Решение по делу № 2-620/2017 ~ М-703/2017 от 07.07.2017

Дело № 2-620/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2017 года с.Раевский

Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаревой О.В.,

при секретаре Евграфовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене Решения об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Альшеевский районный суд Республики Башкортостан с вышеуказанным иском к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан указав в обоснование, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес> РБ. В графе отец свидетельства о рождении записан «ФИО12», в графе мать записана «ФИО11». Отец истца -ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ, а мать - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей на основании постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 назначена его бабушка ФИО8, которая занималась содержанием и воспитанием. Постановлением главы администрации МО Раевский сельсовет <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 назначена его тетя ФИО13. Опекуны ФИО8, ФИО13, ФИО1, сестра ФИО7, 1993 года рождения проживали по адресу: РБ, <адрес>.

В несовершеннолетнем возрасте истец ФИО1 совершил уголовно-наказуемое деяние. Приговором Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден по ст.ст.<данные изъяты> УК РФ к 9 <данные изъяты> лишения свободы. Назначенное наказание отбывал в местах лишения свободы. Согласно справки об освобождении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы. На момент освобождения из мест лишения свободы ему было полных 26 лет.

По освобождению из мест лишения свободы ФИО1 приехал в дом своего опекуна в <адрес>, своего жилья не имел и не имеет. Жилой дом, где проживали опекуны, тоже ни за кем не зарегистрирован, находится в аварийном состоянии. Несмотря на это данный жилой дом, умершим дедушкой ФИО6 завещан тете ФИО10.

В этом жилом доме жилой площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы: истец ФИО1, сестра истца ФИО7, тетя ФИО10 и тетя ФИО13.

В настоящее время истец ФИО1 на праве собственности никакого недвижимого имущества, в том числе жилого помещения не имеет, что подтверждается справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ Альшеевским территориальным участком Белебеевского филиала ГУП БТИ РБ и Уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию МР <адрес> РБ с просьбой включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении по договору социального найма специализированного жилья. Однако начальником Альшеевского МКУ ОО ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о том, что сирота должен встать на очередь для получения жилья до достижения им возраста 23 лет. До достижения 23 летнего возраста он не мог встать на очередь для получения жилья как сирота по причине того, что он отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением прокурору <адрес> РБ об оказании помощи по разрешению жилищного вопроса на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В своем ответе за от ДД.ММ.ГГГГ на заявление прокурор <адрес> РБ указал, что отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении мне вне очереди жилого помещения.

Обстоятельства и причины в силу которых ФИО1, как лицо, имеющее право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, не смог своевременно встать (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат рассмотрению в судебном порядке. ФИО1 прокурором <адрес> рекомендовано обратиться с исковым заявлением в Альшеевский районный суд РБ.

С начала августа 2016 года ФИО1 состоит в гражданском браке с ФИО3, имеют общего ребенка ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и проживают в квартире, принадлежащей сестре гражданской жены, работает вахтовым методом стропальщиком в ООО «Инжиниринг» в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО1- ФИО2 исковые требования доверителя поддержал полностью и просил их удовлетворить.

Истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 исковые требования просил удовлетворить в полном объеме и добавил, что Органы опеки и попечительства <адрес> до исполнения ему 18 летнего возраста не приняли каких-либо мер по закреплению за ним жилого помещения или же по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка-сироты. Об этой возможности его никто не информировал и не подсказал. В местах лишения свободы его также никто не консультировал. По освобождению из мест лишения свободы в начале ДД.ММ.ГГГГ из телевизионной передачи и затем из интернета узнал о возможности постановки его на учет и поэтому с заявлением обратился в Администрацию муниципального района <адрес> РБ.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО5 действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований на основании того, что ФИО1 до исполнения ему 18 летнего возраста не подал в Администрацию муниципального района <адрес> РБ заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Третье лицо – представитель Органа опеки и попечительства отдела образования <адрес> РБ ФИО4 в судебном заседании просила вынести законное решение, и не нарушать права сироты.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО3 просила суд удовлетворить исковые требования ФИО1

Суд, выслушав стороны, в судебном заседании исследовав и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).

Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Действие положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, суд исходит из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения, которая является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Судом установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ.

Согласно свидетельства о рождении серии VIII-АР , выданного ДД.ММ.ГГГГ Раевским поссоветом <адрес> БАССР отцом ФИО1 записан «ФИО12», матерью записана «ФИО11».

ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти родителей на основании Постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ моим опекуном ФИО1 была назначена бабушка ФИО8, которая занималась его содержанием и воспитанием.

Постановлением главы администрации МО Раевский сельсовет <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 была назначена тетя ФИО13.

Таким образом, ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию муниципального района <адрес> РБ с просьбой включить его в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении по договору социального найма специализированного жилья. Однако начальником Альшеевского МКУ ОО ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что сирота должен встать на очередь для получения жилья до достижения им возраста 23 лет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением прокурору <адрес> РБ об оказании помощи по разрешению жилищного вопроса на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В своем ответе за от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> Республики Башкортостан указал, что отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении мне вне очереди жилого помещения. Обстоятельства и причины в силу которых лицо, имеющее право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, не смог своевременно встать (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Данный отказ Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа научет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; установление обстоятельств того, что лицо предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Как установлено в судебном заседании, о наличии у ФИО1 права на постановку на учет по категории «ребенок-сирота» в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, последний узнал в начале 2016 года, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию МР <адрес> РБ о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма специализированного жилья

Доказательств осведомленности ФИО1 о данном праве более ранней датой, ответчиками не представлено.

Устанавливая попечительство и имея сведения о том, что ФИО1, который отнесен к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, ни органом опеки и попечительства, ни попечителем не было предпринято мер по своевременному принятию его на учет для обеспечения жилым помещением.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

В данном случае государство в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и органа опеки и попечительства, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили.

Судом учитывается, что ФИО1 после смерти своих родителей, в несовершеннолетнем возрасте, в силу тяжелой жизненной ситуации объективно не мог знать положений законодательства Российской Федерации о наличии у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В связи с изложенным, суд полагает, что ФИО1 не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки, а также, учитывая при этом и то обстоятельство, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он являлся несовершеннолетним и его вины, в нарушении его прав на получение жилья, не имеется.

Суд также полагает, что само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По смыслу жилищного законодательства, право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

Как установлено судом, в рассматриваемом случае органами опеки и попечительства, на которые в силу ст. 121 Семейного кодекса РФ возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловливает их обязанность по выявлению, учету, устройству таких детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания и воспитания, соответствующих мер в отношении ФИО1 не было принято, закрепление за указанным лицом жилья фактически не произошло.

При таких обстоятельствах, свидетельствующих о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления, к которому в соответствующий период времени относились функции опеки и попечительства, своих обязанностей в отношении указанного лица, суд приходит к выводу о том, что отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в получении жилья, обусловленное наличием с его стороны уважительных причин, приведших к этому, не может являться препятствием к удовлетворению его настоящих исковых требований.

До настоящего времени ответчиком соответствующее жилое помещение ФИО1 не предоставлено, в связи, с чем нарушены его жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Довод ответчика о том, что истец в несовершеннолетнем возрасте не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Положения ст. 70 и ст. 69 ЖК РФ связывают возникновение права пользования жилым помещением других родственников, а также иных лиц не только с самим фактом вселения и проживания названных лиц в жилом помещении, а с фактом совместного проживания с нанимателем на правах члена его семьи и ведения с ним общего хозяйства.

Согласно ст. 679 ГК РФ, для вселения граждан в качестве постоянно проживающих с нанимателем необходимо получить согласие не только нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в также наймодателя.

В абзаце 8 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу п. 2 ст. 36 ГК Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу п. 1 ст. 148 СК Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК Российской Федерации.

Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно это правило распределения бремени доказывания закреплено в части 1 ст. 56ГПК РФ.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 на праве собственности жилого помещения не имеет, что подтверждается справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ Альшеевским территориальным участком Белебеевского филиала ГУП БТИ РБ и Уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Вместе с тем для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, в качестве дополнительных гарантий прав на жилище законодатель предусмотрел возможность внеочередного получения жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К такой категории были отнесены дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, установив в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, учел особенности положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, определив круг лиц, имеющих право на обеспечение такими помещениями из жилищного фонда социального использования, основания и порядок их предоставления (глава 7), и ограничив при этом круг субъектов, которым гарантируется право внеочередного предоставления жилых помещений (часть 2 статьи 57).

Закрепленное положениями Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование, устанавливающее особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на их защиту и установление дополнительных гарантий и не может рассматриваться как ограничивающее или нарушающее их права (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 746-О-О).

При этом положения жилищного законодательства, гарантирующие обеспечение жильем и устанавливающие порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, не препятствуют реализации жилищных прав иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования (в частности, членов семей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), не исключают принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не ограничивают в возможности получения жилых помещений. Так, в случае предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возникновения либо наличия оснований для предоставления жилых помещений по договорам социального найма у членов семьи названного лица последние также вправе реализовать свои жилищные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Как установлено судом, ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.

Таким образом, суд находит, что ФИО1 в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» безусловно, относится к категории детей-сирот, имеющих право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Положениями п. 7 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12. 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в связи, с чем исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Решение начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений и в постановке на учет по категории «ребенок-сирота» в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ поставить ФИО1 на учет по категории «ребенок-сирота» в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Альшеевский суд Республики Башкортостан.

Председательствующий: Бондарева О.В.

Копия верна.

Судья: Бондарева О.В.

2-620/2017 ~ М-703/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ахметнабиев Владислав Рустамович
Ответчики
Администрация МР Альшеевский район РБ
Другие
Абдулова Эльвира Ураловна
Фаизов Мавлетзян Насырович
Сектор по опеке и попечительству Альшеевского МКУ ООО Администрации
Суд
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Бондарева О.В.
Дело на странице суда
alsheevsky--bkr.sudrf.ru
07.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2017Передача материалов судье
11.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2017Судебное заседание
16.08.2017Судебное заседание
18.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее