по состоянию на 2012 год очевидно свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью проживающих в нем лиц, в том числе, истца и членов ее семьи, при этом в отсутствие какого-либо ремонта к 2020 году состояние дома однозначно ухудшилось, что также подтверждается представленными в материалы дела фотографиями жилого дома по состоянию на 2019 год и пояснениями истца, данными в судебном заседании. Доводы представителя ответчика об обратном достаточными и бесспорными доказательствами не подтверждены.
Как следует из карточки квартиросъемщика от 01.02.2017, в квартире по адресу: <адрес обезличен> помимо собственника – истца Новоселовой И.В., зарегистрированы ее муж Безносов С.В., дочь Родионова Е.В., внучка ФИО2, дочь ФИО1, друг Лазарев О.А.
Из справки администрации Ленинского района г. Томска от 23.09.2019 № 647/04 следует, что Новоселова И.В., <дата обезличена> года рождения, и члены ее семьи: ФИО1, <дата обезличена> года рождения, Родионова Е.В., <дата обезличена> года рождения, ФИО2, <дата обезличена> года рождения, Безносов С.В., <дата обезличена> года рождения, распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 23.11.2016 № 1784 признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 11.08.2005 № 130-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По состоянию на 2019 год учетный номер в отдельном списке граждан № 19.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
На основании изложенного в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.
Доводы ответчика о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ не могут быть приняты во внимание судом.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Вместе с тем из материалов дела следует, что постановление администрации Города Томска № 185 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу по адресу: <адрес обезличен> утверждено 18.03.2016. Требование № 1192 о самостоятельном сносе собственниками помещений многоквартирного дома, от исполнения которого истец отказалась, вручено последней 16.04.2013. В связи с изложенным, шестимесячный срок для добровольного исполнения требования истек 16.10.2013, однако до настоящего времени ответчиком процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, по выкупу жилого помещения не реализована, при этом ссылка представителя ответчика на подачу иска в суд о выкупе жилого помещения истца не может быть принята во внимание, учитывая, что данный иск был возвращен в связи с неподтверждением полномочий на подачу искового заявления.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы», согласно которому планируемая дата переселения жильцов многоквартирного жилого дома <адрес обезличен> в рамках региональной программы – 31.12.2020.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ (п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Таким образом, истец обратилась в суд в пределах предоставленных ей прав, а кроме того, истец просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, а не на праве собственности взамен изымаемого.
При таких данных, признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровью проживающим в нем лицам, нахождение малоимущего истца и членов ее семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также включение жилого дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда являются достаточными основаниями для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования Новоселовой И.В. подлежат удовлетворению и на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13,3 кв.м., находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Новоселовой И.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения с прекращением на него права собственности удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Новоселовой И.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13,3 кв.м., находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> с зачетом его стоимости.
Со дня предоставления муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска Новоселовой И.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 13,3 кв.м., находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, прекратить право собственности Новоселовой И.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 21.01.2020.
УИД 70RS0004-01-2019-003595-10