Дело № 2-222/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Смирнова И.К. к администрации <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования по завещанию,
у с т а н о в и л :
Смирнова И.К. посредством своего представителя Захарова А.П., действующего на основании доверенности с правом подписывать и предъявлять исковое заявление, обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к администрации <данные изъяты> о признании за ней, Смирнова И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке наследования по завещанию после матери - Алексеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, права собственности на жилой дом с сенями и верандой (литеры А, а1, а2) общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м, ворота (литера I) и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные под № по <адрес> в <адрес> Чувашской Республики, ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения статьей 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ после смерти её матери Алексеева М.А. осталось наследство, состоящее, в том числе, из вышеуказанного земельного участка и жилого дома с надворными постройками, расположенных по адресу: <адрес> При жизни Алексеева М.А. было составлено завещание, согласно которому она всё своё имущество завещала ей (истцу). Данное завещание не отменено и не изменено. После смерти Алексеева М.А. она обрабатывала земельный участок, ухаживала за жилым домом. Оформление наследственных прав по завещанию к имуществу после смерти Алексеева М.А. возможно лишь в судебном порядке.
Истец Смирнова И.К. и ее представитель Захаров А.П., извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Ответчик - администрация <данные изъяты>, также третье лицо - У., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо возражений относительно исковых требований не представили. Согласно заявлению глава администрации <данные изъяты> П. просила рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании (л.д.№).
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
По постановлению главы сельской администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков за гражданами», принятого в период действия вышеуказанных статей ЗК РСФСР 1991 года, за Алексеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> был закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га в собственность, в том числе <данные изъяты> га при доме (л.д.№
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), и постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении местоположения» (л.д.№) земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м присвоены кадастровый № и адресный ориентир (местоположение): <адрес>.
Согласно техническому паспорту, составленному МП «БТИ <адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), под № по <адрес> расположены жилой дом с сенями и верандой (литеры А, а1, а2) общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м, ворота (литера I).
Справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), выпиской из похозяйственной книги № администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, составленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), подтверждается, что собственником этого домовладения являлась Алексеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и она же в нём постоянно проживала и была зарегистрирована на день смерти.
По сведениям государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) право собственности на жилой дом и земельный участок Алексеева М.А. при жизни не зарегистрировала, также чьё-либо право на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о смерти Алексеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чувашской Республики (л.д.№). В этот день в соответствии со ст.ст. 528, 529 ГК РСФСР открылось наследство, состоящее, в том числе, из вышеуказанных домовладения и земельного участка.
Регистрация права на домовладение и земельный участок умершей Алексеева М.А. в связи с прекращением её правоспособности стала невозможна. Однако отсутствие государственной регистрации права не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования, так как государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
Поскольку государственный акт являлся всего лишь правоподтверждающим документом, его отсутствие не может быть препятствием для включения принадлежавшего Алексеева М.А. земельного участка в его наследственную массу, поскольку имеется правоустанавливающий документ - постановление органа, наделенного полномочиями по передаче земли в собственность.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
На момент открытия наследства, т.е. смерти Алексеева М.А., действовал раздел VII Гражданского кодекса РСФСР, статьей 532 которого было установлено, что к числу наследников по закону относились: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 527 ГК РСФСР (действовавшего на момент смерти наследодателя) наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не было изменено завещанием. В силу статьи 528 ГК РСФСР временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеева М.А. составила завещание, и всё своё имущество завещала своей дочери - Смирнова И.К. (л.д.№). Завещание было нотариально удостоверено секретарем <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов <адрес> и зарегистрировано в реестре за № (л.д.№). Впоследствии данное завещание наследодателем не отменялось, не изменялось (л.д.№), недействительным не признано, а потому порождает правовые последствия.
Согласно статье 546 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Алексеева М.А., для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Под владением понимается физическое обладание имуществом, в том числе и возможное пользование им. Фактическим вступлением во владение наследством исходя из нормы статьи 533 ГК РСФСР признавалось, в частности, совместное проживание наследника с наследодателем, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Изучение копии наследственного дела № на имущество Алексеева М.А. (л.д.№) показало, что в течение шести месяцев со дня открытия наследства истец Смирнова И.К. обратилась к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства по завещанию, и ДД.ММ.ГГГГ нотариусом на имя Смирновой И.К. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на принадлежавший Алексеева М.А. приватизационный чек.
Данные обстоятельства свидетельствуют в силу статьи 546 ГК РСФСР о принятии Смирновой И.К. наследуемого имущества после смерти матери Алексеева М.А..
При установленных обстоятельствах и в силу вышеприведенных правовых норм, также принимая во внимание, что наличия наследников по закону после смерти Алексеева М.А., претендующих на обязательную долю в наследстве, судом не установлено и по материалам дела не усматривается, суд находит иск Смирновой И.К. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Приходя к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, суд также учитывает, что ответчик на наследственное имущество не претендует и им права Смирновой И.К. на домовладение и земельный участок не оспариваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Смирнова И.К. удовлетворить.
Признать за Смирнова И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке наследования по завещанию после матери - Алексеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилой дом с сенями и верандой (литеры А, а1, а2) общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м, ворота (литера I) и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенные под № по <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>