Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1704/2020 ~ М-1457/2020 от 20.05.2020

63RS0039-01-2020-001837-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1704/2020 по исковому заявлению Разиной Е. С. к Администрации г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара об обязании включить в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Разина Е.С. обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Администрации г.о.Самара об обязании включить в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что она, Разина Е.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Промышленного районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ ее мать Дорохова Н.М. лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ мать истицы умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-EP . Отец истицы Дорохов С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-EP . Постановлением Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Дорохова (Разина) Е.С. определена в детское государственное учреждение, за ней закреплена жилая площадь по адресу <адрес>. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть включены в список на получение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений после достижения ими возраста 23 лет в тех случаях, когда они на момент достижения возраста 23 лет обладали правом на получение жилого помещения, но не реализовали его. Она обладала правом на обеспечение жилым помещением, но не реализовала его. Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , ей было отказано во включении в список. Полагает, что причины пропуска ею срока обращения за постановкой на учет уважительными, вызванными ненадлежащим исполнением органам местного самоуправления возложенных на него обязанностей по даче разъяснений относительно порядка обеспечения жильем. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Администрацию г.о.Самара включить в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика был привлечен, Департамент опеки попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, истица требования заявила к двум ответчикам.

Истец Разина Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков Администрации г.о.Самара и Департамента опеки попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара по доверенности Филатова И.С. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором исковые требования не признала по мотивам, изложенным в нем, представила письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных в материалы дела документов, Разина Е.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Решением Промышленного районного суда г.Самара от 30.01.1995 года ее мать Дорохова Н.М. лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ мать истицы умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-EP .

Отец истицы Дорохов С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-EP .

Постановлением Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ года несовершеннолетняя Дорохова (Разина) Е.С. определена в детское государственное учреждение.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76), выданной ГКО учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о.Чапаевска, Дорохова (Разина) Е.С., ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в МОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате VII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г.Самары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла на дальнейшее профессиональное обучение в <адрес>

Постановлением Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплена жилая площадь по адресу <адрес>, жилой площадью 33,1 кв.м, где она зарегистрирована по настоящее время, что подтверждается справкой выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ. Помимо истицы на данной площади зарегистрировано восемь человек.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее достижения возраста 18 лет.

В силу п.9 ст.8 того же закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из материалов дела усматривается, что после окончания обучения в указанных выше образовательных учреждениях истица в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на льготных условиях не обращалась, в связи с чем на учет своевременно поставлена не была.

В 2019 году, то есть в возрасте 32 лет, Разина Е.С. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации г.о.Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 14.10.2019 года , ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением на момент подачи заявления возраста 32 лет.

Вместе с тем, защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» части 1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому юридически значимыми в любом случае являются причины, в силу которых истица своевременно не встала (не была поставлен) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к указанной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, предельный возраст 23 года для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот отменен.

Согласно ч.3 Правил формирования списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определен п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 названного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и достигшие возраста 14 лет.

В Самарской области с 01.01.2013 года действует Закон Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», в соответствии с которым полномочия по обеспечению реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, по ведению списка, указанного в п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданы муниципальным образованиям при условии финансового обеспечения за счет областного бюджета.

Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.

В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов).

В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей данного федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).

В связи с чем отсутствие подачи указанного выше заявления органом опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилым помещением Разиной Е.С. и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное законом право в установленный срок.

Исходя из обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года), наличие закрепленного жилого помещения не свидетельствует об отсутствии условий для предоставления детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди в том случае, если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, независимо от того, были ли эти лица признаны малоимущими.

Как установлено судом, за истицей закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 46,2 кв.м, жилой площадью 33,1 кв.м, где помимо истицы зарегистрировано восемь человек. Таким образом, общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы.

С учетом вышеизложенного, проанализировав установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и исследовав представленные сторонами доказательства, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Разиной Е. С. удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о.Самара и Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара включить Разину Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Самарской области на территории г.о.Самара.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательном форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.07.2020 года.

Судья            (подпись)                Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-1704/2020 ~ М-1457/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разина Е.С.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2020Предварительное судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее